Смекни!
smekni.com

Ницше: Генеалогия морали

Введение


Тот,кто боретсяс чудовищами, должен

следитьза собой, чтобысамому не обра-

титься в чудовище. Попробуй подолгу смотреть в пропасть, и она заглянет

тебе в глаза.

Ф.Ницше

"Поту сторонудобра и зла"


ФридрихНицше (1844 - 1900) - великийнемецкий философи филолог, поэти музыкант.Перед тем, какприступитьк краткомуизложению ианализу егоработы, хочетсясказать несколькослов, обрисовавхарактер егофилософскогомировоззренияв целом. ДлятворчестваНицше характернонеобычноеупотреблениеобщепринятыхв философиипонятий. Егоидеи, как правило,облечены вформу фрагментови афоризмов.Ему чужды всякиепопытки построенияфилософскойсистемы. СогласноНицше, мир естьпостоянноестановлениеи бесцельность,что выражаетсяв идее "вечноговозвращения одного и тогоже". Лишь понятие"вещи" выступает,как некий моментустойчивостив хаосе становления.Вслед за А.Шопенгауэром Ницше в основемира мыслилволю как движущуюсилу становления,как порыв, какволю к власти,волю к расширениюсвоего Я, кэкспансии.Центральнымпонятием уНицше являетсяидея жизни, онявляетсяродоначальникомнаправления,именуемогофилософиейжизни.

Ницшеможно назватьблестящимпроповедникоминдивидуализма,волюнтаризмаи иррационализма.Теория познанияв её классическомсмысле не былапредметомособого вниманиямыслителя, анекоторые еговысказыванияпо этим вопросампроникнутысубъективизмоми агностицизмом.Ницше отвергаетпринципы демократиии историческогопрогресса, онпротивопоставляетему amor fati - любовьк судьбе; онотвергает такжеидеи равенстваи справедливости,как "разлагающиецельностьчеловеческойприроды". Ницше,будучи сторонникомпринципа социальнойиерархии, развиваетэлитарнуюконцепциюабсолютногогосподствавысшей касты- тех немногих,которые имеютправо воплощатьсчастье, красотуи добро, господствоватьнад подавляющимбольшинством- серостью, которуюне общество,а сама природапредназначилак тому, чтобыбыть общественнойпользой.

Основноевнимание Ницшебыло сосредоточенона проблемахкультуры, навопросах этикииэстетики, вчастностимузыки, а такжена идеях бытиячеловека. Ницшевыделяет вискусстве дваначала: дионисийское- стихийное,оргиастическое,экстатическое- иаполлоновское- просветлённое,гармоническое,рефлексивное.Эти противоборствующиесилы характеризуютсамо бытие,причём дионисийское,изначально-жизненное,лежит в основебытия. Идеалже культурызаключаетсяв достиженииравновесияэтих полярныхначал. Искусство- это сублимациячувственногоудовольствия:восприятиепроизведенийискусствасопровождаетсявозбуждениемполового инстинкта,опьянением,жестокостьюкак глубиннымсостояниемпсихики. Именноих смешениепроизводитэстетическоесостояние.

Нельзяне отметить,что главнаятенденция ввоззренияхэтого незаурядноодарённогомыслителя иразностороннеразвитогочеловека творчествасостояла всовершенствованиикультурычеловеческоговида, в улучшениисамого типачеловеческойличности. ВоззренияНицше имелии по сию поруимеют большоевлияние на умылюдей; этомуво многомспособствуетудивительноизящная литературнаяформа егопроизведенийв виде броскихафоризмов,парадоксальныхвыражений,памфлетов ипритч, а такжемужественныйи вместе с темпоэтическийхарактер еготвёрдой и ясной,как холодныйгорный воздух, прозы.


* * *


ФридрихНицше приступилк созданиюпамфлета "Генеалогияморали"в момент своегопребыванияв Соррентозимою 1876-77 годов,хотя мысли,изложенныев этой работе,несомненно,гораздо старше,они были впервыевкратце изложеныв том собранииафоризмов,которое носитназвание"Человеческое,слишком человеческое.Книга для свободныхумов". Уже в предисловиик памфлетуНицше, уверенныйв том, что мыслиэти возниклив нём не разрозненно,не произвольнои не случайно,что произошлиони от общегокорня, глубокойпотребности,основнойволи познанияжизни,чётко определяетнаправлениеи цель философскогоисследования.Вопрос ставитсяследующимобразом: откудасобственноведут своёначало доброи зло.По словам автора,он "своевременнонаучился отделятьтеологическийпредрассудокот нравственногои не искал …источниказла позадимира", то естьвне мира земного,мира человеческого.Ницше относитпонятия добраи зла к сугубочеловеческимизобретениями рассматриваетих с историческойи психологическойпозиций: "…прикаких условиях изобрёл человекэти определенияценности - доброи зло? и какуюони сами имеютценность?Тормозят они или содействуютпроцветаниючеловечества?Являются лиони признакаминужды, бедности,вырожденияжизни? Или наоборотпроявляетсяв них полнота,сила, воля кжизни, её бодрость,уверенность,будущность?"

На опубликованиенекоторыхсобственныхгипотез относительнопроисхожденияморали ФридрихаНицше натолкнулапрочитаннаяим "ясная, опрятнаяи умная, старческиумная книжечка"английскогопсихологадоктора ПолаРи (PaulRee),заглавие книжкибыло "Происхождениенравственныхвосприятий". Автор её твёрдостоял на позицияхдарвинизмаи искал корнинравственностии морали в областичеловеческихинстинктов,исключая иззоны поискаобласть интеллектуальную,атакже не рассматриваяисторическихпредпосылокформированиятак называемыхобщечеловеческихценностей. Ницше пишет:"…в его гипотезахпо меньшей мерезабавно, чтодарвиновскаябестия и наисовременнейшийскромный нравственныйнеженка, который"не кусается",подают другдругу руку;последнийделает это свыражениемизвестногодобродушногои утончённогоравнодушияна лице, к которомупримешиваетсядоля пессимизма,усталости, какбудто бы вовсене стоит таксерьёзно относитьсяко всем этимвещам - проблемамморали".ДляНицше в тотпериод важенбыл вопрос оценностиморали, особенноо ценности"неэгоистического",об инстинктахсострадания,самоотречения,самопожертвования,которые Шопенгауэр,великий учительНицше, "такдолго подкрашивал,боготворил,переносил впотусторонниймир", но именнок инстинктамво Фридрихеросла всё болееглубокаяподозрительность,скрытый скептицизм:"Именно здесьвидел я опасностьдля человечества,его высшуюприманку иискушение - нок чему? к отрицанию?Именно здесьвидел я началоконца, остановку,…усталость,восстание волипротив жизни,нежно и унылозаявляющейо последнейболезни". Всилу того, чтозадача о ценностисостраданияи морали, построеннойна сострадании,кажется чем-тослучайным,сомнительным,философ выдвигаетновое требование:человекунеобходимакритикаморальныхценностей,надо,наконец, усомнитьсяв самой ценностиэтих ценностей.Ницшесчитает, чтослишком долголюди принималиценностьморальныхценностей заданную, за факт,считали еёнесомненнойи неоспоримой:"…до сих порнисколько несомневалисьи не колебалисьсчитать "хорошегочеловека" болееценным, чем"дурного", болееценным в смыслеуспеха, полезности,успешностипо отношениюк человекувообще (в томчисле и будущностичеловека)". Ноникто не задавалсявопросом: аесли бы былосправедливообратное? Еслибы доброе былобы симптомомрегресса, аследовательнопредставлялобы опасность,соблазн, яд,посредствомкоторогосовременностьживёт насчёт будущего?Может бытьживёт удобнее,более безопасно,но и в болеемелком стиле,пошлее?

