Смекни!
smekni.com

Мишель Нострадамус (стр. 2 из 2)

Вскоре после этого Нострадамус умер. Он точно знал время и час своей смерти. В принадлежавшем ему экземпляре эфемерид Стадиуса напротив одной даты стояла помета:«Нiс ргоре mors est». («Смерть близка»). Эпитафия на его могиле гласит: «Здесь по­коятся бренные останки Нострадамуса, божественное перо которого описывало будущие события всей зем­ли согласно влиянию звезд. Мир праху его. Да не по­беспокоит никто его останки.»

Многие верили, что и после смерти Нострадамус будет продолжать писать свои центурии. По этой причине он был похоронен в вертикальном положе­нии. Слова эпитафии, однако, не были услышаны по­томками. В 1791 году, в самый разгар якобинского террора, его могила была осквернена, а кости выбро­шены из гробницы. Однако на следующий день, как это и было предсказано Нострадамусом, тот, кто ос­мелился потревожить прах человека, составлявшего гордость французской культуры, был найден мер­твым. Впоследствии останки пророка были вновь со­браны и перезахоронены в церкви Святого Лаврен­тия, где и находятся до сегодняшнего дня. Там же хра­нится, вмурованный в стену, и единственный подлин­ный портрет Нострадамуса, принадлежащий кисти его сына Цезаря.

Посмертной славой Нострадамус во многом был обязан своим «Центуриям» — пророческим циклам, сгруппированным по 100 катренов каждый. Предска­зание охватывает период с 1555 по 3797 годы. Био­графы утверждают, что публикацию своих проро­честв Нострадамус предпринял для того, чтобы защи­титься от ложных прорицаний, распространяемых от его имени.

В «Центуриях» содержатся удивительные по дос­товерности рассказы о грядущих событиях. Проро­ческий взгляд Нострадамуса, казалось, легко прони­кал сквозь толщу столетий, но язык его представляет для исследователей множество загадок. В этом по­винны и латинский синтаксис его французских фраз, и грамматические изыски, и многократные сокращения слов, и анаграммы, и многое другое. В единственном катрене, написанном по латыни, Нострадамус предает анафеме всех тех, кто будет пытаться проникнуть в смысл его пророчеств без должной подготовки.

Отношение к наследию Нострадамуса никогда не было однозначным. Во всем мире и преклонение пе­ред его гением, и яростное возмущение его предсказа­ниями исходили как из революционных, так и реакци­онных кругов. Конечно, наиболее решительного про­тивника Нострадамус нашел в лице церкви, никогда не мирившейся с тем, что он предсказал ей гонения и падение престижа на долгие времена. Гитлеру и его приближенным Нострадамус представлялся чем-то вроде иудейского черного ворона, свившего себе страшное гнездо между синагогой и церковью, что не мешало им использовать его пророчества в пропаган­дистских целях.

В отличие от творцов многочисленных утопий, обещавших человечеству достижение земного рая, Нострадамус разрушает многие иллюзии относитель­но будущего. В этом смысле он ближе к тем авторам фантастических романов, для которых в будущем, как в увеличительном стекле, фокусируются пороки и яз­вы настоящего. Классические примеры такого виде­ния — роман «Мы» Замятина и «1984 год» Оруэлла.

В нашей стране «Пророчества» Нострадамуса ши­рокого распространения не получили. В царской Рос­сии они были известны лишь в масонских кругах и среди представителей других тайных обществ, и ни­когда не выходили за их пределы. Не было известно имя Нострадамуса в течение многих лет и советскому читателю. Большая советская энциклопедия обходит его молчанием. В качестве причин такого замалчива­ния могут быть названы и эпоха тоталитаризма, и языковые трудности, и особая сложность образного строя «Центурий». Даже в выпущенной издатель­ством «Наука» антологии «Легенды о Фаусте» о Нос­традамусе нет ни слова, хотя он имеет к «Фаусту» не­посредственное отношение. Далеко не случайно именно книга Нострадамуса, по словам Гете, послу­жила Фаусту «руководством по миру духов».

Нострадамус предсказал многое, о чем его совре­менники не могли и мечтать: например, открытие но­вых планет, названия которых (взять хотя бы Нептун) не были для него тайной. Живя в XVI веке, он назы­вает имена будущих исторических деятелей, таких как Рузвельт и Руссо. Согласно Нострадамусу, пре­дел, положенный судьбой мировому владычеству Ан­глии, установлен 1939 годом. Объединение Герма­нии, указанное в его катренах, на наших глазах стано­вится реальностью.

Сейчас в нашей стране широчайшую известность получило пророчество о 73 годах и 7 месяцах. По тексту В.Завалишина, повторяющему в основном английский перевод Генри Робертса, пророчество носит отчетливо «октябрьский» характер. Это сделало воз­можным слишком упрощенное толкование отрывка, и даже дописывание некоторых желаемых подробнос­тей: «Восстанут новые Ксерксы и Аттилы, которые будут уничтожать людей под воздействием страшной красной секты, одной из самых кровавых. И будут страшные бедствия для многих народов, окружающих это сатанинское государство. А хуже всего будет на­родам Тартарии, которые вынуждены будут терпеть это правление. И мир переживет две большие войны. И сократились бы дни людей и совсем не осталось бы на Земле никакой живой плоти, если бы Господь Бог не положил этому конец. И продлится этот ужас 73 года и 7 месяцев».

Что же говорит подлинник? «Однако затем в об­ласти Аттилы и Ксеркса возникнет великое царство Антихриста... Всему этому будет предшествовать Солнечное затмение, такое темное и такое зловещее, какого не бывало со дня сотворения мира и со време­ни Иисуса Христа, каковое произойдет в октябре ме­сяце, когда будет совершено великое преобразование такого рода, что покажется: сила тяготения Земли потеряла привычное направление и мир погрузился во тьму вечную. До и после этого события будут край­ние перемены и крушения царств. Случится великое землетрясение, и вместе с возвышением нового Вави­лона, благодаря ужасу первого всесожжения, вырас­тет несчастная дщерь, и все это продлится долее 73 лет и 7 месяцев»... Как видите, нет у Нострадамуса в этом отрывке ни «красной секты», ни «народов Тар­тарии», ни «двух больших войн». Смысл отрывка в подлиннике достаточно туманен. И есть гипотеза, ут­верждающая, что 73 года и 7 месяцев надо бы отсчи­тывать не с ноября 1917-го, а с одного из солнечных затмений XVI века...

Однако, несмотря на все бед­ствия, возвещаемые Нострадамусом, его слова способны вселить и надежду. Его «Пророчества» позво­ляют приоткрыть завесу тайн Божественного Прови­дения: в будущем человечество определенно ожидают лучшие времена.

Божественное Слово озарит

Сиянием своим всю твердь земную,

Душа и тело обретут согласье

И будут люди созерцать престол небесный.

Охватит душу радость ликованья:

Она творца предвечного узрит.

Не будет тело больше жертвой тленья,

День смерти станет новой жизни днем.


Использованная литература:

1. Н. Скородум. «Загадка Нострадамуса». Статья из журнала «Гермес». 1998 год.

2. Дмитрий и Надежда Зима. «Расшифрованный Нострадамус». Изд. «Рипол Классик». Москва. 1998 год.

© Copyright Атанов А. Ю. 2001 – 2002 г.