Смекни!
smekni.com

Мода и философия (стр. 1 из 3)

МОДА как социально-экономический аспект

Мода – неоднозначный и интересный социально-психологический, культурный феномен. К сожалению, мода зачастую ассоциируется только с изменениями в одежде и предметах быта, при этом теряется её важное социальное значение. В действительности же, для моды практически не существует границ: она может проникать в науку, искусство, политику, идеологию.

Слово "мода" происходит от латинского "modus" (мера, способ, образ, правило, норма); в свою очередь, латинский вариант – от санскритского madh (мерить, взвешивать). Латинское "modus" использовалось философией XVII - XVIII вв. как преходящее свойство материи (предмета). В русском языке слово "мода" появляется при Петре I и фиксируется в первых русских словарях.

Необходимо провести анализ сущности моды и выполняемых ею социальных функций. Для представления более полной картины следует раскрыть функции моды и механизмы её возникновения и распространения.

Это истолкование моды как феномена по своей природе психофизиологического, социально-психологического, социально-регулятивного и т. п. (Т. Оллпорт, Г. Зиммель, Г. Тард, Г. Спенсер и др.). Такой подход позволяет отграничить моду от тех областей культуры, где мода действует, делает возможным структурный анализ моды и подводит к восприятию её как явления системного порядка. Мода включает в себя обуславливающие её объективные факторы, особые состояния общественного сознания, специфические формы поведения людей и соответствующие им культурные изменения и формы. Происходит обогащение и конкретизация моды за счёт категорий "модное поведение", "модное сознание", "модные санкции", "механизм моды" и т. п. Подход к моде как к особому механизму, воздействующему на культуру, делает возможной постановку вопроса о широких социальных функциях моды, не связанных непосредственно с потребностями развития тех областей, где она действует. Это способствует преодолению распространённых взглядов на моду как на явление в социальном отношении маловажное.

Б. Д. Парыгин и Г. Г. Шубин выделяют три важнейшие функции, выполняемые модой: коммуникативную, интеракционную и компенсаторную [6; с. 294-295]. Коммуникативная функция проявляется в обмене информацией. Мода выступает как особый социальный знак, символ престижа. Интеракционная функция – это средство согласования действий, способ взаимодействия. Мода ориентирует на признанных лидеров, объединяет в соответствии с определённым способом поведения, стимулирует интерес к новому. Компенсаторная функция позволяет восполнять неудовлетворённые или недостаточно удовлетворённые потребности, выступая в качестве регулятора социальных потребностей.

Социальное неравенство (как и неравенство вообще) выступает как стимул подражания и приводит к возникновению различных вкусов и мод. Что же влияет на выбор индивида? В ходе социологического исследования было поставлено целью выяснить, в какой мере покупка зависит от материального благо­состояния семьи, уровня образования и удовлетворенностью различ­ными сторонами жизни. При опросе людей различных возрастов, про­фессий и образования выяснилось следующее.

" Требовательность к надежности в использовании, соответствию своему назначению выше у тех, кто имеет высокий доход на одного члена семьи, а также у тех, кто испытывает денежные затруднения в настоящем. Люди, которые избежали материальных затруднений в прошлом и имеют хорошие жилищные условия , предъявляют больше претензий к функциональным качествам покупки. То же относится и к лицам, имеющим более высокое образование. С условиями жизни связан подход к надежности вещей. Так, люди, не удовлетворенные материальным положением семьи, условиями жизни в городе и свои­ми жизненными возможностями более требовательны к утилитарным свойствам вещей, их соответствию назначению, полезности, чем те, кто более благополучен. Чем выше уровень материального дос­татка, высокий доход и обеспеченность вещами, отсутствие мате­риальных трудностей, хорошие жилищные условия, образования ла­дей, тем большее значение они придают удобству и уюту. Вместе с тем высокие запросы представители этой группы обследованных высказывают относительно покупок, материального положения семьи, условий населенного пункта, жизненных возможностей в целом, Благоприятные материальные условия жизни в сочетании высоким образовательным уровнем стимулируют требовательность к оформлению вещей. Особые запросы у тех, кто взыскателен к материальному положению семьи, городским условиям жизни, своим жизненным возможно­стям и конечно к покупкам... Стремление пробрести товары , соот­ветствующие другим, уже тлеющимся в употреблении, характерно для людей хорошей материальной обеспеченности, людям образованным". Однако есть и другие немаловажные факторы оказывающие больше влияние на выбор человека. Таким фактором является реклама.

