Таким образом, этот процесс взаимного отрицания качества и количества и их единства в мере есть сущность. Сознание понимает вещи как сущие и рассматривает их со стороны качества, количества и меры. Эти определения оказываются не неподвижными, а переходящими друг в друга, и сущность есть результат их диалектики.
УЧЕНИЕ О СУЩНОСТИ. §§112- 159.
Сущность есть положенное понятие. В сфере сущности определения суть лишь относительные, но не рефлектированные в себя самое, поэтому понятие здесь ещё не есть для себя. Сущность как бытие, опосредствующее себя собой через свою же отрицательность, есть отношение с самим собой, лишь будучи отношением с другим; это другое есть не как непосредственно сущее, а как положенное и опосредствованное. Бытие не исчезло в сущности, но оно низведено лишь к отрицательному, к видимости. Сущность тем самым есть бытие как видимость. (Точка зрения сущности представляет собой точку зрения рефлексии. Когда мы рефлектируем, размышляем о предмете, предмет не признаётся нами в его непосредственности, мы хотим познать его как опосредствованный; непосредственное бытие вещи мы представляем как бы корой или завесой, за которой скрывается сущность. Все вещи имеют сущность, то есть они не то, чем непосредственно представляются. Одним лишь взаимопереходом из качества в количество дело не окончено, в вещах имеется нечто пребывающее - сущность.)
А. Сущность как основание существования.
Чистые рефлексивные определения.
Тождество. Сущность есть в себе видимость, чистая рефлексия, таким образом, она есть лишь отношение с собой, но не непосредственное, а рефлектированное, она есть тождество с собой. (Закон тождества не истинный закон мышления, а лишь закон абстрактного рассудка, он уничтожается следующими законами, устанавливающими его прямую противоположность).
Различие. Сущность есть лишь чистое тождество и видимость в самой себе, поскольку она есть относящаяся с собой отрицательность, она существенно содержит в себе определение различия. Различие есть: непосредственное различие, в котором каждое различённое есть само по себе то, что оно есть и равнодушно к своему отношению с другим, которое есть для него нечто внешнее; и есть существенное различие положительного и отрицательного, в котором каждое различённое имеет перед собой не вообще другое, а своё другое, то есть каждое из различённых имеет своё определение только в своём отношении с другим.
Основание. Основание есть единство тождества и различия, есть истина того, чем оказалось различие и тождество. Оно есть сущность, положенная как тотальность. (закон основания гласит: всё имеет своё достаточное основание, то есть истинная сущность нечто не состоит ни в определении нечто как тождественного с собой, ни в его определении как различного, а состоит в том, что нечто имеет своё бытие в некоем другом, которое как его тождественное-с-собой есть его сущность).
Итак, сущность сначала есть видимость и опосредствование в самой себе. Её единство с собой теперь положено как снятие различий и опосредствования. Это восстановление непосредственности или бытия, то есть существование.
Существование.
Существование есть непосредственное единство рефлексии-в-самое-себя и рефлексии-в-другое. Оно есть поэтому неопределённое множество существующих как рефлектированных в самое себя и одновременно также рефлектированных в другом, образующих мир взаимозависимостей и бесконечное сцепление оснований и обосновываемых. Существующее содержит в самом себе свою многообразную связь с другими существующими, таким образом, существующее есть вещь.
Вещь.
Вещь есть тотальность как положенное в едином развитии определений основания и существования. Она имеет в себе различия, благодаря которым она есть определённая и конкретная вещь. Эти определения суть свойства вещей, их отношение с вещами находит выражение в слове “обладать”. Материя есть налично сущая вещность, устойчивость вещей. Вещь имеет в материях свою рефлексию-в-самое-себя, и есть только их поверхностная связь, внешнее соединение их. Материя как непосредственное единство существования с собой также равнодушна к определённости; многие разные материи сливаются поэтому в одну материю. Вещь таким образом распадается на материю и форму, каждая из которых есть тотальность вещности и самостоятельно существует для себя. Вещь представляет собой противоречие, заключающееся в том, что со стороны своего отрицательного единства она есть форма, в которой материя определена и низведена на степень свойств, и вместе с тем она состоит из материй, которые в рефлексии вещи в самое себя столь же самостоятельны, сколь и подверглись отрицанию. Вещь, таким образом, есть существенное существование, снимающее себя в самом себе, есть явление.
В.Явление.
