-9-
Виды цивилизаций.
Существуют цивилизации, которые характеризуются, прежде всего, уровнем развития техники. Западные исследователи (Д.Белл, З.Безжизненский) характеризуют их как «доиндустриальные», «индустриальные» и «постиндустриальные». Последние сегодня называются «информационными», «технотронными» и т.п. Действительно, каждая из названных цивилизаций имеет свой уровень развитиятехники и свои специфические способы её освоения: соединение человека с орудиями производства, его трудовые навыки и производственный опыт, формы управления производством и др. Для каждой из названных технических цивилизаций характерен свой уровень развития техники и человека как технологического субъекта. Уровень техники зависит от степени распространение того или иного типа орудий производства, прежде всего машин.
Для «доиндустриальной цивилизации»присуща качественно новая техника: водяные и ветряные мельницы, вокруг которых образуются лесопильное, сукновальное, бумажное производство. Происходит всеобщее распространение разделения труда, требующее многообразия орудий производства. Начинается быстрый прогресс «технического» сектора – умножение числа адвокатов, нотариусов, врачей, преподавателей университетов. Развивается горнодобывающая промышленность, которая сопровождалась созданием гигантских дел того времени устройства, предназначенных для откачки подземных вод и подъёма руды. В этот период царит атмосфера научных и технических открытий.
«Индустриальная цивилизация» связана с промышленной революцией ХVI-ХVII вв. и экономическим ростом. Промышленная революция определяет тип технической цивилизации как «индустриальной цивилизации». Качественное изменение техники связано не только с самой техникой, но и с развитием экономики: новшества зависели от потребностей и интересов рынка. Многие исследования свидетельствуют о том, что начало «индустриальной цивилизации» было положено развитием угольной промышленности, коротая в свою очередь, стимулировала развитие других отраслей производства. Таким образом, индустриальная цивилизация – это такая ступень развития общества, технологический базис которого составляет техника, заменяющая полностью усилия человека. Этот вид цивилизации характеризуется изменением всего образа жизни общества: с/х, транспорта, профессиональных навыков, образования, воспитания и культуры человека.
Эти два подхода дополняют друг друга. Человечество идёт, с точки зрения технического и технологического развития, в одном направлении – к «постиндустриальной цивилизации». Для неё характерна не механическая система машин, а автоматизация производства, основанная на микроэлектронике и информатике, новейшей интеллектуальной технологии; эта новая техническая и технологическая база меняет весь образ жизни человека и общества. Постиндустриальная цивилизация формируется современной НТР, ко-
-10-
торая захватила страны и восточные, и западные. Под воздействием НТР оказываются основные периоды жизни человека: подготовка и обучение, время труда, время творчества и время досуга. Информатика революционизирует эти периоды человеческой жизнедеятельности: увеличивается время профессиональной подготовки и обучения, выдвигаются требования мобильности по отношению к изменяющимся условиям и характеру труда. Сокращается время труда, что содействует улучшению условий труда и благополучию работника. Наблюдается тенденция включения ранее безработных в производство путём перераспределения рабочего времени, сокращение рабочего дня и рабочей недели. Высвобождается время на творчество и досуг. Говоря о постиндустриальной цивилизации как о будущем человечества, мы не должны забывать о том, что эта цивилизация, являясь с точки зрения технологического базиса общей для всех стран, будет иметь свою специфику применительно к отдельным народам, их культурам.
-11-
Столкновение цивилизаций. Можно ли этого избежать?
Оживление национализма и религиозного фундаментализма в современном мире вызывают самые разные интерпретации политических аналитиков. Они видят в этом активизацию цивилизационного самосознания, констатируют схему классовых и идеологических конфликтов. Другие, напротив, полагают, что мы наблюдаем сегодня деструктивные тенденции, провал в этноцентрическую архаику, указывают на опасное ослабление цивилизационных – межэтнических и межконфессиональных – синтезов.
