Смекни!
smekni.com

Набор ответов для экзаменов по философии (стр. 25 из 34)

Итак, главные элементы чувственной деятельности и чувствен­ного познания — ощущения, восприятия, представления, эмоции.

Таким образом, чувственное познание рассматривалось ме­тафизическим материализмом как совершенно самостоятельный этап познания, механизм которого, как считали эти философы, состоит во взаимодействии двух различных физических при­родных объектов (вещь природы и органы чувств человека). При этом все функциональные элементы чувственно-образной формы познания — ощущения, восприятия, представления — также представали в качестве совершенно самостоятельных, после­довательно «примыкающих друг к другу» реальных этапов позна­вательной деятельности. Мышление, согласно представлению метафизических материалистов, лишь «надстраивается» над резуль­татами и формами чувственного познания. Они не видели, что в каждом акте познавательной деятельности общественно-истори­ческого человека реально, на деле всегда имеет место сложное диалектическое взаимодействие, взаимоотношение чувственно-об­разных форм освоения действительности (совокупность этих форм в философии нередко называется опытом, эмпирией) и форм мыслительной деятельности, то есть деятельности, направленной на образование понятий, абстракций, умозаключений, идей и си­стем идей (совокупность этих форм в философии получила наи­менование «рациональной» деятельности, от латинского «ratio» — разум).

Процессы чувственного восприятия, которые могут показаться весьма простыми (эта кажимость и ввела в заблуждение метафи­зических материалистов), на самом деле очень сложны. Верно, что при рассматривании определенного предмета, например этой комнаты, этого стола, этого дома и т. п., в дело включаются органы зрения. Но только ли они? Мы смотрим на этот предмет, и наше видение (как и слышание, осязание, обоняние) тесно, неразрывно связано с нашим отношением к данному предмету. Мы вос­принимаем его как красивый или безобразный, симметричный или асимметричный, приятный или неприятный, полезный или вредный.

Рациональное познание

При рассмотрении чувственного познания, то есть познания, включенного в материально-предметную деятельность, была по­казана его зависимость от языка, от понятийного мышления. Что же такое понятия, как они формируются? В самом общем виде ответ таков.

В ходе физического воздействия на конкретные предметы и яв­ления, в ходе их использования и преобразования, в процессе соз­дания и изменения общественных отношений человечество при­обретает многообразные знания об отношениях. Выявляются от­ношения между различными типами и видами материальных объ­ектов и процессов, между различными свойствами объектов и т. д.; осуществляется также познание общественных отношений. Отно­шения вещей, явлений, процессов многообразны и соответствен­но многоразличны знания об отношениях. Это могут быть, на­пример, знания об отношениях между свойствами железа, из кото­рого делается топор, и дерева, которое топор может разрубить. Но это могут быть и более сложные знания отношений между массой и ускорением тела, отношений между элементарными частицами внутри атома или, наконец, знания об отношениях феодала и кре­постного, капиталиста и наемного рабочего.

Поскольку знание направлено на выявление отношений между свойствами предметов, между самими предметами и процессами, данные отношения становятся объектами познания. Но что это означает для понимания процесса познания, и в частности для понимания механизмов возникновения понятий и их роли в по­знании?

Человек при помощи своей мысли выделяет, как бы обособляет от целостных конкретных предметов такие отношения, которые объективно, сами по себе, помимо материальных предметов, и в качестве каких-то особых предметов не существуют. Но они оказы­ваются важными для жизни и деятельности человека и человече­ства, а поэтому становятся специальными объектами его позна­вательной деятельности. Эти объекты, выделенные и познанные человеком, выражаются и фиксируются в словах-понятиях, по­добных словам: «дом», «человек», «красное», «красота» и т. д.