Не моральли виновна втом, что никогдане будет достигнутавозможная самапо себе мощностьи красотатипа человек?

Не являетсяли мораль опасностьюсамою опасноюиз всех опасностей?..


Трактатпервый

"Доброи зло", "хорошееи дурное"


ФридрихНицше открываетпервый трактатпамфлета критикойвзглядов, присущиханглийскомупсихологу ПолуРи и его коллегам,задаваясьвопросом, чтоименно обуславливаетсуждения последнихо происхождениисил, имеющихрешающее значениедля развитияличности . Философотмечает, чтоего незримымоппонентамсовершенночужд историческийдух, что и подталкиваетискать корнипонятий добраи зла там, гдеменее всегоэто желала бывидеть интеллектуальнаягордость человека("…в коснойпривычке, взабывчивостиили в слепоми случайномсцеплениимыслей и ихмашинальности,или в чём-либочисто пассивном,автоматичном,рефлексивном,молекулярноми в основе тупом…"):"Первоначально- декретируютони - неэгоистическиепоступки хвалилии называли"добром" те,кому они оказывались,следовательно,кому они былиполезны; впоследствиизабыли источникэтой похвалыи стали считатьдобрым неэгоистическиепоступки вообще,как будто онибыли чем-тохорошим, таккак они обычнопревозносились,как нечто хорошее".

Ницшеутверждает,что, во-первых,теория эта ищети помещает очагвозникновенияпонятия "добро"на неверномместе, что суждение"добро" ведётсвоё началоне от тех, комуоказываетсядобро. Напротив, сами "добрые",то есть знатные,могучие, высокопоставленныеи благородномыслящие считалии выставлялисебя самих исвои поступки,как доброе, какнечто высшегосорта, в противоположностьнизкому, низменномыслящему,пошлому иплебейскому.Из этого чувстварасстоянияони впервыеизвлекли себеправо создаватьценности, чеканитьназвания ценностей,и никакого деладо полезностиим не было. Такимобразом, источникомконтраста "хорошего"и "дурного"является чувствознатности ирасстояния,продолжительноеи преобладающееобщее и основноечувство высшегогосподствующегорода по отношениюк низшему роду,к чему-то низшему.Такого родапроисхождениедоказывает,что слово "добро"первоначальноне было связанос "неэгоистическим"поступком. Инапротив, именнопри паденииаристократическихоценок человеческойсовести постепеннонавязывалсявесь тот контраст"эгоистического"и "неэгоистического"этот, по терминологииНицше стадныйинстинкт,получившийтогда распространение.

Ницшепишет, что,во-вторых, помимоисторическойнеприемлемостирассматриваемойгипотезыпроисхожденияоценки "добра",она страдаетпсихологическимвнутреннимпротиворечием.Предполагается,что источникомпохвалы неэгоистическогопоступка былаего полезность,и что это былозабыто.Но как возможноподобное забвение?Может быть, вопределённоевремя прекратиласьполезностьподобных поступков?Напротив, мыможем наблюдатьсовершеннопротивоположное,посколькуполезностьэта была всегдаобыденнымявлением, таким,которое подчёркивалосьи подчёркиваетсянепрерывноснова; следовательно,оно не тольконе могло исчезнутьиз сознания,не только немогло бытьпозабыто, нодолжно быловсё резчезапечатлеватьсяв сознании.Ницшесчитает, чтона правильныйпуть его вывелвопрос, чтособственнообозначаютв этимологическомотношениивыражения"добро" на разныхязыках, и таккак философбыл также незауряднымфилологом, емуне составилобольшого трудапровестилингвистический(а такжеисторико-лингвистический)анализ данноговыражения: "Янашёл, что всеони указываютна одинаковоепревращениепонятия,что всюду основнымпонятием является"знатный","благородный"в сословномсмысле, из которогоразвиваетсяс необходимостьюпонятие "добро"в смысле"душевно-знатного","благородного","душевно-высокопоставленного"…;развитие этоидёт всегдапараллельнос другим, которое"пошлое", "плебейское","низкое", в концеконцов, превращаетсяв понятие "дурное"". Не углубляясьв данное исследование,можем привестидва красноречивыхпримера. Немецкоеслово "schlecht"(дурно),тождественноесо словом "schlicht"(простой),первоначальнообозначалобезо всякогооскорбительногосмысла простогочеловека,простолюдинав противоположностьзнатному.Приблизительноко временитридцатилетнейвойны, то естьдовольно поздно,смысл этогослова превращаетсяв современный.Можем такжесравнить врусском языкестаринноеобозначениепростолюдинасловом "подлый"("подлые людишки")и современноепонятие "подлый".Такое позднееоткрытие явления"превращенияпонятий" Ницшеобъясняетзадерживающимвлиянием, котороеоказывалдемократическийпредрассудокна все вопросыпроисхождения.Ницше отмечаеттакже, что частов тех словахи корнях, которыеобозначают"добро", ещёпросвечиваютглавные оттенки,на основаниикоторых знатныеименно и считалисебя людьмивысшего ранга:"Они называютсебя, например,"истинными";прежде всегогреческаязнать… Созданноедля этого слово

по своему корнюобозначаеттакого, которыйсуществует,который обладаетреальностью,кто истин; затемистинный всубъективномсмысле, правдивый".Далее Ницшеприводит несколькоаналогичныхпримеров изгреческого,латинского,галльскогои немецкогоязыков: "Немецкое"Gut"(добрый,хороший) необозначаетли "denGottlichen" (божественного),человекабожественногопроисхождения?Не тождественноли оно с именемнарода (первоначальнымдворянством)?".