После окончания «холодной войны» перед политологами встала сложная задача – разработать новую парадигму, которая смогла бы выявить главный источник конфликтов в современном мире, объяснить динамику политических процессов. С.Хантингтон предложил модель «столкновения цивилизаций», которая явно бросает вызов духу цивилизационной терпимости. Его модель основана на том, что международная система, прежде состоящая из 3 блоков, сегодня перестраивается и превращается в новую систему, состоящую из 8 главных цивилизаций (западной, японской, конфуцианской, Хинди, исламской, православно-славянской, латиноамериканской и славянской). Хантингтон убеждён в том, что состязающиеся силовые блоки в будущем станет отличать принадлежность к этим цивилизациям, а не к нациям и идеологиям как было прежде. «…В конечном счёте, для людей важна не политическая идеология или экономические интересы. Вера, семья, кровь и убеждения – это то, с чем люди себя идентифицируют и за что они будут биться и умирать. И поэтому столкновение цивилизаций заменит холодную войну как главный фактор глобальной политики»1.
Различные цивилизации с его точки зрения, вырабатывают различные культурные ценности, которые гораздо труднее примирить, чем конфликт классов или идеологий. Он считает культурную приверженность людей первобытной, подсознательной, исконной. Поэтому занавес культуры разделяет народы значительно сильнее, чем «железный занавес» идеологий в период холодной войны. Он хочет, чтоб мы поверили, будто цивилизационный выбор строго ограничен традиционными ценностями данной культуры. Связывая воедино цепочку «вера – семья – убеждение – кровь», он подчёркивает, что культурные ценности неразрывно связаны в этнической и конфессиональной идентичностью. И поскольку религиозные и этнические противоречия сложно свести к компромиссу – конфликт неминуем и столкновения неизбежны.
Фундаментальное прочтение цивилизационной идентичности становится веским аргументом в пользу неразрешимости цивилизационных противоречий в современном мире. Например: западные идеи индивидуализма и демократии сталкиваются с религиозными верованиями незападных народов. Но даже если это так, то возникает вопрос: почему несовместимые культурные
__________________________________________________________________
1. Хантингтон С. «Столкновение цивилизаций», 1993
-12-
ценности должны вызывать политические и военные столкновения?
Современные цивилизации – это гомогенные образования, разделяющие единые исконные культурные ценности. И поэтому общества, которые объединились в силу исторических или идеологических причин, но разделённые цивилизационно, либо распадаются, как это произошло с Советским Союзом, либо испытывают огромное напряжение. Но современная культурная антропология опровергает такой примитивный взгляд на проблему. Вопреки взглядам монолитности, каждая цивилизация состоит из гетерогенных начал - именно это образует источник её динамики. Внутреннее разнообразие является законом повышенной жизнестойкости и адаптационности – способности приспосабливаться к изменениям среды.
Многие цивилизации являются поликонфессиональными. Каждая цивилизация характеризуется устойчивым плюрализмом этнокультурных миров, что также является источником её динамики. Мировое сообщество состоит сегодня из 180 государств и только 15 из них можно назвать нациями в том смысле, в котором большинство людей считают себя принадлежащим этой нации, - т.е. имеющих общих предков и культурную идентичность. Многие страны сегодня находятся одновременно внутри одной цивилизации, и сами состоят из множества цивилизаций.
Сочетание гетерогенных этнических начал таит в себе немалые опасности. Разнородные цивилизационные основания даже в ходе длительного времени не сливаются в нечто единое, а образуют гибкие сочленения, поддержка которых требует творческих усилий, направленных на обновление прежних способов синтеза. «Напряжение, столкновение и новая гармония разнородных начал и является пружинами драмы, называемой человеческой историей»1.
Новое поколение сталкивается с необходимостью морального обновления цивилизационных синтезов, что требует высвобождения, активизации творческих возможностей. Но при этом всегда существует соблазн упрощения. Слабые характеры и примитивные умы, не способны осмыслить напряжённую энергетику интеллектуальных синтезов, тяготеют к процедурам линейного упрощения и выравнивания. Хантингтон говорит, что традиционные ценности каждой культуры неизменны и незыблемы, а люди привержены им первобытно и подсознательно. Но современные антропологи рассматривают культурные традиции как перманентно развивающиеся явления, которые постоянно включены в процесс социального и культурного цивилизационного строительства. Антрополог Кевин Аурих справедливо подчёркивает, что культурные ценности и традиции «были однажды изобретены и вновь изобретаются, были однажды воспроизведены и вновь воспроизводятся в соответствии со сложившимися уровнями исторической практики».