На первой стадии он имеет дело с волшебниками, которые способны превращаться в животных. На второй – ребенок просто приписывает животным человеческие качества. Эта способность до некоторой степени сохраняется и у взрослых, особенно тех, кто много времени проводит в конюшне, на псарне или в бассейне с дельфинами.
На третьей стадии, в подростковом возрасте, он опять переписывает сценарий, приспосабливая его к новой реальности. Она по-прежнему представляется ему романтической или золотой, иначе он пытается позолотить ее – с помощью наркотиков. Постепенно, по мере того как идут годы, он все более сближается с реальностью, все чаще получает от окружающих именно те ответы, которые предусмотрены его сценарием. Таким образом, год за годом, десятилетие за десятилетием, он готовится к заключительному спектаклю (Приложение 2).
Предпосылки западной культуры закладывались еще в античности и средневековье. Основными вехами ее предыстории были следующие: опыт демократии античного полиса, становление в рамках его культуры различных философских систем и первых образцов теоретический науки, а затем – сформировавшаяся в эпоху европейского средневековья христианская традиция с ее представлениями о человеческой индивидуальности, концепцией морали и пониманием человеческого разума как созданного «по образу и подобию Бога», и поэтому способного к рациональному постижению смысла бытия. Синтез этих двух традиций в эпоху Возрождения был одним из истоков ценностей техногенной цивилизации. В эпоху просвещения завершилось формирование мировоззренческих установок, определивших последующее развитие техногенной цивилизации. В системе этих установок формировалась особая ценность прогресса науки и техники, а так же убеждение в принципиальной возможности рациональной организации социальных отношений. В социальном плане западная цивилизация отождествляется с эпохой становления и развития капиталистических производственно-экономических отношений и буржуазно-демократических форм правления, становления гражданского общества и правового государства. В технологическом плане – с индустриальным и постиндустриальным обществом.
Основные ценности западной культуры:
1) динамизм, ориентация на новизну;
2) утверждение достоинства и уважения к человеческой личности;
3) индивидуализм, установка на автономность личности;
4) рациональность;
5) идеалы свободы, равенства, терпимости;
6) уважение к частной собственности.
Согласно Прудону, высшим законом для нас является справедливость.
Что такое справедливость? «Справедливость есть непосредственно чувствуемое и взаимно охраняемое уважение к человеческому достоинству, где бы и в ком бы оно ни страдало и несмотря на опасность, сопряженную с его защитой».
«Я должен уважать и, если могу, заставить уважать моего ближнего, как самого себя: таково веление моей совести. На каком основании я буду обязан ему этим уважением? За его силу, дарование, богатства? Все это внешние случайности, которые не заслуживают уважения. Либо за то уважение, которым он меня окружает? Нет, справедливость выше такого побуждения. Она не ждет взаимности; она утверждает, она уважает человеческое достоинство, даже во враге; это обстоятельство и делает возможным существование права войны; даже в убийце, которого мы казним, словно он потерял человеческий облик; от суда уголовное право. Я уважаю в ближнем не дары природы, и не счастье; ни быка его, ни осла его; даже не благо, которое я ожидаю от него в обмен: я уважаю в нем человека».
Справедливость есть одновременно действительность и идея.
Справедливость есть глубокое свойство нашей души, лежащее в основе всякого общественного существа; но она – не только свойство: она в то же время и идея, отношение, уравнение. Как известное свойство – она подвержена развитию; это развитие и составляет сущность человеческого воспитания. Как уравнение – в ней нет ничего изменчивого, произвольного, противоречивого; она – безусловна и незыблема, как всякий закон, и, подобно закону, общепонятна.
Справедливость – для нас высший закон. Справедливость есть нерушимая мера всех человеческих деяний.
Только она дает возможность определить и упорядочить явления общественной жизни, по своей природе неопределенные и противоречивые.
Справедливость – есть центральная звезда, управляющая обществами, полюс, на котором вращается политический мир, основное начало и правило всех деяний. Все совершается между людьми во имя права; ничто без ссылки на справедливость. Справедливость отнюдь не создана законом; наоборот, закон всегда лишь есть истолкование и воплощение справедливости.
Вообразим себе общество, где над справедливостью преобладало бы, хотя и в ничтожной степени, какое-либо иное начало, допустим, религия; либо где некоторые лица почитаются выше других: я говорю, что так как здесь справедливость, в сущности, уничтожена, то общество неизбежно погибнет, рано или поздно.