Тотслучай, когдавысшая кастаявляется в тоже время и жреческой,не представляетисключенияиз правила,что понятиео политическомпревосходствевсегда переходитв понятие одуховномпреимуществе.Здесь, напримервпервые в качествеклассовогоразличия появляютсяпонятия "чистый"и "нечистый"и из этих понятийтакже впоследствииразвиваетсяпонятие "хороший"и "дурной", ужене в классовомсмысле. Ницшесчитает, чтопротиворечияоценок в случаежреческойаристократииприняли опасныйвнутреннийи острый характер,что благодаряним в концеконцов междулюдьми быласоздана огромнаяпропасть: "Удуховенствавсё становитсяопаснее; нетолько целебныесредства иискусства, нои высокомерие,месть, остроумие,распутство,любовь, властолюбие,добродетель,болезнь. …Можносказать, чтона почве этойв самой сущностиопасной формысуществованиячеловека, формысвященнической,человек вообщестал болееинтереснымживотным, чтотолько здесьчеловеческаядуша в высшемсмысле достиглаглубиныи стала злою- а это ведь двеосновные формыпревосходствачеловека надостальнымиживотными!..".

ДалееНицше отмечает,что бессильныевнесли в человеческуюисторию тотдух, которыйявился причинойпереоценкиизначальныхпонятий. Аристократическоеуравнениеценностей(хороший, знатный,могучий, счастливый,любимый Богом)было вывернутонаизнанку, помнению философа,с принятиемхристианскихпонятий, а корниэтих понятийНицше усматриваетв монотеистическойконцепциииудаизма, "…аименно: " толькоодни несчастные- хорошие; бедные,бессильные,низкие - однихорошие, толькостраждущие,терпящие лишения,больные, уродливыеблагочестивы,блаженные,только для нихблаженство;зато вы, вы знатныеи могущественные,вы на вечныевремена злые,жестокие, похотливые,ненасытные,безбожные ивы навеки будетенесчастными,проклятымии отверженными"…Известно ктоунаследовалэту переоценку…". Автор считает,что с иудеевначинается"восстаниерабов в морали:восстание,имеющее засобой двухтысячелетнююисторию и котороетеперь бросаетсяв глаза толькопотому, что онобыло победоносно".Задве тысячи летна стволе этогодерева мести- глубочайшейи возвышеннейшей,создающейидеалы, преобразующейценности - вырослановая любовь,глубочайшаяиз всех видовлюбви. Ницшеставит вопрос:не был ли Иисусиз Назарета- воплощённоеевангелиелюбви, Спаситель,несущий бедным,больным, грешникамблаженствои победу - небыл ли именноОн искушением,в самой жуткойи непреодолимойформе, искушениеми окольнымпутём к темиудейскимценностям иновшествамидеала. Развене на обходномпути Спасителя,этого кажущегосяпротивникаи разрушителяИзраиля, иудеидостигли последнейцели своейвысшей жаждымести - радикальнойпереоценкинравственныхценностей своихврагов и победителей? Ницше вопрошает:"Не было личёрным, тайнымискусствомистинно великойполитики мести,дальнозоркой,подпольной,медленной ипредусмотрительноймести то обстоятельство,что сам Израильвынужден былобъявить передвсем миромсмертным врагоми распять накресте орудиесвоей мести,чтобы … всепротивникиИзраиля моглибы безбоязненноидти на этуприманку? Даи можно ли было… при всехухищренияхума вообщевыдумать болееопасную приманку?Можно ли изобрестичто-либо равное,столь же увлекательное,чарующее, оглушающееподобно губительнойсиле этогосимвола "святогокреста", этогоужасного парадокса"бога на кресте",этой мистерииневообразимой,последней,крайней жестокостии самораспятиябога для спасениячеловека?..Несомненноодно, что досих пор Израильсвоей местьюи переоценкойвсех ценностей… торжествовалпостоянно надвсеми другимиидеалами, надвсеми идеаламиболеевозвышенными".

Здесьмне хотелосьбы приостановитьосвещениеработы немецкогофилософа иизложить своюточку зренияна поставленныеим вопросы. Привсём моём уважениик ФридрихуНицше я не могусогласитьсяс его взглядомна христианство,на личностьСпасителя.

Во-первых,я считаю, чтоЦерковь, Вераи Бог - явленияглубоко различныепо своей сущности.Церковь - этоорганизация,институт, учреждённыйсамими людьми,подверженныйвлиянию политическихи социальныхфакторов. Завремя своегосуществованияхристианскаяцерковь, каккатолическая,протестантская,так и ортодоксальная,неоднократнореформировалась,динамическиизменяя своиканоны и устои.Эти реформы,несомненно,инициировалисьлюдьми,хоть и считающимисяпастырями родачеловеческого,посредникамимежду человекоми Богом. И средисвященнослужителей,представителей"жреческойаристократии",как именуетих Ницше, вовсе временабыло немалоличностейвластолюбивых,тщеславных,высокомерных,то есть проявляющихте же человеческиекачества, чтои простые миряне.Это не в коеймере не умаляетдостоинстватех отцов церкви,которые искреннеи самозабвенно,не преследуяникакой длясебя выгодыстремилисьприблизитьсяк Богу, познатьсчастье в любвик ближнему ивсепрощении.

Вераже в Бога - явлениесубъективное,чувство, исходящееиз глубины душиверующегочеловека. Являетсяли Вера потребностьючеловека илинеобходимостью,неважно, но онани в коей мерене зависит ниот церкви,учреждённойсамими людьми,ни даже отобъективнойреальностисуществованиясамого Бога,ведь, как известно,существованиеЕго недоказуемо.Поэтому нельзяпереноситьсуждение о том,что противоречиеоценок нравственныхпонятий представителямикасты священнослужителейсказалось напереоценкеизначальных,аристократическихценностей, наверу в Бога, нарелигию,которую данныеличностипредставляют.

Во-вторых,среди последователейхристианскогоучения во всевремена, с техпор, как христианствостало государственнойрелигией ВеликойРимской империии до наших дней,было немалолюдей знатных,благородногопроисхождения,которые имелиогромное влияниена человеческоеобщество икоторые употреблялиэто влияниена совершениеблагодеянийчисто христианских. Именно такихлюдей я считаюярчайшимипредставителямихристианскойобщины всехвремён и народови думаю, чтоони от этогоничуть не умалялидостоинствосвоего происхожденияи могущества,наоборот, ихнравственныекачества моглислужить примеромкак для аристократов,так и для простолюдинов.Известно также,что и средиортодоксальныхиудеев с древнихвремён и по сейдень можноназвать множествотех, кто пользуетсявлиянием ивластью, ктобогат и могущественен,поэтому трудносогласиться с мнением философа,что именно отних происходитмнение "бедные,слабые и бессильные- хорошие; богатые,знатные, сильные- дурные".

