Смекни!
smekni.com

Ответы на вопросы по философии нефилософских специальностей (стр. 23 из 37)

Конец 19 века–начало 20 века–кризис в науке. Это кризис мировоззренческих установок ученых–исчезла материя. Постепенно появились новые теории.

В.И.Ленин дал классическое определение материи: «Материя–это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, отображается, фотографируется нашими ощущениями, существуя независимо от них».

Это определение–в основе диалектического материализма. Здесь дается определение материи через идеальное. Но сущность сознания–в отражении окружающей действительности. Парадокс: ученые, независимо от их убеждений, должны были согласиться с этим определением. Наука не может развиваться, если не согласиться с ним. Сейчас говорят, что это определение–естественно–научного материализма.

Исходя из марксистской философии материя наряду с главным свойством «быть объективной реальностью» обладает атрибутивными свойствами: структурность, системность, взаимодействие, изменчивость, самоорганизация, протяженность(пространство), длительность(время), самоотражение.

I. Системность и структурность материи.

Этот принцип- в основе современных представлений о мире. Мир–как особая целостность, состоящая из элементов и связей между этими элементами.

Система–«целое»–объединение некоторого разнообразия в единое и четко расчлененное целое, элементы которого по отношению к целому и другим частям занимают соответствующие им места.

Структура- «строение, связь, порядок»- совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность. Структура–скелет объекта, обеспечивающий его устойчивость.

Структурность–системная организованность внутренне расчлененного материального мира. Выделяем принципы организации материальных объектов:

1. Неживая(неорганическая) природа.

1.1 Ядерный уровень

1.2 Атомарный уровень

1.3 Макротела(кристаллы) и т.д.

2. Живая(органическая ) природа.

2.1 Доклеточный уровень(ДНК)

2.2 Клетки, организмы

2.3 Многоклеточные организмы

2.4 Популяция

2.5 Биоценоз и т.д.

3. Социум(общество)

3.1 Индивид

3.2 семья

3.3 коллектив

3.4 нация

3.5 государство

3.6 мировое сообщество

II. Взаимодействие–процесс взаимодействия объектов друг на друга(в мире все связано). Если изолированно рассматриваем объект, мы абстрагируемся от связей.

Взаимодействие в неживой природе–процесс передачи вещества либо энергии.

Взаимодействие в живой природесвязи и взаимодействия заключаются в том, что они вступают в отношения с окружающей средой и между собой(Биоценоз: продукты жизнедеятельности одних организмов- результат жизнедеятельности других).

Духовная компонента определяет сущность личностных отношений. Взаимодействие–онтологическая база принципа всеобщей связи и взаимообусловленности явлений.

Частный элемент взаимодействия- отражение–способность материальных систем воспроизводить в своих свойствах особенности взаимодействующих с ними систем.

III. Изменчивость(движение)

В философии движение–любое изменение вообще. Быть–это значит быть в движении. Незнание движения необходимо влечет за собой незнание природы.

Гераклит: «Все течет, в одну реку нельзя войти дважды».

В 19–20 вв. движение как способ бытия материи. У Эйнштейна: материя и движение немыслимы друг без друга(Е=mc2)/

Иногда движение соотносят с покоем. Покой–отсутствие движения–понятие относительное. Движение–понятие абсолютное.

Типы движения:

-Движение, при котором сохраняются качества предмета.

-Движение, которое связано с переходом от одного качества в другое–такой процесс характеризуется как развитие(переход одного качества в другое).

Формы движения:

1. Механическое движение

2. Физическое движение

3. Химическое движение

4. Биологическое движение

5. Социальное движение

Биологическое движение нельзя представить как сумму движений(в редукционизме–представление высшей формы через сумму низших форм, он не учитывает качественных преобразований). Физика: атом H=электрон+протон, изучив е и протон–будем знать, что такое атом H–это неверно. Выводы:

-Каждому уровню организации материи соответствуют специфические формы движения.

-Между уровнями движения существует связь.

-Высшие формы движения качественноспецифичны и несводимы к низшим(можно суммировать, если движение принадлежит к одному уровню).

Что является причиной движения? В зависимости от ответа на данный вопрос идут различные концепции.

