Смекни!
smekni.com

Основные законы материалистической диалектики (стр. 4 из 5)

как в воде эти вещества растворяются.

Закон перехода количественных изменений в качественные

особенно ярко проявляется в химических процессах. Периодичес-

ких закон химических элементов Д.И.Менделеева устанавливает,

что качество химических элементов зависит от количества поло-

жительного заряда ядра их атома. До известных пределов коли-

чественное изменение заряда ядра не вызывает качественных из-

менений химического элемента, но на определенной ступени эти

количественные изменения приводят к образованию нового элемен-

та. Так, при радиоактивном распаде с потерей атомного веса и

заряда ядра уран превращается в конечном счете в качественно

иной элемент - свинец.

Химия вообще представляет собой науку о качественных

превращениях веществ, являющихся результатом количественных

изменений. Молекула кислоода, например, содержит два атома, но

стоит только присоединить к этой молекуле ще еодин атом кисло-

рода, как она превращается в качественно новое химическое ве-

щество - озон.

В объективной действительности имеет место не только пе-

реход количественных изменений в качественные, но и обратный

- 12 -

процесс - возрастание количества под влиянием качественных из-

менений.

Количественные и качественные изменения, таким образом,

взаимосвязаны и обусловливают друг друга.

3. Скачки

Качественное изменение, в отличие от количественного, вы-

ажается понятием скачка. Скачок - переход количественных изме-

нений в качественные или переход из одного качественного сос-

тояния в другое (в результате превышения меры).

Примеры скачков: образование звезд и планет, в частности

Солнечной системы, возникновние жизни на Земле, формирование

новых видов растений и животных, человека и его сознания, воз-

никновение и смена общественно-экономических формаций в исто-

рии человеческого общества, социальные революции.

Один из примеров того, как накапливающиеся количественные

изменения со временем привдят к скачку (качественному измене-

нию), - поломка детали машины из-за "усталости металла". Мик-

роскопические изменения структуры находящейся под нагрузкой

металлической детали в конце концов приводят к излому. Если

микротрещины возникают одна за другой, их количество растет

постепенно, то разрыв металлического стержня, выкрашивание зу-

ба шестеренки в зубчатой передаче происходит практически мо-

ментально, по наступлении некоторого предельного состояния ме-

талла. В результате нарастания температуры наступает момент

свертывания белка - перехода его из жидкого в твердое состоя-

ние. Можно постепенно наращивать количество ядерного горючего,

но при достижении определенной массы плутония происходит цеп-

ная ядерная реакция, взрывное высвобождение энергии. Это -

примеры скачков с резко выраженной границей перехода из одного

качественного состояния в другое, с довольно быстрой интенсив-

ной, целостной перестройкой всей исходной системы. Но бывают

скачки и другого типа, когда наблюдается не резкий качествен-

ный переход, а происходит постепенное накопление элементов но-

вого качества и отмирание элементов старого качества; такие

"скачки" длительны, постепенны.

"ОТРИЦАНИЕ ОТРИЦАНИЯ"

ЦИКЛИЧНОСТЬ И ПОСТУПАТЕЛЬНОСТЬ ИЗМЕНЕНИЙ

В философии Гегеля, согласно принципу тождества бытия и

мышлений, ритм разрешения диалектических противоречий мысли и

связанных с ними диалектических отрицаний был перенесен и на

бытие. В материалистической диалектике также были предприняты

попытки осмыслить диалектические "противоречия" и "отрицания"

в бытийных (онтологических) понятиях.

"Отрицание" как реальный аналог логического, мысленного

отрицания (антитезиса) при этом было истолковано как непремен-

ный момент, многократно повторяющийся в любом процессе, где

имеет место смена фаз, периодов, этапов изменения того или

иного объекта.

В отличие от метафизически толкуемого "отрицания", под-

черкивающего разрыв, противоположность черт предыдущего и пос-

- 13 -

ледующего этапов изменений, диалектическое "отрицание" предпо-

лагнает связь, переход от одного этапа к другому. Диалектичес-

кое "отрицание" включает в себя триединый процесс:

деструкции (разрушения, преодоления, изживания) прежнего,

комуляции (его частичного сохранения, преемственности,

трансляции) и

конструкции (формирования, созидания нового).

