Вскоре после этого Нострадамус умер. Он точно знал время и час своей смерти. В принадлежавшем ему экземпляре эфемерид Стадиуса напротив одной даты стояла помета:«Нiс ргоре mors est». («Смерть близка»). Эпитафия на его могиле гласит: «Здесь покоятся бренные останки Нострадамуса, божественное перо которого описывало будущие события всей земли согласно влиянию звезд. Мир праху его. Да не побеспокоит никто его останки.»
Многие верили, что и после смерти Нострадамус будет продолжать писать свои центурии. По этой причине он был похоронен в вертикальном положении. Слова эпитафии, однако, не были услышаны потомками. В 1791 году, в самый разгар якобинского террора, его могила была осквернена, а кости выброшены из гробницы. Однако на следующий день, как это и было предсказано Нострадамусом, тот, кто осмелился потревожить прах человека, составлявшего гордость французской культуры, был найден мертвым. Впоследствии останки пророка были вновь собраны и перезахоронены в церкви Святого Лаврентия, где и находятся до сегодняшнего дня. Там же хранится, вмурованный в стену, и единственный подлинный портрет Нострадамуса, принадлежащий кисти его сына Цезаря.
Посмертной славой Нострадамус во многом был обязан своим «Центуриям» — пророческим циклам, сгруппированным по 100 катренов каждый. Предсказание охватывает период с 1555 по 3797 годы. Биографы утверждают, что публикацию своих пророчеств Нострадамус предпринял для того, чтобы защититься от ложных прорицаний, распространяемых от его имени.
В «Центуриях» содержатся удивительные по достоверности рассказы о грядущих событиях. Пророческий взгляд Нострадамуса, казалось, легко проникал сквозь толщу столетий, но язык его представляет для исследователей множество загадок. В этом повинны и латинский синтаксис его французских фраз, и грамматические изыски, и многократные сокращения слов, и анаграммы, и многое другое. В единственном катрене, написанном по латыни, Нострадамус предает анафеме всех тех, кто будет пытаться проникнуть в смысл его пророчеств без должной подготовки.
Отношение к наследию Нострадамуса никогда не было однозначным. Во всем мире и преклонение перед его гением, и яростное возмущение его предсказаниями исходили как из революционных, так и реакционных кругов. Конечно, наиболее решительного противника Нострадамус нашел в лице церкви, никогда не мирившейся с тем, что он предсказал ей гонения и падение престижа на долгие времена. Гитлеру и его приближенным Нострадамус представлялся чем-то вроде иудейского черного ворона, свившего себе страшное гнездо между синагогой и церковью, что не мешало им использовать его пророчества в пропагандистских целях.
В отличие от творцов многочисленных утопий, обещавших человечеству достижение земного рая, Нострадамус разрушает многие иллюзии относительно будущего. В этом смысле он ближе к тем авторам фантастических романов, для которых в будущем, как в увеличительном стекле, фокусируются пороки и язвы настоящего. Классические примеры такого видения — роман «Мы» Замятина и «1984 год» Оруэлла.
В нашей стране «Пророчества» Нострадамуса широкого распространения не получили. В царской России они были известны лишь в масонских кругах и среди представителей других тайных обществ, и никогда не выходили за их пределы. Не было известно имя Нострадамуса в течение многих лет и советскому читателю. Большая советская энциклопедия обходит его молчанием. В качестве причин такого замалчивания могут быть названы и эпоха тоталитаризма, и языковые трудности, и особая сложность образного строя «Центурий». Даже в выпущенной издательством «Наука» антологии «Легенды о Фаусте» о Нострадамусе нет ни слова, хотя он имеет к «Фаусту» непосредственное отношение. Далеко не случайно именно книга Нострадамуса, по словам Гете, послужила Фаусту «руководством по миру духов».
Нострадамус предсказал многое, о чем его современники не могли и мечтать: например, открытие новых планет, названия которых (взять хотя бы Нептун) не были для него тайной. Живя в XVI веке, он называет имена будущих исторических деятелей, таких как Рузвельт и Руссо. Согласно Нострадамусу, предел, положенный судьбой мировому владычеству Англии, установлен 1939 годом. Объединение Германии, указанное в его катренах, на наших глазах становится реальностью.
Сейчас в нашей стране широчайшую известность получило пророчество о 73 годах и 7 месяцах. По тексту В.Завалишина, повторяющему в основном английский перевод Генри Робертса, пророчество носит отчетливо «октябрьский» характер. Это сделало возможным слишком упрощенное толкование отрывка, и даже дописывание некоторых желаемых подробностей: «Восстанут новые Ксерксы и Аттилы, которые будут уничтожать людей под воздействием страшной красной секты, одной из самых кровавых. И будут страшные бедствия для многих народов, окружающих это сатанинское государство. А хуже всего будет народам Тартарии, которые вынуждены будут терпеть это правление. И мир переживет две большие войны. И сократились бы дни людей и совсем не осталось бы на Земле никакой живой плоти, если бы Господь Бог не положил этому конец. И продлится этот ужас 73 года и 7 месяцев».
Что же говорит подлинник? «Однако затем в области Аттилы и Ксеркса возникнет великое царство Антихриста... Всему этому будет предшествовать Солнечное затмение, такое темное и такое зловещее, какого не бывало со дня сотворения мира и со времени Иисуса Христа, каковое произойдет в октябре месяце, когда будет совершено великое преобразование такого рода, что покажется: сила тяготения Земли потеряла привычное направление и мир погрузился во тьму вечную. До и после этого события будут крайние перемены и крушения царств. Случится великое землетрясение, и вместе с возвышением нового Вавилона, благодаря ужасу первого всесожжения, вырастет несчастная дщерь, и все это продлится долее 73 лет и 7 месяцев»... Как видите, нет у Нострадамуса в этом отрывке ни «красной секты», ни «народов Тартарии», ни «двух больших войн». Смысл отрывка в подлиннике достаточно туманен. И есть гипотеза, утверждающая, что 73 года и 7 месяцев надо бы отсчитывать не с ноября 1917-го, а с одного из солнечных затмений XVI века...
Однако, несмотря на все бедствия, возвещаемые Нострадамусом, его слова способны вселить и надежду. Его «Пророчества» позволяют приоткрыть завесу тайн Божественного Провидения: в будущем человечество определенно ожидают лучшие времена.
Божественное Слово озарит
Сиянием своим всю твердь земную,
Душа и тело обретут согласье
И будут люди созерцать престол небесный.
Охватит душу радость ликованья:
Она творца предвечного узрит.
Не будет тело больше жертвой тленья,
День смерти станет новой жизни днем.
Использованная литература:
1. Н. Скородум. «Загадка Нострадамуса». Статья из журнала «Гермес». 1998 год.
2. Дмитрий и Надежда Зима. «Расшифрованный Нострадамус». Изд. «Рипол Классик». Москва. 1998 год.
© Copyright Атанов А. Ю. 2001 – 2002 г.