В третьих,Заповеди Христовыхоть и имеютграни соприкосновенияс заповедямиВетхого Завета,но и в корнеотличаютсяот них. Я имеюв виду вторыепять заповедей,устанавливающихнорму взаимоотношениймежду людьми.Заповеди НовогоЗавета гласято любви к ближнему,об уважениик его личности,о бескорыстиипо отношениюк любомучеловеку,они призываютк неотмщениюобид, в то времякак заповедиМоисея завещаютпомогать человекусвоего рода,своего племени,и провозглашаюткак закон: "Окоза око, зуб зазуб"! Разумеется,нельзя проводитьпрямые аналогиимежду ценностямихристианскимии ветхозаветными.Кроме того,Спаситель неутверждал, чтобогатство имогущество,равно как ивысокое происхождениеявляются помехойна пути к спасениюдуши, и дажезнаменитаяфраза "Легчеверблюду пройтисквозь игольноеушко, чем богатомупопасть в рай"не говорит обэтом буквально.Нет, речь идёто том, что богатствоматериальное,нажитое в земнойжизни, не являетсяпропуском нанебеса ("…несобирайте себебогатства наземле, но нанебе…") самопо себе; но есличеловек знатный,могущественныйи благородныйтворит благиедела, то развене достоин онуважения наземле и вечногоблаженствав жизни небесной? И в Новом Заветемы можем найтипримеры того,что средипоследователейХриста ещё прижизни его былилюди обеспеченные,пускай и простогопроисхождения.Не к полномуотказу от жизниземной и переоценкеизначальныхаристократическихценностейпризывал Спаситель,а к борьбе сочерствелостьюдуши,корыстностью,мстительнойжестокостьюи злобой.

Но вернёмсяк памфлету.Раскрывая сутьвведённогопонятия восстаниярабов в морали,Ницше пишет,что оно начинаетсяс того, что жаждамести становитсятворческойи порождаетценности. В товремя как благороднаямораль возникаетиз торжествующегоутверждениясебя самого,рабская моральс самого началаговорит нет"внешнему","иному", "несебе", это нети является еётворческимдеянием. Этопревращениенаизнанкуопределяющегоценности взгляда- это неизбежноеобращение квнешнему иравнение нанего, вместообращения ксамому себеи равнение насамого себя- именно и характернодля жажды мести.Мораль рабовдля своеговозникновениявсегда нуждаетсяпервоначальново враждебноми внешнем мире,она нуждаетсяво внешнемраздражении,чтобы вообщедействовать- деятельностьеё в основесвоей являетсяреакцией.

При оценкеблагородныхимеет местообратное явление:она действуети вырастаетнезависимо,она ищет своёпротивоположениетолько длятого, чтобы ещёблагодарнее,ещё радостнеесказать себесамой - да. Еёотрицательноепонятие "низкое","пошлое", "скверное"является толькопоследующим,бледным изображениемконтраста поотношению ких положительному,насквозь пропитанномужизнью и страстью,основномупонятию "Мыблагородные,мы добрые, мыпрекрасные,мы счастливые"!Если способоценки благородныхошибочен и несоответствуетдействительности,то это относитсяк той области,которая имнедостаточноизвестна, узнатькоторую ониупорно противятся:иногда ониошибаются воценке презираемойими среды, человека,толпы народа.С другой стороныможно видеть,что эффектпрезрения,взгляда свысока,взгляда превосходства,даже если онизвращает образпрезираемого,далеко уступаеттому извращению,какое позволяютсебе по отношениюк своим противникамскрытая ненависть,месть бессильного.

Ницшесчитает, чтона самом делек презрениюпримешиваетсяслишком многонебрежности,легкомыслия,слишком многоневниманияи нетерпения,даже слишкоммного собственногорадостногосамочувствиядля того, чтобыоно было в состояниипревратитьсвой объектв предметраздражения,в чудовище.Философ приводитпример: греческоедворянствопридаёт всемсловам, которымиотличает отсебя низшийнарод, почтидоброжелательныйоттенок, постояннопримешиваяк нему известногорода сожаление,снисхождение.В конце концов,почти все слова,относящиесяк простомучеловеку, сталивыражением"несчастного,достойногосожаления".С другой стороны, "дурной", "низкий","несчастный"всегда звучалидля греческогоуха оттенком,в котором преобладалозначение"несчастный".Ницше утверждает:"…Это наследстводревнего, болееблагородного,аристократическогоспособа оценки,который неисчезает дажев презрении…". Люди благородногопроисхождениячувствовалисебясчастливыми;им не нужнобыло строитьискусственносвоё счастье,глядя на своихврагов, не нужнобыло при случаеубеждать себяв этом, обманыватьсебя,как это обыкновенноприходитсяделать людямressentiment(жаждымести). Они умелитак же, как люди,преисполненныесил, следовательно,неизбежноактивные люди,не отделятьсчастья отдеятельности;деятельностьони необходимоотносят к понятиюсчастья. Этоявляется полнойпротивоположностьюпонятия "счастья"на ступенибессильных,угнетённых,исполненныхядовитыми ивраждебнымичувствами, укоторых понятие"счастья"выступает всвоих существенныхчертах, какнаркоз, оглушение,покой, тишина,успокоениедуха, отдыхтела, однимсловом, пассивно.В то время какчеловек благородныйживёт с доверием,он откровенени даже подчёркиваетсвою откровенность,человек жаждымести не честен,не откровенени не прям самс собою. Душа,ум его любятзакоулки, тайныедороги и задниедвери, всё скрытоенравится ему,как егомир, егобезопасность,егоутеха; он умеетмолчать, незабывать, ждать,предварительноунижаться исмиряться.

В связис этим утверждениемФридриха Ницшемне приходитна ум известныйпример - такназываемое"Обществовольных каменщиков",мировая паутинамасонских лож,только официальнаяистория которойнасчитываетболее четырёхвеков, на самомже деле корниэтой организациинесоизмеримоглубже в историческомсмысле. Чтоможет бытьболее красноречивымпримеромвышесказанного,как не тайная,экзотерическаяподоплёкамасонскихобрядов, знанийи суждений?Деятельностьэтого ордена"благодетелейчеловечества"всегда быласокрыта отобщества, истинныеже цели его невсегда былипонятны дажебольшинствудалеко не рядовыхпосвящённых.Но я могу утверждатьоднозначно,и это давно ужене секрет длямногих из нас,что масонскаяорганизацияпричастна, еслине напрямую,то косвенно,ко всем европейскимреволюциям,начиная с революции16 века в Нидерландахи заканчиваяоктябрьскимпереворотом1917 года, стольтрагическогодля нашей Родины.Что ещё, как нежажда мести,могло толкатьмасонов наборьбу с законнымиправящимиаристократическимипартиями, наподстрекательствои призывы ксвержениюмонарших домов- лучших семейЕвропы - и кровавомуизбиению благородныхпредставителейдворянскогосословия?