Справедливость имеет то свойство, что вера в нее – незыблема и что она не может быть отвергнута либо отрицаема догматическим путем. Все народы призывают ее; даже в том случае, когда государственная власть ее нарушает, она стремится опереться на нее; скептицизм исчезнет перед ней; ею только и сильна ирония; преступление и лицемерие преклоняются перед ней.
Делай ближнему то, что сам себе желаешь; не делай ближнему того, чего сам себе не желаешь.
Это правило приводится и в известной книге Дейла Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» - своего рода рекомендации для нас. Россия по своему менталитету гуманистична и доброжелательна. Ее величайшие умы в своих публикациях многократно апелируют к справедливости в общении, к честолюбивому отношению к профессии, к духовному самовозвышению. О чем прекрасно сказано Л. Н. Толстым: «Для того, чтобы человеку хорошо прожить свою жизнь, ему надо знать, что он должен и не должен делать. Для того, чтобы знать это, ему надо понимать, что такое он сам и тот мир, среди которого он живет».
Подобное самопознание – не самоцель. Это перманентная коррекция психологии людей, вывода их на глубокое понимание того, что основным механизмом жизнедеятельности людей является общение. Та самая живая взаимосвязь, от состояния которой зависит духовная атмосфера социума и возможности развития каждой личности. При этом, не становясь «рабом» какого-либо социума. Чем духовно самостоятельнее личность, тем меньше она подвержена влиянию людей. Такой личности импонирует противодействие среде, в процессе которого у нее обостряется, как писал русский философ Н. А. Бердяев, «потребность себя выразить и отпечатлеть свое лицо».
Все мы обречены находиться в паутине общественных отношений. И не редко пауком, высасывающим собственную кровь, в общении оказываемся мы сами. В жизни немало людей, выступающих в подобной роли. Одни из них становятся жертвами собственных интриг. Другие часто оказываются по причине разгула чьих-то страстей или какого-то коварства.
Как блестящий социолог и психолог, он не мог, обладая добрым сердцем, не задуматься над тем, а хорошо ли знает человек, что он должен и чего не должен делать; что такое он сам и тот мир, в котором он живет. Налицо предостаточно фактического материала, наглядно свидетельствующего, а порой отчаянно кричащего о том, как несправедливы бывают люди к самим себе и другим, насколько они забывчивы в отношении кратковременности своего срока земного пребывания (Приложение 3).
Западному типу культуры в философии и социологии противопоставляется восточный тип, получивший синтетическое название «традиционного общества». Геополитически Восток связывается с культурами Древней Индии и Китая, Вавилона, Древнего Египта, национально-государственными образованиями мусульманского мира. Эти культуры были самобытными и, вместе с тем, характеризовались некоторыми общими чертами: они были ориентированы, прежде всего, на воспроизводство сложившихся социальных структур, стабилизацию устоявшегося образа жизни, господствовавшего часто на протяжении многих столетий. Традиционные образцы поведения, аккумулирующие опыт предков, рассматривались как высшая ценность. Виды деятельности, их средства и цели менялись очень медленно, столетиями воспроизводились в качестве устойчивых стереотипов. В духовной сфере господствовали религиозно-мифологические представления и канонизированные стили мышления, научной рациональности противопоставлялась нравственно-волевая установка на созерцательность, безмятежность, интуитивно-мистическое слияние с бытием.
В мировоззренческом аспекте в восточных культурах отсутствует разделение мира на мир природы и социума, естественный и сверхъестественный. Поэтому для восточного восприятия мира не характерно разделение мира на «одно и другое», ему более присущ синкретический подход «одно в другом» или «все во всем». Отсюда отрицание индивидуалистического начала и ориентация на коллективизм. Автономия, свобода и достоинство человеческой личности чужды духу восточной культуры. В восточных мировоззренческих системах человек абсолютно несвободен, он предопределен либо космическим законом, либо Богом.
Восточная культура обладает значительным числом ярких, выдающихся представителей. Среди них Ог Мандино – наиболее читаемый и плодовитый автор в современной мировой духовной литературе. «Ты должен всегда оставаться самим собой – в этом секрет счастливой жизни. Каждая живая душа обладает различными талантами и способностями. Вглядись в растения и животных. Родится ли хоть одно яблоко на кусте хлопка? Пытается ли лев летать? Так и ты не пытайся перевоплотиться в другого человека. Господь благословил тебя твоим собственным талантом. Используй его, каким бы он ни был. Нет унизительных талантов и профессий. Никто в мире не заменит тебя».