Истоpия публикации трудов М.Вебера. "Хозяйство и общество". 1
Понимающая социология 5
Социология господства. 11
"Протестантская этика и дух капитализма" 16
Этика М.Вебера. 17
Заключение 19
Основные идеи философского наследия М.Вебера были выражены в его труде "Хозяйство и общество". Однако, среди исследователей творчества Вебера не было полного единства в вопросе о том, что считать его главным программным произведением. Одни, в лице жены философа - Марьяны Вебер, считали "Хозяйство и общество" главным трудом философа, другие в лице Фридриха Тенбруга утверждали, что основная заслуга М.Вебера состоит в разработке теории социологии религии и хозяйственной этики. Оба тезиса нельзя ни доказать, ни опровергнуть полностью, ибо не осталось каких-либо замечаний по этому поводу самого автора.
Итак, самым сильным защитником первой позиции была Марьяна Вебер - жена философа. Она не просто защищала "Хозяйство и общество", но и реконструировала это произведение в последнем издании, чтобы показать фундаментальность этого труда. Можно сказать , что "Хозяйство и общество" во многом изобретение Марьяны Вебер. Это произведение состоит из двух частей. Обе части остались незавершенными автором, они представляют собой набросок будущей книги. Первая часть посвящена особенностям западного развития капитализма, вторая - историческим вопросам. При этом социализм, понимаемый как рациональный, считается составной частью западного развития. Рациональный капитализм и рациональный социализм являются двумя альтернативами, в которых развивалось общество. Таким образом, по мнению Марьяны Вебер "Хозяйство и общество" - одна книга из двух частей.
Противоположный кризис заключается в трактовке "Хозяйства и общества" как дидактического пособия, всего лишь как попытку которая не была завершена. Но сердцем философского наследия М.Вебера считаются работы, связанные с хозяйственной этикой и социологией религии. Такой подход связан с пониманием и изучением М.Вебером социологии как интерпретирующей исторической науки. По мнению М.Вебера социология занимается пониманием конкретных исторических событий, действительности, она должна устанавливать общие правила, но это не цель, а средство, ибо идеал естественных наук отвергается, как неприемлемый. Но в данном случае вопрос ставился острее: ошибочно считать книгой "Хозяйство и общество", когда речь идет о собрании рукописей, об окончательной структуре которых ничего неизвестно. Собрание очерков по социологии религии - вот куда надо обращаться за пониманием творчества Вебера. Тенбруг Фридрих, написавший работу "Прощание с "Хозяйством и обществом" - основной защитник второй позиции.
Итак, перед нами два противоположных тезиса. Кто же прав? Безусловно, "Хозяйство и общество" - важное произведение М.Вебера , но и собрание очерков по социологии религии говорит о многом в творчестве философа. "Хозяйство и общество" можно назвать главной работой потому, что она содержит в себе "понимающую социологию", и собрание очерков по социологии религии также является составной частью этого произведения. Однако, анализ философского наследия М.Вебера был бы не полон, если бы мы ограничились только "Хозяйством и обществом". Данная работа представляет собой один проект, осуществленный в двух вариантах. Первый вариант написан в 1910-14 годах, другой - в 1919-20 годах. Это означает, что второй вариант является простым пересмотром первого. А жена М.Вебера объединила оба варианта в одну книгу. Безусловно, если бы М.Веберу удалось больше пожить, то ему бы удалось завершить второй вариант своей книги.
В своей социологии религии он дошел до античного еврейства , хотел написать о раннем христианстве, предполагал сделать акцент на средневековом христианстве. Таким образом, работа "Протестантская этика и дух капитализма" получила бы полное обоснование.
Что касается первого и второго варианта "Хозяйства и общества", то их синтез заключается в том, что эти два произведения - совокупность идей М.Вебера. Но Тенбург по отношению к Марьяне Вебер прав, что речь идет не о двух частях одной книги, а о двух вариантах разных книг. Далее мы попытаемся подтвердить этот тезис.
Несколько слов необходимо сказать об общей тенденции трудов М.Вебера. Условно можно выделить три периода в творчестве философа. Первый период (до 1898) - до перелома, связанного с расстройством здоровья М.Вебера. Заболевание началось в 1898 году и в продолжении четырех лет он не мог приступить к творческой работе. Именно в эти годы Вебер переосмысливает истоки и мотивы человеческой деятельности.
