Первое отношение мысли к объективности. Метафизика. §§26-36.
Это наивный образ мышления, содержащий веру, что посредством размышления познаётся истина, то есть то, что объекты суть поистине. Это вся докантовская Ф., как минувшее, и обыденное представление, как существующее по сей день. Полагается, что можно достигнуть познания абсолютного путём приписывания ему предикатов. (Бог обладает наличным бытием. Душа проста. и.т.п.) Подобный способ не способен исчерпать полноту абсолютных предметов. Эта метафизика сделалась догматизмом, так как утверждала, что из двух противоположных утверждений одно обязательно является ложным. (Борьба разума состоит в том, чтобы преодолеть то, что фиксировано рассудком). Части этой метафизики: онтология, рациональная психология, космология, рациональная теология.
Второе отношение мысли к объективности.
Эмпиризм. §§37-39.
Эмпиризм вместо того, чтобы искать истинное в своих мыслях, хочет черпать его из опыта(Юм и.т.п.). Причина его появления - потребность предыдущей метафизики в конкретном содержании и прочной опоре. Эмпиризм возводит содержание восприятия и чувства в форму всеобщих законов. Никакая связь, кроме той, которую можно доказать в явлении, не может считаться оправданной. Эмпир. наблюдение даёт нам многочисленные восприятия, но всеобщность есть совсем иное, нежели множество, эмпир. наблюдение не показывает необходимости связи представлений.
Критическая Ф. §§40-60.
Считает опыт единственной почвой познания, но признаёт за ним право не на истину, а лишь на познание явлений. Исх. её пункт - разграничение чувственного материала и всеобщего отношения.(Кант). Всеобщность и необходимость мы преднаходим до опыта. Формы априорного получаются путём систематизации, которая зиждется лишь на психологически-исторических основах. Основанием понятий рассудка является изначальное тождество “я” в мышлении (трансцендентальное единство самосознания). “Я” относит к себе многообразие ощущений и объединяет его в себе как в одном сознании. Определённые виды этого отношения суть чистые понятия рассудка, категории. Именно посредством категорий простое восприятие возводится в объективность, в опыт, но категории не способны быть определениями абсолютного, так как оно не дано в восприятии, поэтому рассудок посредством категорий не в состоянии постигать вещи в себе. Но появляется потребность познать эту вещь в себе, для чего разум не располагает ничем, кроме категорий, поэтому он выходит за свои пределы (становится трансцендентным). Конечный вывод гласит, что разум даёт только формальное единство для систематизирования опыта, он не может дать доктрину бесконечного, но лишь критику познания. Практический разум понимается Кантом как мыслящая воля, дающая императивные законы, т.е. что должно делать. Практическая свобода для Канта может быть доказана опытом, обнаружена в явлении самосознания. Возражения ещё у Юма: бесконечное разнообразие того, что люди признают правом и долгом. Практический разум не выходит за пределы формализма, категорический императив не содержит никакого конкретного содержания. Кончная цель - добро - есть неопределённая абстракция.
Третье отношение мысли к объективности. Непосредственное знание. §§61-78.
Мышление постигает только особенное, поэтому оно не способно постигнуть истину.(иррационализм Ф.Г.Якоби). Для мышления, ограниченного категориями, невозможен переход к бесконечному, истинному. Разум должен стать непосредственным знанием, то есть верой, которая имеет своим содержанием истину, что утверждается как некий факт. Но ведь даже религия и нравственность, хотя они и суть вера, непосредственное знание, содержат в себе опосредствование, напр. соответствующее воспитание, развитие, образование. (ср. у Платона: понимание познания как воспоминания не исключает развития этого воспоминания в течении жизни, то есть опосредствования). Якоби выдвигает в качестве критерия истины не природу содержания, а факт сознания, то есть истиной оказывается субъективное знание и уверение, факт моего сознания выдаётся за факт сознания любого субъекта, то есть за природу самого сознания. Всякое суеверие и идолопоклонство, таким образом, объявляется истиной. Непосредственное знание бога говорит нам лишь то, что бог есть, но не говорит, что он есть.
Дальнейшее определение логики и её развитие. §§79-83.
Логическое по своей форме имеет три стороны:
абстрактную или рассудочную
диалектическую или отрицательно-разумную
спекулятивную или положительно-разумную.
