Министерство образования РФ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р.Державина
Институт права
Доклад по философии:
Можно ли избежать столкновение цивилизаций?
Выполнила: студентка 2 курса 1 группы
Кузнецова С.М.
Проверил: Панков В.Д.
Тамбов
2001 г.
-2-
План.
Ведение.
1. Западная и Восточная Цивилизация.
2. Россия между двух цивилизаций.
3. Понятие цивилизации и её признаки.
4. Виды цивилизаций.
5. Столкновение цивилизаций. Можно ли этого избежать?
Заключение.
-3-
Введение.
Проблема цивилизации сегодня выдвинулась на передний план. Причин интереса к этой проблеме несколько. Одна из них – развитие НТР в современном мире способствует быстрому формированию автоматизированного, информационного, технологического способа производства во всех странах Запада и Востока. Возникла дилемма: существует одна человеческая цивилизация или несколько? Знание проблемы цивилизации поможет понять сближение культур Запада и Востока, Севера и Юга, Азии, Африки, Европы. Ведь это сближение – реальный процесс, который приобрёл огромное практическое значение для всего мира и для каждого человека. Сотни тысяч людей мигрируют, оказываясь в новых системах ценностей, которыми им предстоит овладеть. И вопрос о способе овладения материальными и духовными ценностями другого народа – далеко не праздный вопрос. Овладение ценностями – это использование совокупности средств и методов для осознания материальных и духовных ценностей, их распределение и усвоение. Проблема «цивилизаций» очень актуальна, т.к. каждый человек с ней сталкивается в процессе своей жизнедеятельности или хотя бы из-за того, что любой человек должен знать и уважать свою историю, ценности общества, где он живёт.
-4-
Западная и Восточная цивилизация.
Обратимся к истории человечества. С древних времён различались Восточная и Западная цивилизация. Исследования историков свидетельствуют, что с самого начала специфика цивилизаций была связана с особенностями трудовой деятельности людей, на которую влияли географическая среда, плотность населения и другие факторы. Системы рисового орошения, требующие управления снабжения водой из одного центра, во многом стимулировали развитие азиатского способа производства, для которого было характерно единоначалие и «общественный» характер работ, иерархия социальных привилегий, а в духовной сфере – ориентация на подчинение личного самосознания мировому абсолюту – Богу (Небу, Солнцу) и его наместнику на земле – императору и феодалу, господину. Как видим, на специфику общественной жизни оказывали воздействие технологические и социально – экономические способы освоения материальных ценностей: организация орошения рисовых полей, сбор риса, управленческие иерархические структуры и т.п.
На развитие и особенности цивилизации влияло содержание религиозных и философских форм общественного сознания, а также использование их в качестве важнейших средств овладения всеми другими ценностями общества. В Китае – буддизм и конфуцианство, в Индии – буддизм, брахманизм, философия йоги оказала воздействие на регламентацию всей человеческой жизнедеятельности. Западная цивилизация развивалась под меньшим воздействием монолитных культовых структур и единоначалия. Она более активно менялась под влиянием науки, искусства, политики. Для Восточной цивилизации характерно усвоение материальных и духовных ценностей, а также их производство в условиях авторитарного патернализма, всеобщего послушания, особого личностного восприятия государства, старшего в общине и в семье.
Формирование человека как послушного и добродетельного наложило отпечаток на всю жизнедеятельность человека восточных стран, на саму культуру и способы её освоения. Это специфическое человеческое начало стало здесь весьма существенным. Для Западной цивилизации характерно ускоренное развитие техники и технологии, быстрое изменение предметного мира и социальных связей людей, ибо и в её культуре доминирует научная рациональность, которая выступает как особая самодовлеющая ценность.
Восточный и западный типы цивилизаций взаимодействуют между собой. Результатом этого взаимодействия является возникновением различных «гибридных» обществ, усваивающих на основе своей культуры новую культуру. Сегодня перед российским обществом остро встали вопросы:
· можем ли мы воспринимать образцы современного западного опыта как некоторый идеал или же эти образцы должны быть подвергнуты критике;
· каков путь вхождения России в мировую цивилизацию – западный
или восточный;
· что такое Россия вообще;
-5-
· каковы пути развития мировой цивилизации в наше время.
Сегодня Запад – это синоним понятия «развитые страны». По этому признаку некоторые политологи стали относить Японию к Западу, что совсем неправомерно. Несмотря на общий с западными странами технологический базис, Япония остаётся страной Восточной цивилизации, даже по способу освоения общечеловеческих ценностей.
-6-
Россия между двух цивилизаций.