Сущность должна являться. Её видимость в ней есть её снятие в непосредственность, которая как рефлексия-в-самой-себе есть устойчивое существование, материя, тогда как форма есть рефлексия-в-другое, снимающее себя устойчивое существование. Видимость есть то определение, благодаря которому сущность есть не бытие, а сущность; развитая же видимость есть явление. Поскольку сущность есть то, что существует, существование есть явление.
Мир явлений.
Являющееся существует таким образом, что его устойчивость непосредственно снимается, и последняя есть лишь один из моментов самой формы. Форма содержит в самой себе устойчивость, или материю, как одно из своих определений. Являющееся, таким образом, имеет своё основание в материи как в своей сущности,но тем самым являющееся имеет своё основание только в другой определённости формы. Это его основание есть также являющееся, и явление, таким образом, движется вперёд в бесконечном опосредствовании устойчивой формой и, следовательно, также и отсутствием устойчивости. В этом бесконечном опосредствовании существование развёртывается в тотальность и мир явлений, в мир рефлектированной конечности.
Содержание и форма.
Внеположность мира явлений есть тотальность и полностью содержится в своём отношении с собой. Отношение явления с собой, таким образом, вполне определённо, имеет форму в самом себе, обладает ею как существенной устойчивостью. Таким образом, форма есть содержание, а в своей развитой определённости она есть закон явлений. В форму же, поскольку она не рефлектирована в самое себя, входит отрицательный момент явления, несамостоятельное и изменчивое, - она есть равнодушная, внешняя форма.(Только те произведения искусства, в которых содержание и форма тождественны, представляют собой истинные произведения искусства - Илиада, Ромео и Джульетта).
Отношение.
Непосредственное отношение есть отношение целого и частей; содержание есть целое и состоит из частей, из своей противоположности. Части отличны друг от друга и самостоятельны. Но они представляют собой части только в их тождественном отношении друг с другом, поскольку они, взятые вместе, составляют целое. Но это вместе есть противоположность и отрицание части. Опосредствованное отношение есть отношение силы и её обнаружения, отношения внутреннего к внешнему. Внешнее есть поэтому то же самое содержание, что и внутреннее. Явление не показывает ничего такого, чего не было бы в сущности, и в сущности нет ничего такого, что не являлось бы. Тождество внутреннего и внешнего есть действительность.
С. Действительность.
Действительность есть ставшее непосредственно единство сущности и существования, или внутреннего и внешнего. Обнаружение действительного есть само действительное, так что оно в этом обнаружении также становится существенным и лишь постольку существенно, поскольку оно имеется в непосредственном внешнем существовании. Как тождество вообще действительность есть прежде всего возможность, есть рефлексия-в-самое-себя, которая положена как противостоящая конвретному единству действительного, как абстрактная и несущественная существенность. Возможность есть то, что существенно для действительности, но существенно таким образом, что есть вместе с тем только возможность. (Действительность, вопреки расхожему обыденному мнению гораздо шире возможности, а не одна из возможностей, ибо действительность содержит в себе возможность как абстрактное, именно поэтому мы иногда обозначаем нечто как лишь возможное. Возможно нечто или невозможно, зависит от содержания, то есть от действительности, которая в своём раскрытии обнаруживает себя как необходимость). Но действительное в его отличии от возможности как рефлексии-в-самое-себя само есть только внешнее конкретное, несущественное, непосредственное. Оцениваемая как одна лишь возможность действительность есть нечто случайное. Возможность и случайность суть моменты действительности, суть внутренне и внешнее, положенные лишь как формы, которые составляют внешность действительного. Внешняя сторона действительности должна быть снята, быть возможностью иного есть условие. Когда все условия имеются налицо, предмет необходимо должен стать действительным, и сам предмет есть одно из условий, ибо, будучи вначале лишь внутренним, сам он есть лишь некое предположенное. Развитиая действительность, как совпадающая в едином смена внутреннего и внешнего,есть необходимость.
3 момента процесса необходимости:
1.Условие - нечто предполагаемое, внешнее обстоятельство, существующее безотносительно к предмету. Условия пассивны, употребляются как материал для предмета, входят в его содержание и содержат в себе все его определения.
2.Предмет - нечто предполагаемое, внутреннее, возможное. Посредством использования условий предмет получает своё внешнее существование, использует свои содержательные определения.
3.Деятельность - есть для себя, но вместе с тем она возможна только лишь там, где имеются условия и предмет. Она есть движение, переводящее условия в предмет.