Смекни!
smekni.com

Ответы на вопросы по западноевропейской философии 19 века философского факультета СПбГУ (стр. 8 из 11)

Противопоставление Гегелевской диалектике формально всеобщего диалектики сушей индивидуальности, чье существо есть экзистенция. Задача - раскрытие существа Хр-ва и религии через раскрытие возможностей бытия экзистирующей индивидуальности. Проблема категориального определения экистенциональной диалектики - есть нечто, что нельзя помыслить - существование. Акцент - мыслящее существует, а не существующее мыслит.

Структура человеческой самости может быть конкретизирована как историческая: отношение Вечного к преходящему (становящемуся). Их объединение - грядущее. Сущий человек сущ в мгновении и его действительность - inter-esse.

Экзистенциальная диалектика не подлежит осмыслению. Она есть диалектика трех стадий жизни.

Эстетическая - страсть(экзистенциальное понимание иронии) - жизнь под маской, другая самой себе. Открывается лишь в этическом. Основной конфликт между поэтом и Христианством. «Или - Или» - эссе, посвященное Дон Жуану. Эстетическое непосредственно как эротическое. Человек - синтез души и тела, диалектически осуществляемый в Духе. Человек гетерогенен, но непосредственно не осознает противоречивость своего бытия. Но при этом не лишен рефлексии. Все философские системы - эстетические. Эстетическая непосредственность не осознает своего противоречивого отношения к самой себе. Нет выбора. Отчаяние бесконечного - воображение - приводит к растворению в фантазматическом мире воображения, где воля, знание, Я существуют лишь виртуально.

Этическая. Противоположена эстетической. Этическая устанавливает выбор и самое себя. Этика - принцип экзистенциальной различенности. - Поступок - выбор школы оценки бытия. Цель - непосредственное действие. Человек как отношение духа и свободы открывается в отчаянии. Синтез Духа - объединение свободы, страха и отчаяния. Предпосылки существования познаются в выборе как постоянно предшествующие категории «кач. скачка» и «мгновения». Мгновение как полнота времени. Возможность духа выражается в индивидуальности как страх и отчаяние. Кач. скачок -посредством поступка. Этик принижая эст. Взгляд на непосредственность делае мгновенный выбор.

Мгновенность - представление единичного в его наличном бытии.

Действительность самости - внутр. действие, поднимающее индивидуум до возможности быть мыслимым и в этом существовать. Этика - осознание себя истинным человеком через отречение от объективного.

Религиозная - высшая форма жизни. Противоположена как эстетической так и этической. Мгновение и вечночность.

Немотивированность веры - выбора нет , но нет и рабства. Непосредственная свобода. Авраам - не требуется рефлексия своих действий и т.д.

25. Диалектика отчаяния Кьеркегора. Дания.

26. Этика и религия в учении Кьеркегора.

Серен Кьеркегор (1813-1855)магистр. диссертация «О понятии иронии»-1840. Время творчества К.- время распространения и критического осмысления Гегеля. Его учение в значительной мере результат полемики с Гегелем, Новалисом, Шлеймахером и Сен-Симоном. Антигегелевская направленность - неприятие имманентности Бога. Шестов -«Безумный порыв от Бога Философов к Богу Авраама, Исаака и Иакова. Главный источник К.- слово Божие и протестанская догматика.

Экзистенциальная диалектика - диалектика качественная, диалектика личностного бытия человека. Гегель - диалектика количественная, диалектика внешнего. Категория экзестенциальной диалектики - страх, отчаяние, тревога, свобода.

!843 - «Страх и трепет».1844-«Понятие страха» 1845-«Или - Или» 1846- «Заключительное ненаучное послесловия к «Философским крохам»» - обоснование религии с позиций экзистенциального фил-я. 1849- «Болезнь к смерти».

Кьеркегор предложил экзистенциальную аналитику трех форм жизни: эстетической, этической и религиозной.

Негативные состояния дух. жизни(страх, тревога, беспокойство, досада) - решающая сила для обращения человека к Христианству. Экстремальные состояния важны в той мере в какой в них способно нравственно проявиться свобода человека, т.е. негативно по отношению к психическому(любое проявление чел. психики принадлежит сущему, а не божественному). Бог требует «непредметности» - свобода от внешнего. Личность - постольку, поскольку ее свобода безусловно по отношению к моральному выбору. Этике К. свойственно требование ясного осознания личной ответственности за выбор и готовности противопоставить негат. Состояния души всю тотальность своего Я, требование испытать реальность собственной свободы и ощутить свои внутренние границы. Источник всего истинно доброго в человеке есть Бог. Человеческое изначально греховно. Отличие «рыцаря веры» от героя(романтического, демонического или трагического) в том, что он - образец бесконечного самоотречения,. Что есть основание религиозной веры. Героическое неуместно, поскольку речь идет об отношении чел. и Бога. Ничего чел. не остается, т.к. Богу нужна любовь человека целиком. Авраам отрекается от Исаака не перед людьми или собой, но перед Богом(необх. отеческая привязанность к сыну иначе это была бы не жертва). Страх потерять сына преодолевается любовью к Богу. Молчание Авраама проистекает из невозможности передать опыт встречи с Богом, т.е. объяснить мотивы своих поступков. Этическое и является искушением, поэтому никто не одинок как «рыцарь веры».