ДалееНицше пишет,что породатаких людей,людей жаждымести, неизбежностановитсяв конце концовумнее (мне хочетсядобавить -хитроумнее,изворотливее),чем какая либоблагороднаяраса и будетсовершеннов другой мереценить ум; онаценит ум, какпервоеусловие существования,между тем какум благородныхрас имеет тонкийоттенок роскоши,утончённости:- он не имеетздесь тогосущественногозначения, какоеимеет полнаяуверенностьв функцияхрегулирующихбессознательныхинстинктовили даже известноебезрассудство,смелое наступление,будет ли этопо отношениюк опасностиили к врагу,или мечтательныйвзрыв гнева,любви, почтительности,благодарностии мести, что вовсе временаотличало благородныедуши. Даже самажажда местиблагородныхлюдей, когдаона ими овладевает,происходити исчерпываетсяв немедленнойреакции и поэтомуне отравляет.С другой стороныона вовсе неимеет местав тех бесчисленныхслучаях, когдаэто имеет местоу всех слабыхи бессильных.Неумение долгоевремя серьёзноотноситьсяк своим врагам,своим неудачам,даже к своимдурным поступкам- это признаксильных, совершенныхнатур, в которыхимеется избытокпластической,образовательной,исцеляющейи позволяющейзабыть силы.Именно такойчеловек однимдвижениемсбрасываетс себя многобесов,которые внедряютсяв другого; тольков данном случаеи возможнанастоящая"любовьк своим врагам"Здесь Ницшеподразумеваетизвестнуюхристианскуюзаповедь: "Любитеврагов ваших,благословляйтепроклинающихвас, благотворитененавидящимвас и молитесьза обижающихвас и гонящихвас". Как многоуважения проявляетблагородныйчеловек поотношению ксвоим врагам!- а такое уважениеуже являетсямостом к любви…Он требует себеврага как отличия,он не выноситиного врага,кроме такого,в котором нетничего достойногопрезрения иочень многоедостойно уважения;равного себепо благородствуврага!

Затопредставьтесебе "врага"в том виде, какего представляетсебе человекжажды мести- именно здесьэто его дело,его творчество:он создаёт"злого врага","злого"именно в качествеосновногопонятия, исходяиз которого,как его отражениеи противоположностьон выдумываети "хорошего"- себя самого.И происходитэто совершеннообратно тому,как у благородного,который создаётосновное понятие"добрый" первоначальнои независимо,исходя именноиз себя самого,и только затемсоздаёт представлениео "дурном". Ницше сопоставляет:"Это "дурное"благородногопроисхожденияи то "злое" избродильногокотла ненасытнойненависти -первое, созданноевпоследствии,побочное,дополнительныйцвет; второе,напротив, оригинал,начало, настоящеедеяние в концепциинравственностирабов - какпротивоположныэти оба понятия"дурной" и"злой", которые,по-видимому,противополагаютсяодному и томуже понятию"хороший"! Ноэто неодно и то жепонятие"хороший".Напротив, нужноспросить себя,кто собственноявляется злымсогласно моралиressentiment(людейжажды мести).Строго говоря,это и есть именно"хороший" сточки зрениядругой морали,именно благородный,могущественный,господствующий,только получившийиную окраску,иное значение,обратное изображениев ядовитомглазу".

Философсчитает, однако,что те самыеблагородныелюди, которыетак строгоудерживаютсяв границахобычаями, почтением,привычками,благодарностью,которые проявляютсебя по отношениюдруг к другустоль снисходительными,сдержанными,нежными, гордымии дружелюбными,по отношениюк внешнемумиру, там, гденачинаетсячужое, чужие,проявляют себянемногим лучшенеобузданныхдиких зверей.Здесь, на чужойтерриторииони освобождаютсяот всякогосоциальноговоздействия,они на дикомпросторевознаграждаютсебя за напряжение,созданноедолгим умиротворением,которое обусловленомирным сожительством.Они возвращаютсяк невиннойсовести хищногозверя, какторжествующиечудовища, которыеидут с ужаснойсмены убийств,поджога, насилия,погрома с гордостьюи душевнымравновесием,уверенные, чтопоэты будутнадолго иметьтеперь темудля творчестваи прославления.А именно таковымипо сути быливсе завоевательныепоходы, обусловленныепассионарнымиподъёмами целыхнародов, поворачивавшиеисторию человечествав иное русло.Достаточновспомнить,например, походыАлександраВеликого илиГая Юлия Цезаря.В основе всехэтих благородныхрас можно уловитьхищного зверя.Эта скрытаяоснова, по мнениюНицше, времяот временинуждается восвобождении,зверь выходитнаружу, стремитсяопять на дикийпростор: этапотребностьодинаковоприсуща римскому,арабскому,германскому,японскомудворянству,гомеровскимгероям, скандинавскимвикингам. Сознаниеэтого и дажегордость этимпроявляетсяи на высшихступенях культуры.Ницше приводитпример, когдаПерикл говоритсвоим афинянам:"Ко всем странами морям нашасмелость проложиладорогу, воздвигаясебе всюдувечные памятникив хорошем идурном". Этасмелость благородныхрас, бешеная,непридусмотримая,невероятнаядаже в их предприятиях,их равнодушиеи презрениек безопасности,телу, жизни,удобствам, ихужасная весёлостьвоителей ирадость во всехразрушениях,в наслаждениипобеды и жестокости- всё это длятех, кто страдал,сливалосьвместе в образ"злого врага".

Ницшепишет, что однаждыон обратилвнимание насмущение Гесиода,когда тот пыталсявыразитьпоследовательностькультурныхэпох череззолотой, серебряный,медный век, таккак не умел подругому выразитьпротиворечие,которое представлялсобой чудный,и в то же времястоль ужасный,столь насильственныймир Гомера.Гесиод сделализ одной эпохидве и поставилих одну за другою.Сперва он поставилвек полубогови героев Троии Физ в том виде,как мир этотсохранилсяв памяти благородныхпоколений,которые имелитам своих предков;а затем он поставилследующий векв том виде, какэтот мир сохранилсяв памяти потомковпридавленных,ограбленных,испытавшихдурное отношение,захваченных,проданных, - ввиде медноговека, твёрдого,холодного,жестокого,лишённогочувства и совести,который всёсокрушал изаливал кровью.