Объективные идеалисты. Гегель: «Существует внешняя сила как источник движения».

Синергетика(«синергия»–содружество, сотрудничество)- Пригожин, Ккнязев–проблема самоорганизации.

IV.Самоорганизация- создание, совершенствование, воспроизводство самой себя без участия внешних сил.

Сущность синергетики(учении о самоорганизации материи): порядок из хаоса(однообразный беспорядок–это уже порядок). Хаос материальных объектов- причина установления определенного порядка(есть доказательства в квантовой физике, в химии–само возобновление химических реакций и т.д.). Из синергетики можно объяснить образование мира. Синергетику нельзя абсолютизировать, необходимо рассматривать наряду с другими принципами.

Взаимодействие различных видов энергии приводит к флуктуациям(колебаниям). Случайно возникшие в результате флуктуации структурное отклонение системы(диссипативная структура, неустойчивая) после закрепляется и становится устойчивым(превращается в новый вид материи). Вопрос: почему в одном случае–устойчивая структура, а в другом–нет? Эта устойчивость возможна в том случае, если она поддерживается притоком из внешней среды. Энтропия–обмен энергиями между двумя системами–все системы уравновешиваются. Принцип самоорганизации не дает энтропии проявить себя.

V.Расположение во времени и пространстве. Философами выдвигалось два основных подхода:

-Субстанциональный- Демокрит, Эпикур–считали время и пространство отдельной реальностью, наряду с материей самостоятельной субстанцией, а отношения между материей и пространсвом и временем рассматривались как межсубстанциональные.

-Реляционный–Аристотель, Лейбниц, Гегель–воспринимали время и пространство как отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов.

В настоящее время более достоверной(исходя из достижений науки) является реляционная теория, исходя из которой:

-Время–форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений(смены состояний) данных объектов в процессе их развития.

-Пространство- форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов между собой.

Время и пространство тесно переплетены между собой. То, что совершается в пространстве, одновременно соверщается и во времени, а то, что происходит во времени, находится в пространстве.

Теория относительности, открытая в середине 20 века Альбертом Эйнштейном:

-Подтвердила правильность реляционной теории–то есть понимание времени пространства как отношений внутри материи.

-Перевернула прежние взгляды на время и пространство как вечные, неизменные истины.

С помощью сложных физико–математических расчетов Эйнштейном было доказано, что если какой–либо объект будет двигаться со скоростью, превышающей скорость света, то внутри данного объекта время и пространство изменятся–пространство(материальные объекты) уменьшится, а время замедлится.

Таким образом, пространство и время относительны, и относительны они в зависимости от условий взаимодействия материальных тел.

VI. Отражение–способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем. Материальным доказательством отражения может служить наличие следов–человека на грунте, царапины, эхо, отражение предметов в зеркале и т.д. Отражение бывает: физическим, химическим, механическим. Особый вид отражения–биологический, который включает в себя стадии: раздраженности, чувствительности, психического отражения.

Высшим уровнем(видом) отражения является сознание. Согласно материалистической концепциии сознание-свойство высокоорганизованной материи отражать материю.

40.Диалектика природного и социального в человеческой жизни

Рассматривая проблему антропосоциогенеза (происхождения и развития человека), не миновать проблемы соотношения в человеке биологического и социального начал.

Неоспорим тот факт, что человек двойственен–он и животное и не животное. Это существо природное и социальное. Будучи животным, человек обладает теми же органами чувств, системами (кровеносной, мышечной и т.д.)

Как существо социальное, человек развивает такие виды деятельности как труд, сознание, реч.

Как соотносятся в человеке эти 2 начала?

1 крайность: сведение человека к животному, плотскому началу. З.Фрейд: во всех сферах жизни человеком движут главным образом животные инстинкты, но человек не свободное, ограничение, сдерживание и сексуальная энергия направляется на иные формы жизнедеятельности.

2 крайность: подчеркивается значение общественного, социального в человеке и недооценка и игнорирование биологических основ существования человека, объяснение биологических особенностей социальными причинами: акселерация, неполноценные дети, влияние радиации на гены.