Ее психологическая функция в современном обществе, пожалуй, важнее информационной. Оказывая воздей­ствие на людей, она во многом предопределяет выбор покупаемого товара. Броскость, навязчивость рекламы вызывает желательное для Фирм- производителей отношение к их изделиям. Западные экономисты и философы давно признали, что в обществе человек принимает под воздействием рекламы в качестве собствен­ных потребности, навязанные ему. "Допустим, что наши аппетиты, как и наши насущные потребности, - пишут Веркор и Коронель в романе " Квота, или Сторонники изобилия", - ограничены. Но в отношении чего? Только в отношении к тем предметам, которые существуют. Ведь не могут же люди пресытится чем-то заранее! Значит, мы будем изобретать потребности, вот и все! Разве ва­ши предки в прошлые века могли испытывать потребности в теле­визоре и телефоне? Они великолепно обходились без них. Но сто­ило их изобрести и мы оказались в их власти. То же можно ска­зать и о таких потребностях, как кофе, чай, аспирин, губная помада, нейлоновые чулки, не говоря уже об автомобиле.

Таким образом встает вопрос о сущности потребности. Этот вопрос - многосторонняя сложная проблема, разрешить которую под силу лишь комплексу наук. "Многоликость" потребностей как объекта научного изучения представляет определенные трудности в определении их сущности, создании стройной системы их классификации. В этой связи актуальна разработка вопроса о соотношении объективного и субъективного, материального и идеального, экономического и духовного факторов в механизме потребностей. Нам кажется, что разработка вопроса о моде, как социально-экономической потребности является весьма перспективной в качестве примера такого соотношения. Представляется глубоко неверным считать моду лишь делом вкуса индивида или группы индивидов, про­явлением лишь субъективного начала. Наоборот, очень важно пони­мание, моды как объективного социально-экономического явления, как объективной потребности человека. Необходимо рассмотреть моду в связи с экономической жизнью общества, показать объективный характер ее существования, возможность ее изучения, прогнозирования, использования при формировании потребительского спроса.

Закономерно, что по мере роста благосостояния трудившихся повышаются требования к качеству изделий и прежде всего к эсте­тическим показателям качества, таким как соответствие стилю, моде, внешнее оформление и т.п. Об этом свидетельствует каждодневная практика, это иллюстрирует и статистика.

Материалы многочисленных опросов показывают, что основными причинами ограниченного спроса на швейные изделия являются следующие % к итогу ответов:

не соответствует ткань… 47

не соответствует моде… 46

высокая цена: .... 7

Эти цифры показывают, что сегодня покупатель, выбирая одеж­ду, обувь прежде всего считается с модой, а не с ценой.

Сегодня мода оказывает сильное воздействие на отдельные социально-экономические процессы. Если изделия не отвечают тенденциям моды, то они «замораживаются», оседают на полках магази­нов, складов. Производители таких изделий, не выдержав конкуренции, разоряется!

Необходимость исследования понятия мода, закономерностей ее развития связано не только с экономикой, но и с социальными проблемами воспитания нового человека. В настоящее время у насе­ления расширяются возможности приобретения модных вещей. Однако, это вовсе не означает, сил, времени, средств, раз­витию "вещизма". Воспитание разумных потребностей, понимания истинной ценности вещей также связано с правильной оценкой понятия мода,

Однако следует учитывать, что насильственная борьба с модой безуспешна! Задача заключается в том, чтобы согласовать моду с реальными возможностями и превратить моду из регулятора массо­вого поведения в регулируемое явление.

До недавнего времени господствовало не обоснованное мнение, что мода слишком несерьезный, прихотливый и изменчивый объект для строгого научного исследования, считая ее, главным образом, стихийно возникающей благодаря причудам общественного или, скорее всего, личного вкуса. Еще в прошлом столетии 0. де Бальзак создатель "Человеческой комедии" заметил по этому поводу! "Глупец, кто в моде видит только моду..."

И действительно, нельзя назвать умным подход, объявляющий конкретно существующее явление не за­служивающим никакого внимания науки лишь по причине его якобы случайного, ничем не обусловленного и алогичного характера.

- Отрицание не есть определение - гласит одно из правил логики. При всех условиях нельзя забывать, что и случайное имеет свои причины и закономерности. Случайное и необходимое взаимо­связаны и взаимодействуют в каждом единичном явлении.