В светевышеизложенного,считает философ,становитсяясно, что смысломвсякой культурыявляется воспитаниеиз хищногозверя-"человека"ручное, цивилизованноеживотное, животноедомашнее. А всете инстинктыреакции излопамятства,с помощью которыхпосрамленыи побежденыблагородныепоколениявместе с ихидеалами, придётсярассматриватькак орудиякультуры. Но это ещё незначит, чтоносителиихявляются в тоже время представителямикультуры. Напротив,эти носителиподавленныхи жаждущихвозмездияинстинктов,эти люди жаждымести, потомкивсего европейскогои неевропейскогорабства представляютсобой регрессчеловечества! Эти "орудиякультуры" -позор человекаи скорее возбуждаютподозрениепротив культуры,являются документомпротив неё.Вместе с вырождениемсвободных инеукротимыхблагородныхчеловек измельчал,стал безнадёжноумеренным, новместе с темнаучился считатьсебя целью ивершиной, смысломистории, "высшимсуществом"над всей природой,стал чувствовать,что он имеетна это право.Он стал чувствоватьсебя чем-то покрайней мересравнительноудачным, сравнительножизнеспособным,по крайней мерене отрицающимжизнь…ИНицше пишетв связи с этим,что ему тяжелоощущать вокругсебя нечтонеудавшееся,измельчавшее,одомашненное.Он хотел бывидеть средилюдей такого,который оправдывалбы названиечеловека,дополнительныйискупающийсчастливыйобразец человека,чтобы благодарянему можно былобы сохранитьверу в человека.В измельчаниии уравненииевропейскогочеловека ФридрихНицше видитвеличайшуюопасность,"…потому чтозрелище этоутомляет…".Он констатирует:"Мы не видимтеперь ничего,что стремилосьбы стать больше,можно предполагать,что падениебудет всё нижеи ниже, к болеежидкому, добродушному,умному, уютному,умеренному,безразличному…-человек, безсомнения, становитсявсё "лучше"…В этом-то изаключаетсяопасностьЕвропы, вместесо страхомперед человекоммы утратилии любовь, и уважениек нему, надеждуна него, дажежелание его.Вид человекаутомляет - чтоже иное современныйнигилизм, еслине это?.. Нам надоелчеловек…".

Далееавтор возвращаетсяк проблемеотносительнодругого источника"добра", добрав том виде, какего выдумалилюди злопамятстваи жажды мести.Онпроводитметафорическуюаналогию междуотношениямив человеческомобществе иизвечнымпротивостоянием"жертва-хищник"в мире дикойприроды. Так,нетрудно понять,что ягнята нелюбят крупныххищных птиц,но это не являетсяещё причинойставить упрёкбольшим хищнымптицам, что онихватают маленькихягнят. И еслиягнята говорятмежду собой:"эти хищныептицы злы, итот, кто наименееподобен хищнойптице, кто являетсяих противоположностью- ягнёнком, разветот не хорош?",то ничего нельзявозразить натакое построениеидеала. Но хищныептицы посмотрятна это с насмешкойи скажут: "Мыничего не имеемпротив этихдобрых ягнят,мы их даже любим,что может бытьвкуснее нежного ягнёнка".В самом деле,требовать отсилы, чтобы онане проявляласебя силою,чтобы она небыла желаниемодолеть, желаниемгосподства,жаждою врагов,сопротивленийи торжества,это столь жебессмысленно,как требоватьот слабости,чтобы она проявляласьв виде силы.Известноеколичествосилы, внешнейи внутренней,представляетсобой такоеже количествостремления,воли и деятельности.Более того, этоне что иное,как именносамая этадеятельность,хотение, действованиеи эти понятияразличаютсятолько благодарянеточностямязыка и окаменевшимв нём основнымзаблуждениямразума. Ницшеназывает ошибочнымпредположениео том, что всякоедействие обусловленодействующимсубъектом. "Какнарод обособляетмолнию от еёблеска," - пишетфилософ - "исчитает еёпоследнейдеятельностью,действиемсубъекта, называемогомолнией, также точно народнаямораль обособляетсилу от проявлениясилы, как-будтоза сильнымимеется безразличныйсубстрат, отдоброй воликоторого зависит,проявлять силуили нет. Такогосубстрата нет;позади делания,действия, становления- нет "бытия";"делатель"только присочинёнк действию, - вдействии заключаетсявсё". Он считаеттакже, что кошибочнымпонятиям, "подкидышамязыка" следуетотнести, например,атом (вспомним,что в 70-е годыпрошлого столетияатомистическоепредставлениео материи небыло экспериментальнои научно подтверждено,да и сейчасчеловек неможет однозначноотнести элементарныечастицы ни ккорпускулярным,ни к волновымявлениям) иликантовскую"вещь в себе".Поэтому нетничего удивительногов том, что скрытые,тайно тлеющиепроявленияжажды местииспользуютдля себя этуверу, веру вто, что от добройволи сильногозависит бытьслабым, а хищнойптице статьягнёнком: этодаёт им правоставить в упрёкхищной птице,что она хищнаяптица.

Поэтому,по мнению Ницше,угнетённые,подавленные,подвергшиесянасилию в бессилииговорят: "Будемиными, чем злые,то есть добрыми.А добр всякий,кто не производитнасилия, никогоне оскорбляет,не нападает,не воздаёт зломза зло, кто местьпредоставляетбогу, кто подобнонам скрывается,уступает дорогувсему зломуи вообще немноготребует отжизни, подобеннам, терпеливым,скромным,справедливым".Философ неприемлет,последовательноосуждает такуюпозицию и поясняет,что это по существуозначает только:"Мы слабые-слабые:хорошо, еслимы не будемничего такогоделать, начто у нас нехватит сил".Он говорит, что"это резкоепризнаниефакта, этот умнизшего порядка,свойственныйдаже насекомым(которые притворяютсямёртвыми, чтобыне делать "слишкоммногого" вслучае большойопасности)…вырядилосьв роскошноеодеяние самоотверженной,тихой, выжидающейдобродетели,как будто-бысама слабостьслабого - тоесть его сущность,его деятельность,вся его неизбежнаянеустранимаядействительность- представляетсобой добровольноедействие, нечтонамеренное,произвольноедеяние,заслугу".Такая породалюдей нуждаетсяв вере в безразличный,одарённыйсвободнымвыбором "субъект"вследствиеинстинктасамосохранения,самоутверждения.Субъект (илиговоря популярнее,душа - именнотак определяетНицше), можетбыть, был досих пор на землелучшим пунктомверы оттого,что давал большинствусмертных, слабыми угнетённымвсех видоввозможностьвозвышающегосамообмана,давал возможностьслабость объяснятьсвободой, асвоё поведение- заслугой.

