Вопросы к экзамену по Русской философии.
1. Основные направления идеологии философии декабризма.
2. Идеология раскола, Аввакум Петров.
3. Чернышевский, антропологический принцип.
4. Основные направления и идейно-политическая теория революционного народничества.
5. Религиозная философия раннего славянства (Хомяков, Киреевский, Аксаков).
6. Нил Сорский и русское нестяжательство.
7. Теория культурно-исторических типов Данилевского.
8. Русское богоискательство конца 19 - начала 20 веков.
9. Достоевский, легенда о Великом инквизиторе.
10. Религиозно-политическая философия, Иосиф Волоцкий.
11. Толстой, “В чем моя вера?”.
12. Легальный марксизм и веховство.
13. Радищев, “О человеке, его смерти и бессмертии”.
14. Духовная дидактика Галича.
15. Белинский, “Письмо к Гоголю” (1847).
16. Герцен “Письма об изучении природы”.
17. Историософия Чаадаева, “Философские письма”.
18. Идеология масонства.
19. Гоголь, выбранные места из переписки с друзьями.
20. Учение о Софии в русской мысли (Соловьев, Флоренский, Булгаков)
21. Федотов, “Сталинократия”.
22. Философия профес-в Киево-Мог. Академии.
23. Раннепросветительская идеология в России (Полоц., Крижанич)
24. Историософия русской философии (Введенский, Шпет, Зеньковский и др.)
25. Франк, “Духовные основы общества, введение в социальную философию”.
26. Историософия, Гумилев.
27. Вернадский, “Научная мысль как планетное явление”.
28. Философия диалогизма Бахтина.
29. Леонтьев, “Византизм и славянство”.
30. Флоренский “Предполагаемое государственное устройство в будущем”.
31. Философия языка в России, основные направления.
32. Философия Бердяева.
33. Развитие неофициальной философии в советский период (Любищев, Ильенков).
34. Этические учения Ухтомского.
35. Основные идеи евразийства, Трубецкой “Европа и человечество”.
36. Киреевский, “О характере просвещения Европы и его отношение к просвещению России”.
37. Философия русского зарубежья, сменовеховство, европейский, христианский социализм.
38. Философия космизма, Федоров, Циолковский.
39. Идеология сталинизма (Ленин “О диалектическом и историческом материализме”).
40. Лосский, “Мир как ограниченное целое”.
41. Эмпириомонизм А.А.Богданова.
42. Шестов, “Апофеоз беспочвенности”.
43. Ильин, “Философия Гегеля как учение …”.
44. Соловьев, “Чтение о богочеловечестве”.
45. Духовноакадемическая философия в России (Голубинский, Карпов, Кудрявцев, Платонов, Несмелов, Тареев).
46. Мировоззрение Франциска Скорины.
47. Ленин, “Материализм и эмпириокритицизм”.
48. Плеханов
Историософия русской философии.
А. И. Введенский “Судьбы философии в России”.
1. Постановка вопроса.
А.В. утверждает, что вопреки всякого рода мнениям, в России существует философия, она не искусственное явление, а следствие глубокой потребности русского ума. И прошлое русской философии позволяет предположить, что в будущем она “и у нас непременно достигнет такой же высоты развития и такой же силы влияния, как и в наиболее культурных странах, разумеется, если не встретятся какие-нибудь непреодолимые препятствия чисто внешнего характера”.
Относительно заимствованного характера русской философии, А,В, говорит о том, что это вполне понятно и естественно, так как большее или меньшее заимствование и подчинение чужим влияниям - “это общий закон развития философии любого европейского народа”. “Чуткость к чужим учениям - наилучший залог успешного развития философии”. Что касается русской философии, то смотреть надо на то, как давно произошло это заимствование, при каких условиях оно совершалось и распространялась и что именно успела сделать у нас философия при этих условиях.
2. Первый период - подготовительный.
Время появления философии в России - 1775 год, время открытия Московского университета. До этого, в духовных академиях Москвы и Киева под именем философии преподавалась безжизненная схоластика.
В М. У. Философия преподавалась по учебникам и в духе вольфианской школы. Идеи этой школы оказали определенное влияние на некоторых русских мыслителей, но в меньшей степени, нежели французская философия, которая при Екатерине 2 распространилась ак при дворе, так и во всем грамотном обществе. Появилась масса переводов сочинений французских мыслителей: Вольтера, Руссо, Монтескье, Гельвеция, Кондильяка и многих других. (фил. энциклопедистов)Среди воспринятых от французов идей было и так называемое “вольтерианство” - материализм и этический сенсуализм. (отриц. стороны фр. фил.)Однако А. В. отмечает, что для большинства русских сочинения французских философов были лишь чтением - глубокомысленным или остроумным; но оно принималось поверхностно, как бы “анекдотически” (невежество русского общества). А. Н. Пыпин - среди русских читателей распространялось не столько понимание, сколько слава французских писателей. Господство фр. философии в начале 19 века исчезло, пробудив стремление к философскому мышлению, подготовив к более глубокому усвоению западной фил.
Весь первый пятидесятилетний период был подготовительным. Даже появление Григория Саввича Сковороды (укр.) не противоречит этому. Вполне справедливо считать Сковороду первым русским философом и высоко ценить не только его оригинальность и глубину мысли, а также и услуги, оказанные им для просвещения слободской Украины, однако, по мнению А. В. его влияние имело чисто местный характер (он не напечатал ни одного своего произведения) и не нарушало господства французов.
