Смекни!
smekni.com

Методы и формы научного познания (стр. 6 из 13)

«Современные комплексные научно-технические дисциплины и исследования, являются реальнос­тью современной науки. Однако они не укладываются в традиционные организационные формы и методологические стандар­ты. Именно в сфере этих исследований и дисциплин осуществ­ляется сейчас практическое «внутреннее» взаимодействие об­щественных, естественных и технических наук... Такие исследования (к которым, например, относятся исследования в области искусственного интеллекта) тре­буют особой организационной поддержки и поиска новых орга­низационных форм науки Однако, к сожалению, их развитие затрудняется именно в силу их нетрадиционности, отсутствия в массовом (а иногда и профессиональном) сознании четкого представления об их месте в системе современной на­уки и техники»[20].

Ныне комплексность (как один из важных аспектов диалек­тической методологии) является составным элементом современ­ного глобального мышления. Основанные на нем поиски реше­ния глобальных проблем современности требуют научно обосно­ванного (и политически взвешенного) комплексного подхода.

4.2.2. Принцип рассмотрения во взаимосвязи. Системное познание.

Проблема учета связей исследуемой вещи с другими вещами занимает важное место в диалектическом методе познания, от­личая его от метафизического. Метафизичность мышления мно­гих ученых-естествоиспытателей, игнорировавших в своих ис­следованиях реальные взаимосвязи, существующие между объек­тами материального мира, породила в свое время немало труд­ностей в научном познании. Преодолеть эти трудности помог начавшийся в XIX в. переход от метафизики к диалектике, «...рассматривающей вещи не в их изолированности, а в их вза­имной связи»[21].

Прогресс научного познания уже в XIX в., а тем более в XX столетии показал, что любой ученый — в какой бы области зна­ния он ни работал — неизбежно потерпит неудачу в исследова­нии, если будет рассматривать изучаемый объект вне связи с другими объектами, явлениями или если будет игнорировать характер взаимосвязей его элементов. В последнем случае ока- жется невозможным понять и изучить материальный объект в его целостности, как систему.

Система — это всегда некоторая целостность, представляющая собой совокупность элементов, функциональные свойства и возможные состояния которой обусловлены не только составом, стро­ением и т. п. составляющих ее элементов, но и характером их взаимных связей.

Для изучения объекта как системы требуется и особый, сис­темный подход к его познанию. Последний должен учитывать качественное своеобразие системы по отношению к своим эле­ментам (т. е. что она — как целостность — обладает свойствами, которых нет у составляющих ее элементов).

При этом следует иметь в виду, что «... хотя свойства систе­мы в целом не могут быть сведены к свойствам элементов, они могут быть объяснены в своем происхождении, в своем внут­реннем механизме, в способах своего функционирования на ос­нове учета свойств элементов системы и характера их взаимо­связи и взаимообусловленности. В этом заключена методологи­ческая суть системного подхода. В противном случае — если бы между свойствами элементов и характером их взаимосвязи, с одной стороны, и свойствами целого, с другой стороны, не было связи, не было бы никакого научного смысла в рассмотрении системы именно как системы, то есть как совокупности элемен­тов с определенными свойствами. Тогда пришлось бы систему рассматривать просто как вещь, обладающую свойствами безот­носительно к свойствам элементов и структуре системы»[22].

«Принцип системности требует разграничения внешней и внутрен­ней сторон материальных систем, сущности и ее проявлений, обнару­жения многоразличных сторон предмета, их единства, раскрытия формы и содержания, элементов и структуры, случайного и необходи­мого и т. п. Этот принцип направляет мышление на переход от явлений к их сущности, к познанию целостности системы, а также необходимых связей рассматриваемого предмета с окружающими его предметами процессами. Принцип системности требует от субъекта ставить в центр познания представ­ление о целостности, которое призвано руководить познанием от начала и до конца исследования, как бы оно ни распадалось на отдельные возможно, на первый взгляд и не связанные друг с другом, циклы или моменты; на всем пути познания представление о целостности будет изменяться, обогащаться, но оно всегда должно быть системным, целостным представлением об объекте»[23].