Переоценка,искажениепервоначальныхпонятий, привелок тому, что слабостьпревратиласьв заслугу, бессилие,которое невоздаёт - в доброту,боязливая жаждамести - в смирение,подчинениетем, кого ненавидят,стало послушанием.Безобидностьслабого, дажетрусость получилоназвание "терпение",и зовётся такжедобродетелью.Невозможностьотомститьназываетсянежеланиеммстить, можетбыть даже прощением.Фридрих Ницшеназывает этоискусствомчёрной магии,которая изчёрного делаетбелое, делаетмолоко и невинность,он называетэто мастерской,где фабрикуютидеалы.И вновь философ,обрушиваясаркастическиеупрёки нахристианскиеморальныепринципы, смешивает,сращивает междусобою три, вобщем-то, различныхпо своей сущностиявления - Церковь,Веру и Бога. Онсчитает, чтоименно христианскаяцерковь, какобъединениеслабых противсильных и естьта самая мастерская,что приверженцыХристова ученияследуют емуиз мести и ненависти:"…теперь толькоя слышу, чтоуже так частоговорилось:"Мыдобрые, являемсяправеднымито, чего онитребуют, ониназывают невозмездием,но "торжествомсправедливости";ненавидимоеими это не врагих, нет! ониненавидят"неправду","безбожие";то, во что ониверят и на чтонадеются, - этоне надежда наместь, не упоениесладкой местью("сладкой какмёд" её называлуже Гомер), а"победа божия,победа правосудногобоганад безбожниками";они любят наземле не братьевпо мести, но"братьев полюбви", какговорят они,всех добрыхи праведныхна земле. …Ониназывают то,что служит имутешением отвсех страданий - их фантасмагориюпредвкушаемогобудущего блаженства- "последнимсудом", пришествиемихцарства,"царства божия"- а покаони живут "ввере", "в любви","в надежде"".

В верево что? В любвик чему? В надеждена что? Слабые,как утверждаетНицше, когда-нибудь,где-нибудьтакже хотятбыть сильными,когда-нибудьдолжно наступитьи их "царство".Чтобы дожитьдо этого, необходиможить долго,пережить смерть,- необходимавечнаяжизнь,чтобы вечновознаграждатьсебя в царствебожьем за этуземную жизнь"в вере, в любви,в надежде" - такобъясняет авторпопулярностьидеи бессмертиядуши. Он пишет,что Данте жестокоошибся, когдас ужасающейгениальностьюпоставил навратах адаследующуюнадпись: "и менясоздала вечнаялюбовь": - надвратами христианскогорая с его "вечнымблаженством"с большим правоммогла бы стоятьнадпись - "именя создалавечная ненависть".Что такое блаженствотого рая?.. Вкачестве ответана этот вопросприводятсяслова одногоиз столпов иучителей католицизма,святого ФомыАквинского:"Beatiin regno coelesti videbunt poenas damnatorum, utbeatitudo illis magis complaceat"1.

ФомаАквинский,призывая христианотказатьсяот наслажденийобщественныхпредставлений,писал также:"Вера даёт ведьнам гораздобольше, гораздоболее сильное;благодаряискуплениюмы располагаемведь совершеннодругими радостями;вместо атлетовмы имеем своихмучеников;желаем мы крови- в нашем распоряжениикровь Христова…Ачто ждёт насв день второгопришествия,в день еготоржества!". С целью усилениявоздействияосновной идеипроизведенияНицше цитируетбольшой фрагментиз сочиненияАквината, которыйв ярких краскахописываетмучения осуждённыхгрешников впламени ада,описываетпристрастно,злорадно. Речьтам идёт и оязыческихцарях, поклонявшихсяэллинскомуи римскомупантеону, и онаместникахримских провинций,жестоких гонителяххристианства,о философах,что говорили,будто Бога нет,будто нет души.Не забыты ипоэты, и актёры-трагики,и гимнасты…Изэтого фрагментаможно выделитьтакую фразу:"…а затем перейдуя к зрелищу,которым невозможнонасытиться,зрелищу мученийтех, кто издевалсянад Господом."Вот он, вамскажу я тогда,сын плотникаи нищенки, вотвам и нарушительсубботы, якшающийсяс самарянамии дьяволом. Вотвам купленныйу Иуды, вот вамон, избитыйтростникоми кулаками,оплёванный,напоённыйжелчью и уксусом.Вот он, украденныйтайно учениками,чтобы можнобыло разгласить,будто он воскрес…"Ну какой претор,консул или жрецможет своеющедростьюдоставить тебетакие зрелища,такие наслаждения?А мы ведь, благодарявере, можем ужеи теперь представитьсебе всё этовоображением.А впрочем, какиепрекрасные вещи ждут ещёнас, которыхмы ни очами невидали, ни ушамине слыхали, нисердцем непомышляли? (1.Кор. 2,9)".

Да, безусловно,слова этипреисполненыжажды мести,Фома простоупиваетсяпредстоящимсобственнымторжеством,жестокой расплатой,страшнымимуками своихврагов. И местьэта действительноне реализована,затаена, отложена"на потом", допоследнегосуда; возможно,она не реализованаименно от бессилия.Но я хочу повторитьещё раз своюмысль: ФомаАквинский -всего лишьчеловек, пустьдаже и влиятельныйподвижникхристианскойцеркви, пустьдаже он и считаетсясвятым, представителемБога на земле.Но он - субъект,выражающийсвоисобственныемысли, проявляющийсвоювнутреннююсущность, своюсубъективнуюжажду мести,затаённуюзлобу. И паства,к которой онобращается,несомненнопринадлежитк роду человеческому.Но Бог, какобъективность,пусть дажесуществованиекоторого недоказуемо,не имеет отношенияк фантазиямАквината, неимеет отношенияк его мстительности,неистовомузлорадствуи проявленнойв высказыванияхи сочиненияхозлобленности.Не имеет, какуже говорилось,к этому отношенияи Христос, никак личность,ни как воплощениеБога в телечеловеческом.Ницше вновь,преследуяопределённыецели - донестисвои идеи, обосноватьих - смешиваетмежду собойв общем-то различныеявления: Церковь,Веру и Бога.Противоречивостьсуждений Ницшев сфере духовнойнеоднократноотмечаласьдругими философами,в частности,по словам ВладимираСоловьёва, "всвоей полемикес христианствомон поразительномелко плавает".Но я считаю,что в оценкевнутреннегомира человека,в оценке сущностисубъекта немецкийфилософ оченьчасто бываетправ.