Первый момент - преодоление пройденного, его "сбрасыва-

ние" изживание - обеспечивает необходимую почву для следующей

фазы данного процесса. Но сама по себе деструкция, возобладай

она, отбрасывала бы процесс вспять, разрушала бы предпосылки

продвижения к последующим фазам. Нормальное продолжение про-

цесса, его связь, единство, целостность обеспечиваются вторым

моментом - сохраняемостью, преемственностью. Без этого условия

процесс всякий раз возвращался бы к исходной точке, а потому в

целом напоминал бы некое "топтание на месте", а то и вообще

становился бы невозможным. Нарастание процесса движение его к

новым фазам требует также третьего момента - новаций (формиро-

вание качественно новых связей, функций, черт).

Реальным аналогом "отрицания отрицания" и в природе, и в

обществе служат, в частности, "спиралевидные" процессы, соче-

тающие в себе цикличность, относительную повторяемость и пос-

тупательность. Циклических поцессов - различных циклов, круго-

оборотов - существует в мире великое множество. Цикличность

формирования и гибели, рождения и смерти, обновления и старе-

ния и т.д. проявляется во всех процессах природных и общест-

венных изменений. Глубокие дгадки заключены и в мыслях и про-

тивоборстве противоположностей, ритмическом чередовании их

сбалансированности, гармонизации и нарушении равновесия как

постоянно воспоизводящихся циклах. Эти высказывавшиеся еще в

древности догадки в дальнейшем развитии диалектики были уточ-

нены, получили свое развитие. идея цикличности была дополнена

идеей поступательности прорыва, преодоления исходного уровня

бытия, выхода за рамки того, что существовало на предыдущем

уровне, формирования качественно новых уровней бытия. В мате-

риалистической диалектике отношение противоположностей толку-

ется не просто как чередование нарушений и восстановлений их

равновесия, но и как их ассиметрия, приводяцая к направленному

поступательному изменению, развитию.

I. ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ

Закон отрицания отрицания раскрывает общее направление,

тенденцию развития материального мира.

Чтобы понять сущность и значение этого закона, нужно

прежде всего выяснить, что такое диалектическое отрицание и

каково его место в развитии.

- 14 -

1. Диалектическое отрицание и его роль в развитии

В любой области материальной действительности постоянно

происходит процесс отмирания старого, отжившего свой век и

возникновения нового, передового. Замена старого новым, отми-

рающего нарождающимся и есть развитие, а само преодоление ста-

рого новым, возникающим на основе старого, и называется отри-

цанием.

Термин "отрицание" в философию ввел Гегель, но он вклады-

вал в него идеалистический смысл. С его точки зрения, в основе

отрицания лежит развитие идеи, мысли.

Маркс и Энгельс, сохранив термин "отрицание", истолковали

его материалистически. Они показали, что отрицание представля-

ет собой неотъемлемый момент развития самой материальной дейс-

твительности. "Ни в одной области, - указывал Маркс, - не мо-

жет происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм су-

ществования". Развитие земной коры, например, прошло через ряд

геологических эпох, причем каждая новая эпоха, возникшая на

базе предыдущей, есть известное отрицание старой. В органичес-

ком мире каждый новый вид растения или животного, возникая на

основе старого, является в то же время и его отрицанием. Исто-

рия общества также есть цепь отрицаний старых общественных по-

рядков новыми: первобытного общества - рабовладельческим, ра-

бовладельческого - феодальным, феодализма - капитализмом. От-

рицание присуще и развитию познания, науки. Каждая новая, бо-

лее совершенная научная теория преодолевает старую, менее со-

вершенную.

Отрицание не есть нечто привнесенное в предмет или явле-

ние извне. Оно результат его собственного, внутреннего разви-

тия. Предметы и явления, как мы уже знаем, противоречивы и,

развиваясь на основе внутренних противоположностей, сами соз-

дают условия для собственного уничтожения, для перехода в но-

вое, высшее качество. Отрицание и есть преодоление старого на

основе внутренних противоречий, результат саморазвития, самод-

вижения предметов и явлений.

Диаликтическое и метафизическое понимание отрицания

Диалектика и метафизика по-разному понимают вопрос о сущ-

ности отрицаний. Метафизика, искажая процесс развития матери-

альной действительности, понимает отрицание как отбрасывание,

обсолютное уничтожение старого.

Диалектическое понимание отрицания исходит из того, что

новое не уничтожает старое начисто, а сохраняет все то лучшее,

что в нем имелось. И не только сохраняет, но и перерабатывает,

поднимает на новую, более высокую ступень. Так, высшие орга-

низмы, отрицая низшие, на основе которых они возникли, сохра-

нили присущее им клеточное строение, избирательный характер

отражения и другие признаки. Новый общественный строй, отрицая

старый, сохраняет его производительные силы, достижениянауки,

техники, культуры. Связь нового со старым осуществляется и в