Принцип системности нацелен на все­стороннее познание предмета, как он существует в тот или иной момент времени; он нацелен на воспроизведение его сущности, интегративной основы, а также разнообразие его аспектов, проявлений сущности при ее взаимодействии с другими материальными системами. Здесь пред­полагается, что данный предмет отграничивается от своего прошлого, от предыдущих своих состояний; делается это для более направленного познания его актуального состояния. Отвлечение от истории в этом случае — законный прием познания.

Распространение системного подхода в науке было связано с усложнением объектов исследования и с переходом от метафизико-механистической методологии к диалектической. Симпто­мы исчерпания познавательного потенциала метафизико-механистической методологии, ориентировавшийся на сведение слож­ного к отдельным связям и элементам, появились еще в XIX в., а на рубеже XIX и XX вв. кризис такой методологии обнару­жился уже совершенно отчетливо, когда здравый человеческий рассудок все больше начал соприкасаться с предметами, взаимодействующими с другими материальными системами, со следствиями, которые уже нельзя (не допуская явной ошибки) отрывать от породивших их причин.

4.2.3. Принцип детерминизма.

Детерминизм — (от лат. determino — определяю) — это фило­софское учение об объективной закономерной взаимосвязи и вза­имообусловленности явлений материального и духовного мира. Основу данного учения составляет положение о существовании причинности, т. е. такой связи явлений, в которой одно явление (причина) при определенных условиях с необходимостью порождает другое явление (следствие). Еще в трудах Галилея, Бэкона, Гоббса, Декарта, Спинозы было обосновано положение о том, что при изучении природы надо искать действующие причины и что «истинное знание есть знание посредством причин»(Ф. Бэкон).

Уже на уровне явлений детерминизм позволяет отграничить необходимые связи от случайных, существенные от несущественных, установить те или иные повторяе­мости, коррелятивные зависимости и т. п., т. е. осуществить продвиже­ние мышления к сущности, к каузальным связям внутри сущности. Функциональные объективные зависимости, например, есть связи двух и более следствий одной и той же причины, и познание регулярностей на феноменологическом уровне должно дополняться познанием гене­тических, производящих причинных связей. Познавательный процесс, идущий от следствий к причинам, от случайного к необходимому и существенному, имеет целью раскрытие закона. Закон же детермини­рует явления, а потому познание закона объясняет явления и изменения, движения самого предмета.

Современный детерминизм предполагает наличие разнообразных объективно существующих форм взаимосвязи явлений. Но все эти формы в конечном счете складываются на основе всеобще действующей причинности, вне которой не существует ни одно явление действительности.

4.2.4. Принцип изучения в развитии. Исторический и логический подход в познании.

Принцип изучения объектов в их развитии является одним из важнейших принципов диалектического метода познания. В этом состоит одно из принципиальных отличий.диалектическо­го метода от метафизического. Мы не получим истинного зна­ния, если будем изучать вещь в мертвом, застывшем состоянии, если будем игнорировать такой важнейший аспект ее бытия, как развитие. Только изучив прошлое интересующего нас объек­та, историю его возникновения и формирования, можно понять его нынешнее состояние, а также предсказать его будущее.

Принцип изучения объекта в развитии может реализоваться в познании двумя подходами: историческим и логическим (или, точнее сказать, логико-историческим).

При историческом подходе история объекта воспроизводит­ся в точности, во всей ее многогранности, с учетом всех деталей, событий, включая и всякого рода случайные отклонения, «зиг­заги» в развитии. Такой подход применяется при подробном, доскональном изучении человеческой истории, при наблюдени­ях, например, за развитием каких-то растений, живых организ­мов (с соответствующими описаниями этих наблюдений во всех подробностях) и т. д.

При логическом подходе также воспроизводится история объекта, но при этом она подвергается определенным логичес­ким преобразованиям: обрабатывается теоретическим мышлением с выделением общего, существенного и освобождается в то же время от всего случайного, несущественного, наносного, мешаю­щего выявлению закономерности развития изучаемого объекта.

Такой подход в естествознании XIX в. был успешно (хотя и стихийно) реализован Ч. Дарвиным. У него впервые логичес­кий процесс познания органического мира исходил из истори­ческого процесса развития этого мира, что позволило научно решить вопрос о возникновении и эволюции видов растений и животных.