В заключениеПервого Трактатаавтор подводититоги вышесказанному:обе эти противоположныеценности, "хорошои худо", "доброи зло" в течениетысячелетийвели долгуюстрашную борьбуна земле; и хотянет сомнения,что втораяоценка давноуже получилапреобладание,но и теперь ещёнет недостаткав местах, гдеборьба продолжаетсяещё с неопределённымисходом. Наоборот,можно было быдаже сказать,что борьба этаподнимаетсявсё выше и вышеи тем самымстановитсявсё глубже, всёдуховнее. Такчто и во времена,современныефилософу, и внастоящее времяможет быть небыло и нет болеерешительногопризнака "высшейнатуры", болеедуховной натуры,чем быть в разладев этом отношениии представлятьарену борьбыэтих противоположностей.

Ницшепишет: "Символэтой борьбы,написанныйчертами, которые,пережив всепоколениялюдские, читаютсядо настоящеговремени, гласит:"Рим противИудеи, Иудеяпротив Рима":- не бывало досих пор событияболее важного,чем этаборьба, этапостановкавопроса, этосмертельноепротиворечие"(Ницше был глубокимпочитателеми приверженцемдревнеримскойкультуры, достаточновспомнить егоработу "Чемя обязан древним"). Кто же победилв этой борьбепротивоположностей,в борьбе зазначение изначальныхпонятий и ценностей?Но ведь тут неможет быть исомнения: Римпобеждён. Впрочем,в эпоху Возрожденияпроизошло дожуткости блестящеепробуждениеклассическогоидеала, благородногоспособа оценкивсех вещей: самРим зашевелился,как пробуждённыймнимоумерший,под давлениемнового, надстроенногонад ним. Но тотчас восторжествовалиснова людижажды мести,благодаря томуглубоко плебейскомудвижению, называемомуреформацией,считая при этоми то, что должнобыло последоватьза нею - восстановлениемогильногопокоя классическогоРима.

Ещё болеерешительнои в более глубокомсмысле, чемтогда, людижажды местипобедили классическийидеал с французскойреволюцией:последняяполитическаязнать, существовавшаяв Европе, знатьсемнадцатогои восемнадцатогофранцузскогостолетия палапод напороммстительныхинстинктовнизменнойтолпы. Никогдана земле небыло большеголикования,более шумноговоодушевления!При этом случилось,правда, нечтосамое чудовищно-неожиданное:перед глазамии совестьючеловечествавыступил самвоплощённыйантичный идеалв неслыханномвеликолепии.Ещё раз, сильнее,проще, глубже,чем когда-либо,раздался вответ на старыйлозунг лжилюдей местиоправе большинства,в ответ на волюк падению,принижению,уравнению,упадку и закатучеловека, - ужасныйи чарующийпротивоположныйлозунг праваменьшинства!"Как последнееуказание другогопути явилсяНаполеон", -пишет Ницше:"этот единственныйи позднейшерождённыйчеловек изживших во всевремена, и внём воплотиласьпроблема благородногоидеала самогов себе. Достойноразмышления,какова этапроблема: Наполеон,этот синтезбесчеловечияи сверхчеловечества..."Правда, здесьмне хочетсянапомнить, чтоБонапарт окружалсебя и вёл засобой людейотнюдь неблагородных;скорее мнехочется назватьту армию хищников,грабителейи мародёровевропейскимсбродом.Но кто знает,может, в этоми заключаласьтрагичностьодиночестватого действительнонезаурядногочеловека? Достаточновспомнить, какокончиласьжизнь этогоподнявшегосяна волне плебейскогобунта безусловногопассионарияи прирождённоговожака, ведьего осудилии растопталикак раз те самыефранцузы, которыенезадолго дотого бурноприветствовалиего и так низкопоклонялисьему…

Ярчайшимпримером ещёодной победылюдей жаждымести надблагороднымиидеалами можетслужить трагедияРоссии, кровавыйфевральскийи совершенночудовищныйоктябрьскийперевороты- мне жаль, чтоФридрих Ницшене дожил доних, не сталсовременникомэтих страшныхсобытий, а такжетех, что понеумолимойзакономерностиследовали заними, и, наверное,продолжаютследовать досих пор. Мнекажется, чтоподобной абсолютнойи полной переоценкиблагородныхидеалов, понятиймир не ведалс незапамятныхвремён; здесьпобеда людейжажды местиоказаласьзавершённой,цель их мщениябыла достигнута,и оружие ихпроявило себятак, как никогдадо тех пор. Вто время, когдаНицше создавалрассматриваемыйтруд, на улицахМосквы и Санкт-Петербургарвались бомбы,брошенные из-заугла подлымируками террористов;представителямвласти, дворянства,императорскойсемьи стрелялив спину. Позже,когда властьоказалась вруках большевиков,кровавый террорпринял поистинежуткий, кошмарныйхарактер. Я небуду описыватьфакты, являющиесяв настоящеевремя общеизвестными,я просто хочусказать, чтовсё то времяпроливаласьне только кровь,нет, ещё болеестрашным оружиембыла грязная,циничная ложь,клевета, искажениеи сокрытиеисторическихфактов, разрушениеоплота Российскихдуховных ценностей- Православия.

Философсовершенноправ - люди жаждымести, сделавшиееё смысломсвоего бытияне гнушаютсяникакими средствамидля достижениясвоей страшнойцели, и сужденияего о происхождениии значении вразличных устахи умах понятийо хорошем идурном, оботносительнойценности категорий"добро" и "зло"помогли мненовыми глазамивзглянуть наданную проблему.


Литература


  1. НицшеФ. По ту сторонудобра и зла.Избранныепроизведения.- М: "Сирин", 1990,книга вторая.- 415с.

  2. НицшеФ. Собраниесочинений.Т.1. -М: ИзданиеМ.В. Клюкина,1900 г.

  3. СпиркинА.Г. Философия.- М: УИЦ "Гардарики", 1999. - 815с.


1- "Блаженныев царствиибожием увидятнаказанияосужденных,чтобы блаженствоих было имприятнее".


Филиалмосковскогогосударственноготехническогоуниверситетаим.Н.Э.Бауманав г.Калуге



Кафедрафилософии иполитологии


Рефератпо философии


ФридрихНицше

"Генеалогияморали"

памфлет


Трактатпервый

"Доброи зло", "хорошееи дурное"


Составил:ЧайковскийМ.М,

студент группыСАУ-42


г.Калуга

2000