Смекни!
smekni.com

Ответы на вопросы госэкзамена по философии философского факультета СПбГУ (стр. 32 из 70)

Для научного исследования все иррациональные и эмоционально обусловленные смысловые будут связи наиболее обозримы, если изучать их в качестве “отклонений” от целерационального действия. При исследовании какого-либо социального действия следует сначала установить каким было бы исключительно рациональное поведение всех его участников, и затем сделать поправку на иррациональные моменты. Конструкция целерационального действия служит в социологии идеальным типом, с помощью которого реальное, обусловленное различными эмоциональными факторами, поведение может быть понято как отклонение от чисто рационально сконструированного. Лишь в этом смысле метод понимающей социологии рационалистичен.

4.Социология не изучает обстоятельства, не соотнесённые с действиями человека и не зависящие от него. Например, коренное изменение погодных условий имеет, может быть, имеет огромное историческое значение для переселения народов, но оно лишено предполагаемого заранее смыслового содержания. Различия в биологической наследственности и психофизиологических проявлениях человека также не влияют на смысловую соотнесённость действий, поэтому принимаются социологией лишь как данность, а не как объект изучения.

5.Понимание может быть:

а)непосредственным пониманием предполагаемого смысла действия. Мы непосредственно понимаем смысл правила 2+2=4 или чью-то вспышку гнева, проявляемую в выражении лица.

б)объясняющим пониманием. Мы понимаем мотивационно, какой смысл вкладывал в правило тот, кто его записал, почему он это сделал. Мы можем мотивационно понять гнев, если знаем, чем он вызван. Всё это - понятные нам смысловые связи, понимание их мы рассматриваем как объяснение фактического действия.

6.Понимание во всех этих случаях означает интерпретирующее постижение:

а)реально предполагаемого в отдельном случае (при историческом анализе событий);

б)предполагаемого, взятого в среднем и приближённом значении (при социологическом рассмотрении массовых явлений);

в)смысла или смысловой связи в научно конструируемом чистом идеальном типе некоего часто повторяющегося явления (подобными идеально-типическими конструкциями часто служат разработанные, например, экономическим учением понятия и законы, они показывают каким было бы определённое человеческое поведение, если бы оно носило строго целерациональный характер).

Сколь бы ясным не было толкование, оно ещё не может претендовать на каузальную значимость, а всегда остаётся лишь наиболее вероятной гипотезой. Мотивы, которые индивид приводит, и которые он скрывает, подавляет, часто маскируют даже в сознании самого действующего лица подлинную связь его действий. В основе поведения, представляющегося нам одинаковым или похожим, могут лежать самые разные смысловые связи. Действующие люди часто испытывают самые противоречивые, борющиеся друг с другом, импульсы. Необходимую верификацию нашего понимания смысла и его истолкования даёт результат, фактический ход событий. К сожалению, такая верификация может быть достигнута только в редких специфических случаях (психологический эксперимент, статистическое исчисление массовых явлений). В остальном мы располагаем только возможностью сравнивать наибольшее число доступных нам исторических процессов или явлений повседневной жизни, одинаковых во всём, кроме одного - мотива.

7.Мотивом называется некое смысловое единство, представляющееся действующему лицу или наблюдателю достаточной причиной определённого действия. Адекватным смыслу мы назовём единое в своих проявлениях действие в той мере, в какой соотношение между его компонентами представляется нам с позиций нашего мышления и эмоций типичным смысловым единством. Каузально адекватной мы назовём последовательность событий, если в соответствии с опытными правилами можно предположить, что она всегда будет таковой. Правильное каузальное толкование конкретного действия означает, что соответствие внешнего хода событий его мотивам познано правильно и что они стали понятны по смыслу своего соотношения. Правильное каузальное толкование типичного действия означает, что процесс, принятый в качестве типичного, представляется адекватным смыслу и может быть установлен как каузально адекватный. Если же адекватность смыслу отсутствует, то мы имеем дело только с непонятной статистической вероятностью. Лишь такого рода статистические виды регулярности, которые соответствуют субъективно понятому смыслу социального действия, являются социологическими закономерностями. Объектом статистических исчислений могут быть как лишённые смысла, так и осмысленные процессы, социологическая же статистика занимается исчислениями только осмысленных процессов (уголовные преступления, профессии, цены, посевная площадь).