Понятие первородного греха - источник отчаяния. Противопоставление этической и религиозной точки зрения на грех: 1- грех есть зло, 2- сознание вины явл. предпосылкой духовности, так ведет к осознанию собственного бессилия через страх и отчаяние. Христианская этика - моральная диалектика.

Противоположность греха - не добродетель, а вера. Вера - высшая духовность. Трагическое самоосознание - единственно нравственное. Тотальность отчаяния - следствие тотальности греховной природы человека. Никто не свободен от отчаяния. 2 вида: осознанное и неосознанное отчаяние. Ступени:

Эстетик - человек лишенный рефлексии и самосознания. Этически не развит, естественен. массовый тип. Эстетизм - попытка человека организовать свою жизнь основываясь на собственных силах. Иллюзорность эстетизма, ибо Я, кот. обладает индивид в сфере эстетического - просто возможность.

Отчаяние осознается - попытка выхода к духовности. Отчаяние- слабость, не выводит в этическую сферу - желание избавится от собственного Я, отождествление с другим. Отчаянное желание не быть собой приводит к ситуации, когда спасать больше нечего. Отчаяние - вызов или мужественное отчаяние - высшая ценность есть непрерывность Я, что обеспечивается моральной ответственностью. Моральная ответственность, взятая на себя, связывает внутр. сущность и поведение в конкретную определенность, личность. Самое насыщенная и интенсивная форма отчаяния. Приводит к гордыне. Оно преувеличивает значение временного в ущерб возвышению до Бога. Этическая рефлексия - только приближение к духовности.

Религиозное - осознанное - отчаяние. Это сила способная вырвать человека из абсурдности его бытия. Только человеку, осознающему свою виновность и слабость перед Богом, доступны вера, духовность и нравственость.

41. Общая характеристика неокантианства. Проблематика исследований и этапы развития. Германия.

Отто Либман, механицист - «Назад к Канту». После - Лотце, Вундт, Дильтей, Неокантианство. Неокантианство - Марбургская и Баденская школы - 70-е г. 19в. - сер. 10-х г. 20 в. Коген, Наторп - Виндельбанд,. Риккерт. Проблематика: проблема познания и смысла существования(теория ценности). Расцвет 1890-1920гг. - физиологическое направл. - Ланге, Гемгольц, психологическая, реалистическая, но в строгом смысле - Марбугская школа(Коген, Наторп, Кассирер) и Баденская школа(Виндельбанд, Рикерт). Лозунг - «Назад к Канту». Неокантианство связано с кризисом методологических оснований естествознания и исторических наук 19 века.

Н.- считало основным достижением кантовской философии признание феноменальность мира коррелятом спонтанной активности субъекта. Но полагала недостатком кантовской ф-фии понятие «вещи-в-себе», понимая это как противоречие. Сводили «вещь-в-себе» к предельному понятию опыта - негативному понятию совершенно проблематичного нечто. Марбургская школа - вещь-в-себе как задача(объект познания не дан, но задан как задается математической функцией числовой ряд), Баденская школа - вещь-в-себе не имеет смысла(«Бытие всякой действительности должно рассматриваться как бытие в сознании»).

Отказ от кантовской вещи-в-себе привел к укоренению объекта в самом мышлении. Активность мышления - источник сущностных определений самого бытия, деятельность по конструированию культуры в целом. М.Ш. - разрабатывала трансцедентальный метод как учение конструирование мышлением объектов культуры(науки, этики, искусства, религии). Но неокантианство отвергает субъективизм, понятой из односторонней активности мышления. Б.Ш. - признание объективности ценностей, кот., хотя и не существуют, но значат. М.Ш. - признание Бога(Коген) или Логоса(Наторп) как объективной основы бытия, мышления и нравственности. Логика чистого познания М.Ш. и логика наук о культуре Б.Ш.

Х-ка- 1. Н.- берут у Канта теорию познания и этику, упраздняя категории «бытие», «мир» и первую форму чувственного познания. 2. - За философией остается ее методологическая функция, ею она ограничена. Абсолютизация логической функции. 3.- Высокая оценка естествознания.

42. Логика науки Марбургской школы. Германия.

Основные черты: 1. Ориентация на систему, основанную на идее единства сознания.

Тождество философии и метода.

Признак философского метода - принцип развития сознания.

Германн Коген(1842-1918)

«Система чистого познания»

Созерцание и мышление равноактивны - конституируют свой предмет.

Содержание знания - активность мышления- плавильный тигель созерцания. Развитие познания - становление предмета в процессе познания - объективация процесса познания в его предмете. Познание бесконечно - всегда остается проблематичное нечто, не редуцируемое к предмету. Функция философии - методология науки.