Объяснять происхождение сознания через случайность — занятие не очень серьёзное. Вероятность такого события ничтожно мала; она намного меньше, чем, скажем, вероятность того, что внезапный вихрь, налетевший на городскую свалку, случайно "соберет" из хлама и мусора "Мерседес-600".
Одной из наиболее распространённых гипотез возникновения сознания является эволюционно-трудовая гипотеза, соавторами которой считаются Ч. Дарвин и Ф. Энгельс. Согласно ей многие тысячелетия назад один из подвидов человекообразных обезьян через посредство трудовой деятельности и членораздельной речи эволюционировал в сторону человеческого общества.
Предполагается, что этот процесс был длительным и постепенным. Биологическими предпосылками к сознанию явились: крупный мозг, стадный образ жизни обезьян, особенности анатомии передних конечностей, позволяющие брать предметы. Это способствовало прямохождению и изготовлению простейших орудий труда (как известно, ни одно животное не в состоянии изготовить орудие труда).
Переход от мышления к сознанию, совершившийся когда-то на этой основе, привёл к появлению у древних людей таких качеств, как умение общаться друг с другом посредством слов и способность планировать свои действия (животные, образно говоря, живут "сиюминутно"); Наглядную схему эволюционно-трудового процесса можно увидеть любом школьном кабинете биологии, где в развёрнутом, виде показано, как, начиная с появления амёбы и инфузории, развитие живых существ приводит к появлению приматов, а затем и человеческого общества.
Разумеется, данная гипотеза имеет сильные стороны.
Во-первых, все виды живых существ легко расположить на ступенях воображаемой эволюционной "лестницы", каждая из которых сопровождается появлением новых свойств, которых не было раньше; на верхней ступени как раз и располагается человек с его новым свойством — сознанием, что выглядит вполне логичным.
Во-вторых, установлено, что зародыш человека за девять месяцев своего внутриутробного, развития как бы кратко проходит (воспроизводит) основные из упомянутых ступеней (появляется хвост, жаберные щели, плавники и т.п., которые затем атрофируются). Это говорит о родстве человеческого рода со всем остальным животным миром, то есть априродно-эволюционном происхождении человека. Однако заметим, что из этого родства не вытекает автоматически факт сознания: биологически человек — продукт эволюции, скорее всего это так и есть; но его сознание невозможно объяснить как всего лишь "бесплатное приложение" к этой эволюции.
В-третьих, известно, что генетические коды человека и человекообразных обезьян совпадают на 97%. что косвенно указывает на идею прямого родства людей именно с ними, а не с какими-то другими видами живых организмов. Немаловажную роль играет также внешнее сходство человека с высшими обезьянами, что рождает обычно какое-то смутно-интригующее и острое любопытство к этим существам у наблюдающих их людей. Но и здесь нужно добавить, что генетические коды кошек и собак, например, тоже совпадают в почти такой же степени, однако никто не спешит на этом основании утверждать, что кошки произошли от собак, или наоборот.
Вместе с тем, эволюционно-трудовая гипотеза происхождения сознания имеет и слабые стороны, которые в нашей стране в годы советской власти замалчивались из идеологических соображений (борьба с религией, логическая незыблемость марксизма-ленинизма и т.п.).
Во-первых, до сих пор, несмотря на все старания, не найдено останков так называемого "промежуточного звена" между обезьяной и человеком. Сторонники данной гипотезы пытаются объяснить это тем, что переходное звено не отличалась устойчивостью, стабильностью; оно, мол, было кратковременным и поэтому не оставило следов. Другие же говорят, что пока не нашли, но, возможно, найдём завтра или послезавтра. Надо признать, что всё это звучит не очень убедительно.
Во-вторых, установлено, что мы, люди, используем возможности своего мозга в среднем всего лишь на 7-9%. Природа же ничего не создаёт "впрок"; все живые, существа используют свои биологические возможности "на полную катушку". Наличие такого огромного "резерва" у человеческого мозга совершенно необъяснимо с точки зрения эволюционно-трудовой гипотезы. Возникает фантастическая мысль о том, что человек, возможно, появился не а земных, а в других условиях, требующих иного использования интеллектуальных способностей.