8.События, не подпадающие под определение “социологическких фактов”, не становятся от этого менее важными, они просто перемещаются в другую сферу, сферу условий, поводов, помех и.т.п.

9.Поведение всегда являет собой для нас действие одного или нескольких отдельных лиц. Для интерпретации, основанной на предполагаемом смысле, такой метод единственно приемлем. Для понимающей социологии такие образования, как государство, ассоциация, учреждение, суть просто процессы и связи специфического поведения отдельных людей, так как только отдельные люди являют собой понятных для нас носителей смысла.

Но, конечно, социология пользуется такими понятиями как государство, семья и.т.п., но под ними подразумевается совершенно иное смысловое содержание - только определённый тип поведения отдельных людей. Следует также учитывать, что подобные коллективные образования являют собой определённые представления в умах конкретных людей, и на эти представления люди ориентируют своё поведение. Современное государство, например, в значительной степени функционирует как комплекс специфических совместных действий людей, потому, что определённые люди ориентируют свои действия на представление, что оно существует или должно существовать.

Мы также оставляем в стороне вопрос, в какой мере поведение животных может быть нам понятным по своему смыслу, а также обратное6 в какой мере смысл наших действий понятен животным. Другими словами, мы не ставим здесь проблему, в какой мере теоретически мыслима социология, изучающая отношение человека к животным. Для понимания субъективного смысла в поведении животного мы практически не располагаем верными средствами. Совершенно очевидно, во всяком случае, что это не будет способствовать нашему пониманию поведения людей.

Мы, конечно, должны прежде всего знать, какое поведение функционально важно с точки зрения данного типа социального действия, чтобы затем иметь возможность поставить вопрос, как возникает подобное действие и какие мотивы его определяют (Риккертовское понятие отнесения к ценности).

10.Законы понимающей социологии являют собой подтверждённую наблюдением типическую вероятность того, что при определённых условиях социальное поведение примет такой характер, который позволит понять его, исходя из типических моментов и типического субъективного смысла, которыми руководствуется действующий индивид. Руковдствуясь законами, можно лишь утверждать, что при строго целерациональном характере поведения оно должно быть именно таким, а не иным.

11.Социология конструирует типовые понятия и устанавливает общие правила явлений и процессов (в отличии от истории, которая стремится дать каузальный анализ инидвидуальных действий, в отличии от психологии, которая истолковывает человеческие действия с точки зрения психических процессов, а не осмысленности). Во всех случаях, как рациональных, так и иррациональных, она отходит от действительности и служит познанию этой действительности, показывая, что при определении степени приближения исторического явления к одному или другому ряду социологических понятий оно может быть подведено под них. Социология для выработки однозначности своих понятий создаёт идеальные типы такого рода, чтобы в них могла быть выражена наибольшая смысловая адекватность; однако именно потому они столь же редко встречаются в реальности в абсолютно идеальной чистой форме, как физическая реакция, полученная в условиях полного вакуума.

Конструированные социологические понятия идеально-типичны не только в применении к внешним событиям, но и к явлениям внутренней жизни людей. Предполагаемый смысл реального поведения в подавляющем большинстве случае осознаётся смутно или вообще не осознаётся, действующий индивид лишь неопределённо ощущает это смысл, а отнюдь не знает его; в своём поведении он в большинстве случаев руководствуется инстинктом или привычкой. Об этом необходимо помнить при исследовании реальности, но это не должно препятствовать образованию социологических понятий посредством классификации возможных типов предполагаемого смысла, то есть исходя из того, что поведение действительно ориентировано на его субъективно осознанный смысл.