Процессы, в ходе которых постепенно и последовательно об­разуются понятия, отражающие общие свойства предметов и яв­лений окружающего мира, измеряются многими столетиями и ухо­дят в глубь веков. Прежде чем знание о тех или иных отношени­ях приобретает обобщенную форму и благодаря этому приобретает понятийное выражение, должны миллиарды раз осуществлять­ся процессы сопоставления, сравнения, различения, мысленного «рассечения» и физического видоизменения объектов. Должны остаться в стороне все моменты, несущественные, второстепенные для данного отношения, для данной связи. В процессе челове­ческой деятельности знания должны быть освобождены и от чисто личных, индивидуальных моментов (чувства, переживания кон­кретных субъектов, их сугубо индивидуальные цели). Знание должно приобрести обобщенную форму и в том смысле, что в нем должны найти выражение общие объективные отношения, и в том смысле, что оно так или иначе должно приобрести объективное значение для множества людей. В этом случае результатами практической деятельности становятся не только конкретные предметы и явления, вновь созданные или преобразованные, но также и понятия, возникшие в ходе процесса и от него на данной стадии неотделимые. Затем созданные в ходе практической дея­тельности понятия становятся важным компонентом и формой этой деятельности. В последующих процессах использования они проверяются, уточняются и видоизменяются благодаря постоян­ному сопоставлению с конкретными объектами и отношениями, принадлежащими к данному типу.

В процессе исторического развития практики деятельность по образованию и использованию понятий, первоначально включен­ная в непосредственную практическую деятельность и существо­вавшая только в этом виде, приобретает более сложные формы, а затем выделяется — очень медленно и постепенно — в самостоя­тельную деятельность.

Материалистическая теория познания подчеркивает и пока­зывает, что особые идеальные объекты познания, подобные чис­лам, первоначально возникли в процессе сопоставления, измере­ния, перерасчета и т. д. материальных объектов, то есть что про­цесс практической деятельности человека в объективном мире был здесь исходным и первичным. Марксистско-ленинская гносеоло­гия одновременно показывает, что подобные объекты являются совокупным результатом длительной, уходящей в глубь веков совместной практики людей, результатом общественно-истори­ческого процесса. В ходе этого процесса люди сначала научились сопоставлять, измерять определенные материальные объекты, потом уловили общность между своими действиями, направлен­ными на измерение и пересчет различных объектов, и, под­вергнув анализу эти действия, установили количественные отно­шения между самими материальными объектами. В их созна­нии сформировались знания о количественных отношениях, которые приобрели обобщенную форму, знаковое выражение и ста­ли важнейшим фактором дальнейшей совместной практической деятельности. Лишь впоследствии выделились особые группы лю­дей, которые стали носителями знания о количественных отноше­ниях и накопили специальные навыки работы с числами. Эти люди сначала занимались измерением земельных участков, под­счетом предметов и вещей, предназначенных для распределения между членами общины или для торговли и обмена; от этой дея­тельности лишь на сравнительно позднем этапе развития обосо­бился тип деятельности, непосредственным и основным объектом которой стали сами числовые и геометрические отношения, рас­сматриваемые и изучаемые уже отдельно от исчисляемых и из­меряемых предметов. Так возникла математика, древнейшая из наук. И сегодня деятельность но образованию и использованию понятий о количественных отношениях продолжает существовать в двух формах.

Вопрос №29 Теория истины. Диалектика абсолютной и относительной истины

Истинное знание, как и сам объективный мир, развивается по законам диалектики. В средние века люди считали, что Солнце и планеты вращаются вокруг Земли. Выло ли это ложью или истиной? То, что человек наблюдал движение светил с единствен­ного «наблюдательного пункта» — Земли, приводило к ложному выводу о том, что Солнце и планеты вращаются вокруг нее. Здесь видна зависимость наших знаний от субъекта познания, но было в данном утверждении и содержание, не зависящее ни от человека, ни от человечества, а именно, знание о том, что светила Солнечной системы движутся. В этом заключалась крупица объективной истины. В учении Коперника утверждалось, что центром пашей планетарной системы является Солнце, а планеты и Земля вра­щаются вокруг него по концентрическим окружностям. Здесь уже доля объективного содержания была гораздо выше, чем в прежних представлениях, но далеко не все полностью соответствовало объективной реальности, так как для этого не хватало астроно­мических наблюдений. Кеплер, опираясь па наблюдения своего учителя Тихо Браге, показал, что планеты вращаются вокруг Солн­ца не но окружностям, а но эллипсам. Это было еще более истинным, еще более верным знанием. Современная астрономия вычис­лила траектории и законы вращения планет еще точнее. Из данных примеров явствует, что объективная истина исторически разви­вается. С каждым новым открытием се полнота возрастает.