В-третьих, известно, что различные виды животных только исчезают (и основном по причине техногенной деятельности человека): никто и никогда ещё не наблюдал возникновения нового вида как в естественных, так и в лабораторных условиях.Все попытки создать искусственно новый вид путём скрещивания уже имеющихся терпят неудачу. В одних случаях получаемые гибриды не могут размножаться (например, мул — гибрид лошади и осла — не способен давать потомство); в других — у гибридов вновь рождаются исходные виды (скажем, помесь волка и собаки даёт потомство в виде либо "чистых" собак, либо "чистых" волков). Это наталкивает на мысль, что люди и обезьяны — это разные виды, а не подвиды одного вида.
Идею скрещивания человека и обезьяны в экспериментальных целях вряд ли можно признать этичной и гуманной. Однако в годы второй мировой войны немецкие врачи, если их можно так назвать, проводили и такие "опыты". Они дали отрицательный результат: оплодотворение не происходило. Всё это весьма серьёзно подрывает доверие к гипотезе о происхождении человека от обезьяны.
В-четвёртых, методами радиоуглеродного анализа установлено, что биомасса (масса всего живого) на Земле на протяжении миллионов лет практически не изменяется; она колеблется в ту или иную сторону лишь в связи с изменениями климата. Тогда как согласно эволюционной гипотезе биомасса должна со временем нарастать. Это рождает невероятное с точки зрения традиционных представлений предположение об одновременном появлении всех видов живых существ на Земле.
Таким образом, мы видим, что вопрос о происхождении сознания остаётся открытым. Существуют и другие предположения на эту тему. Это, например, космологическая гипотеза, согласно которой в далёком прошлом произошло случайное или плановое, "засевание" Земли матрицами ДНК, включая генетический код человека.
Это гравитационная гипотеза, по которой гравитационное поле имеет разные частоты, аналогичные частотам электромагнитного поля; этим частотам соответствуют различные материальные образования, среди которых есть "биргравитоны". В этом плане материальная основа сознания — гравитационное поле особой частоты.
Это лептонно-полевая гипотеза, в соответствии с которой существуют особые частицы — лептоны, создающие поля с разными уровнями одушевлённости и мышления (эти частицы уже открыты современной наукой, однако их свойства пока недостаточно изучены).
Как бы то ни было, можно сказать, что три крупных проблемы, по которым у современной науки пока нет внятных ответов — происхождение Вселенной, возникновение жизни, появление сознания — продолжают волновать воображение и беспокоить своей неразрешённостью.
Глава 12. ФИЛОСОФИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Теория научного познания (гносеология) — одна из областей философского знания. Каковы движущие силы и средства научного познания? Каковы возможности человека в познании мира, всё ли доступно ему в этом отношении? Что является критерием истинности тех или иных научных положений? Какой должна быть деятельность учёного, чтобы быть наиболее рациональной и эффективной? Как отличить науку от псевдонауки (псевдо — "как бы")? Эти и подобные им вопросы возникают перед любым учёным, независимо от того, в какой именно области он работает.
Наука — это область деятельности людей, сутью которой является получение знаний о природных и общественных явлениях, а также о самом человеке. Она зародилась в те далёкие времена, когда в связи с развитием материального производства люди перестали довольствоваться случайными наблюдениями и ощутили потребность в точном знании о сущности тех или иных явлений, без которого они уже не могли удовлетворять свои растущие потребности. Следовательно, основной движущей силой научного познания является практическая потребность в знаниях. Большинство наук выросли из этих потребностей, хотя некоторые из них, особенно в таких областях, как математика, теоретическая физика, космология, родились не под прямым влиянием практической надобности, а из внутренней логики развития знания, из противоречий в самих этих знаниях. Например, математическая логика и физика внутриядерных процессов развивались сначала как "чистое" знание, и лишь позже обнаружилась возможность их практического использования для разработки компьютеров и атомных электростанций.
На второе место нужно поставить любопытство учёных. Один из них как-то пошутил: "Занятие наукой — это удовлетворение собственного любопытства за государственный счёт". И в этой шутке есть глубокий смысл: нелюбопытный учёный — это не учёный. Задача учёного — задавать природе вопросы с помощью экспериментов и получать на них ответы.