Бесспорно, культура России давно вошла в Культуру Запада. Это в первую очередь относится к христианству, просветительству, социальному утопизму, авангардизму, элементам рационализма и проч. Но всё же мы вошли в западную культуру, прежде всего своим рациональным слоем общественного сознания: Достоевским, Пушкиным, Толстым… А в России есть всё: элементы европеизма и азиатчины. Это обусловлено непримиримостью сегодняшних «патриотов» и «либералов», «почвенников» и «демократов».
При реформировании России надо обязательно учитывать её славяно-тюркские исторические корни, которые помогут лучше понять соотношение государственности и рынка, «естественной общности» и гражданского общества, коллективистского и индивидуального сознания. Есть чисто восточные (в религиозном и традиционном смысле) части страны, есть более западные, есть чисто западные. Эти два начала на территории бывшего СССР сегодня вылились в территориально-национальные конфликты. Общество у нас смешанное, и говорить, что мы должны смотреть только на Запад или только на Восток, неверно. России предстоит усвоить новые общечеловеческие ценности через культуры своих народов. Мы можем с полным правом говорить не просто о Восточной и Западной цивилизациях, а о духовных цивилизациях Запада и Востока. И хотя Цивилизация – это целостное социокультурное образование, её «ядром» является духовность в смысле бытия самой культуры и её влияния на всю общественную жизнь.
-7-
Понятие цивилизации и её признаки.
Итак, как уже отмечали, что в истории философии существовали различные толкования понятия «цивилизации»: от стадий, достигших более высокого культурного уровня по сравнению с варварством до такой степени деградации культуры, которая характеризует состояние упадка общества, его гибель как локальной культуры. Как видим, существовала точка зрения, согласно которой культура и цивилизация противопоставлялись. «Когда культура умирает, её кровь свёртывается, она застывает и становится похожей на засохшее дерево»1.Всё это характеризует процесс превращения культуры в цивилизацию. Последняя понимается как заключительная стадия развития соответствующей культуры. Шпенглер пишет, что цивилизации следуют за культурой, как смерть за жизнью, как неподвижность за развитием. По его мнению, переход от культуры к цивилизации в Европе и вообще на Западе начался в ХIХ и продолжается в ХХ в.
«Цивилизации развиваются благодаря порыву, который влечёт их от вызова через ответ к дальнейшему вызову»2. За ростом и расцветом цивилизаций следуют, по Тойнби, их надломы и распады. Он указывает на вертикальные расколы общества на более мелкие государства и общества, а также на горизонтальные его расколы на отдельные классы и слои. В связи с этим классовая борьба не представляется ему случайной и противоестественной. Но самый глубокий раскол, по его мнению, - это раскол в человеческой душе, который затрагивает чувства, поведение, жизнь людей и проявляется во всех сторонах человеческой жизни.
Согласно Канту, цивилизация начинается с установлений человеком правил человеческой жизни и человеческого поведения. Цивилизованный человек – это человек, который другому человеку не причинит неприятностей, он его обязательно принимает в расчёт. Цивилизованный человек вежлив, обходителен, любезен, тактичен, внимателен, уважает человека в другом. Такой подход Канта к рассмотрению проблемы цивилизации интересен и актуален. В нашем обществе сегодня наблюдается потеря цивилизованности в поведении, в общении людей, остро встала проблема культуры человека и общества. Скорее всего, под цивилизацией надо понимать, с одной стороны, уровень развития культуры, а с другой стороны, способ освоения культурных ценностей (материальных и духовных), который определяет всю духовную жизнь, её специфику, что позволяет судить о ней как об определённой цивилизации. Это как бы два существенных признака цивилизации, позволяющие увидеть её отличие от культуры.
Первый признак – цивилизация как уровень развития культуры и общества – наиболее изучен в этнографической, исторической, социологической и философской литературе.
__________________________________________________________________
1. Бердяев Н.А. «Освальд Шпенглер и закат Европы». М.,1922.
2. Тойнби А. «Постижение истории». М., 1991
-8-
Другой признак цивилизации – способ освоения культуры – исследован в нашей литературе недостаточно. Вместе с тем знание этого признака важно, так как общесивенно-историческая практика развития человечества свидетельствует, что каков способ освоения культуры, такова и цивилизация. Например, мы различаем Западную и Восточную цивилизации. И сегодня продолжается спор западников и славянофилов: каким путём лучше идти России – западным или восточным? К какой цивилизации тяготеет Россия: Востока или Запада? Ведь и там и там ценности одни и те же, а способы освоения различны. На Западе преобладает рационалистический подход к ценностям, понимание их функционирования, прежде всего через науку. На Востоке освоение ценностей осуществляется на основе религиозно-философских традиций. Не понять это различие культуры и цивилизации – значит отказаться от безболезненного реформирования России, которая представляет соединение двух цивилизаций – европейской и азиатской.