Второй период (1903-1910) По свидетельству жены философа М.Вебер делает в эти годы чрезвычайное открытие: оказывается , специфический вид рационализма пронизывает экономику и политику. По мнению Вебера над миром господствует рационализм. Именно рационализм определяет отношения человека к природе, отношения между людьми, причем господство рационализма растет вместе с развитием техники и науки . В 1910 году М.Вебер обосновал рационализм науки и искусства. Это вовсе не значило, что искусство и наука совмещаются. Истинность, красота, рациональность всегда будут различны , но вопрос ставился о развитии этих ценностей на Западе. В третьем периоде (1910-1920) своего творчества М.Вебер занимался разработкой рациональных основ религии.
В начале своей карьеры М.Вебер работал как историк права и хозяйства. Существовала исторически сложившаяся школа как права , так и хозяйства, и М.Вебер придерживался этой школы. Однако, он критически подходил к тенденции объединения науки, искусства и этики, считая, что наука имеет не ценностный характер. Для первого периода творчества М.Вебера характерен интерес к науке: современный и античный капитализм, открытие торгового общества в средневековье, правовое разделение между личным имуществом и владением средств производства. Последнее изобретение М.Вебер считает важным для возникновения современного капитализма.
После болезни, в 1902 году находим новое направление творчества М.Вебера. Он начинает интересоваться методологическими вопросами. Безусловно, его личный кризис повлиял на его создание теории капитализма.
В своей жизни М.Вебер очень быстро сделал свою профессиональную карьеру. Он очень аскетически относился к светскому образу жизни. В течение нескольких лет в период своей болезни, он не мог творчески работать, не мог выполнять профессиональные обязанности. М.Вебер осознал на собственном опыте, к чему может привести "жесткий образ жизни". В данном случае личный кризис связан с пониманием кризиса предмета. М. Вебер придерживался точки зрения, что этика, которую он реализовывал в своей жизни, не могла быть истолкована материалистически. Люди в своей жизни следуют не только своим эгоистическим интересам. С точки зрения эгоиста бессмысленно накапливать капитал ради капитала, делать карьеру ради карьеры, существуют силы, необъяснимые материалистически. С другой стороны, возникла необходимость защитить логику исторического подхода, которую он разрабатывал долгое время. В начале 20 века бурно стали развиваться такие философские течения, как позитивизм и материализм. В это время для М.Вебера характерны попытки сформировать идеи по ту сторону материализма и идеализма. Понять человека, действующего не только под эгидой эгоизма , но как человека способного к действию ради действия - именно с этой проблемой, связана вера в надличное у М.Вебера.
В третий период своего творчества М.Вебер пытался проанализировать все формы религии и те способы действия людей, которые они порождают. Что является особенностью профессиональной этики? Как она возникла? Как ее можно объяснить? Эти и подобные им вопросы волнуют М.Вебера в этот период его жизни.
Когда М.Вебер создавал первую часть "Хозяйства и общества" , у него было желание изложить не отношение идей, а способ действия людей. Это не было осуществлено по причине второй мировой войны. Но часть материала, предназначенного для целостного труда было использовано в статьях. По мере работы над книгой исследование соотношений общества все более сводилось к каким-то общим понятиям. Теперь исторические события рассматривались во взаимодействии категорий, и этим отличается вторая часть "Хозяйства и общества" от первой. Можно сказать, что второй вариант рукописи основан на первом, ибо первый вариант просто включен во второй.
В 1913 году в письме к своему издателю М.Вебер пишет: "Я разработал теорию господства, завершенную теорию господства, никогда и нигде подобного не было". Эта цитата может рассматриваться как один из последних аргументов того, что уже первый вариант рассматривался как отдельное произведение. И в этом варианте уже существовала тенденция к теоритизации господства.
Рассуждая о государстве, церкви, других общественных институтах, мы не имеем ввиду действия отдельных людей. Большие формирования вытесняют из рассмотрения человеческие мотивы. Однако , особенностью творчества М.Вебера является то, что он выводит свойства больших структур из свойств их составляющих.
Социальные действия рассматриваются М.Вебером во второй части "Хозяйства и общества", в вводной главе "Основные понятия понимающей социологии". В этом параграфе мы займемся проблемами , рассмотренными в этой работе М.Вебера. Речь пойдет об определении самого понятия социология.
Социология по Веберу - наука, которая занимается социальными действиями, толкуя и понимая эти действия. Таким образом, социальные действия - это предмет изучения. Толкование, понимание метод, благодаря которому причинно объясняются явления. Тем самым понимание является средством объяснения. На первый взгляд все очень просто. Социология образует типовые понятия и ищет общие правила совершающегося, противоположно исторической науке, которая стремится объяснить только частные события. В этом смысле социология - генеризирующая науку, история - индивидуализирующая. Итак, существует две пары понятий, важные для объяснения предмета социологии. Понимать и объяснять. Генериризировать и индивидуализировать. Эти понятия друг другу не противоречат, но дополняют.