Мышление как рассудок не идёт дальше непосредственной определённости и отграничения её от других определённостей. Диалектический момент есть снятие такими конечными определениями самих себя и их переход в свою противоположность. Спекулятивное постигает единство определений в их противоположности, то утвердительное, которое содержится в их разрешении и переходе.
Логика распадается на три части:
1.Учение о бытии (мысль в её непосредственности, понятие в себе)
2.Учение о сущности (мысль в её рефлексии и опосредствовании, понятие для себя и в видимости)
3.Учение о понятии и идее (мысль в её возвращении в саму себя, понятие в себе и для себя).
УЧЕНИЕ О БЫТИИ. §§84-111.
Бытие - это понятие только в себе, определения этого понятия суть сущие определения, в своём различии они суть другие по отношению друг к другу и их дальнейшее опредление (форма диалектического)есть переход в другое. Это дальнейшее определение есть развёртывание в себе понятия бытия и его погружение в самое себя. Бытие и его последующие определения можно рассматривать как метафизические определения бога (ибо дать метафизическое определение бога - значит выразить его природу в мыслях, а логика обнимает все мысли).
А. Качество.
Бытие.
Чистое бытие образует начало, потому что оно в одно и то же время есть и чистая мысль, и неопределённая простая непосредственность, а первое начало не может быть опосредованным и определённым. Это чистое бытие есть чистая абстракция, след абсолютно отрицательное, то есть ничто. Истину как бытия, так и ничто представляет собой единство их обоих - становление, так как в становлении бытие и ничто суть лишь исчезающие моменты, благодаря своему внутреннему противоречию становление впадает в единство, в котором оба момента сняты.
Наличное бытие.
Результат становления представляет собой наличное бытие. Наличное бытие - бытие, имеющее определённость, то есть качество, налично-сущее, нечто. Качество есть реальность в противопоставлении содержащемуся в нём отрицанию. (так говорят о теле как реальности души и о праве как реальности свободы, Вселенной как реальности бюожественного понятия; следует отличать это от некорректных выражений, вроде: это реальный человек, это реальное занятие и.т.п.). То есть реальность - то, через что нечто реализуется. Нечто благодаря своему качеству конечно и изменчиво, способно становиться другим нечто до бесконечности (это дурная, отрицательная бесконечность).
Для-себя-бытие.
Для-себя-бытие как отношение с самим собой есть непосредственность, а как отношение отрицательного с самим собой оно есть для себя сущее, единое, одно, исключающее из себя другое. (Ближайший пример - “я”, мы раньше всего знаем себя в качестве налично сущего, отличного от всех других налично сущих и соотнесённого с ними. Отличая себя от всех других сущих, мы тем самым полагаем их в их отдельности и множественности). Тем самым качественная определённость снимается, становясь количеством.
B. Количество.
Чистое количество.
Количество есть чистое бытие, в котором определённость положена уже не как тождественная с самим бытием, а как снятая, или безразличная. Количество в равенстве с самим собой есть неопределённая величина, а в соотнесении с определением одного оно есть дискретная величина. Но первое количество также и дискретно, ибо оно есть лишь непрерывность многого, а второе также и непрерывно, его непрерывность есть одно как тождественное многих одних, как единица.
Определённое количество.
Количество, существенно положенное с содержащейся в нём определённстью, исключающей все прочие, есть определённое количество, ограниченное. Оно находит своё развитие и полную определённость в числе, которое содержит в себе как свои качественные моменты множество со стороны момента дискретности и единство со стороны момента непрерывности.
Степень.
Степень - граница тождества с целым определённого количества. В степени понятие определённого количества положено. Она есть величина, безразличная для себя и простая, так что ту определённость, которая делает её определённым количеством, она находит всецело вне себя, в других величинах.
Проходя свои моменты количество как первоначально снятое качество оказывается вновь возвращением к качеству, то есть мерой (рассматривая предметный мир, занимаясь количественными определениями, мы на самом деле всегда уже имеем в виду как цель такого рассмотрения качественность, то есть меру, а не голые числовые изыскания как таковые).
С. Мера.
Мера есть качественно определённое количество прежде всего как непосредственное; она есть определённое количество, с котрым связано некое наличное бытие или некое качество. Мера есть правило, согласно которому изменение определённого количества есть также и изменение качества.