Скорее почувствовав, чем поняв односторонность фр. фил. русские мыслители обратились к немецкому идеализму. Его влияние было гораздо глубже.
В итоге, “усвоение западной фил. продолжается у нас менее столетия - срок значительно меньший сравнительно с тем, какой был истрачен на Западе на попытки перейти от возрождения древней фил. к самостоятельной новой, возникшей впервые в лице Декарта и Бэкона.Разве одно это обстаятельство уже не было достаточной причиной для объяснения сравнительно невысокого развития современной русской философии?
3. Второй период - господство германского идеализма.
В этот период преподавание философии было широко поставлено не только в университетах и духовных академиях, но даже в семинариях и гимназиях. В семинариях преподавалась логика, метафизика, психология, нравственная философия, а с 1813 года - и история философии. Таким образом помимо светской фил, в России начинает развиваться и духовная фил. Однако в этот период она развивалась без всякого влияния на светскую и даже почти не имела значения для “общего хода нашего умственного развития”. Она развивалась при неблагоприятных условиях, которые коренились в общей организации духовенства и в том строе, который она определяла. Духовная фил. рассматривалась начальством как служанка богословия.
Начиная с 1805 года в светской фил. началась пропаганда учений Канта, Фихте и Шеллинга. Этот период также длился 50 лет, до вступления на престол Александра 2. Наименьшим успехом пользовалась философия Фихте (первый харьковский профессор Шад - в 1813 году появился его перевод сочинения Фихте “Яснейшее изложение, в чем состоит существенная сила новейшей философии. Опыт принудить читателей к разумению”). Кантом интересовались в большей степени, особенно в Казани, его больше переводили, немало писали онем, “правда больше опровергая его, чем соглашаясь с ним”. Главным образом распространялось учение Шеллинга (только в конце 30 годов оно уступило место Гегелю). Первый, кто стал распространять натурфилософию в России, был профессор анатомии и физиологии С.-Петербургсой медико-хирургической академии Велланский. Его лекции пользовались большой популярностью. В Петербурге идеи Шеллинга распространял и Галич, профессор Педагогического университета, так, в частности, изложение системы Шеллинга он поместил в виде приложения в свою работу “История фил. систем”.
Однако после наполеоновских войн, в русле изменившихся настроений Александра 1 философия подверглась беспощадному гонению и сильно пострадала от “реформ” русских воспитанников иезуитов. Первое нападение на нее произошло в Харьковском университете - в 1816 году фихтеанец Шад признается виновным в том, что он явно придерживается системы Шеллинга (!), и был выслан из России. Но самому сильному разгрому подверглись Казанский С.-Петербургский университеты. В Казани по инициативе Магницкого были уволены несколько лучших профессоров: проф. естественного права Солнцев (его система носила, по мнению Магницкого, явные следы философии Канта, вседствие чего Солнцев смешал божественное учение с мнениями человеческими) был лишен права преподавания даже в частных уч. заведениях. В С.-Петербурге по инициативе Рунича, друга и протеже Магницкого, Было уволено около 12 профессоров, некоторые уходили и сами. В числе уволенных были и два философа - Куницын и Галич. Последний обвинялся в том, что своей книге “История филос. систем” проводит начала, противные вере и властям, установленным от Бога, и отдает явное предпочтение философии Шеллинга, излагает противные учению веры понятия индийской философии и т.д. Галичу около десяти лет не позволяли читать даже и частные лекции в его собственной квартире.
Все три распространявшиеся у нас системы нового идеализма одновременно и повсюду подвергались преследованию. Однако не смотря ни на что, идеалистическая философия все же устояла. Философское движение поддерживалось самым неожиданным для обскурантов способом. В распространении новой фил. приняли участие натуралисты, она проводилась в виде естествознания: 1820 год - из-за границы вернулся Павлов, проф. минерологии и сельского хозяйства, по словам Герцена, он взамен физики и сельского хозяйства в связи с ними, на самом деле излагал главным образом фил. Шеллинга и Окена; 1826 год - Максимович, проф. ботаники, известный собиратель малороссийских песен, считал, что “в естествознании его неотлучной спутницей и верной помошницей была философия”. В Москве 30-х и 40-х годов идеалистическая фил. распространялась также посредством литературных кружков, кот. возникли под влиянием оживления университетской жизни, наступившего в 20-х годах вследствие появления там целого ряда талантливых преподавателей. С этими кружками связано очень много известных имен: Вл. Одоевский, Веневитинов; Киреевские, Аксаковы (“Общество любомудрия”), Хомяков, Станкевич, Белинский, Герцен и многие др. В рамках этих кружков обсуждались всевозможные философские положения, деятельность их членов возбуждала интерес к философии во всех, кто только соприкасался с ними. Эти кружки, начав с фил. Шиллинга, в 30-х годах, постепенно перешли к тому, что у них наиболее господствующим направлением сделалось гегльянство в той или другой, но всегда в более или менее своеобразной окраске. “И как известно под влиянием этого шеллинго-гегелевского движения выработались два направления, ясно определившиеся в 40-х годах: славянофилы и западники”. Но эти два направления не ограничились пассивным усвоением германской философии, а внесли в нее то, чего не было ни у кого из немецких философов. ”Это - фил. взгляд на прошлое и будущее русского народа, на его роль в семье европ. народов, фил. освещение с двух разных точек зрения всех сторон его жизни”.