Смекни!
smekni.com

Ответы на вопросы госэкзамена по философии философского факультета СПбГУ (стр. 34 из 70)

2.Группой принуждения при праве не обязательно должна выступать судебная инстанция. Такой группой может быть род (кровная месть), сектантское братство и.т.п. право может быть иерократическим и политическим, может быть гарантировано авторитетом главы дома или статутами какого-либо объединения.

3.Значимый порядок не обязательно должен быть общим, абстрактным по своему характеру. Система может применяться к отдельному конкретному случаю.

4.Внешне гарантированные системы могут быть гарантированы и внутренне. Взаимоотношения между правом, условностью и этикой не сотавляют проблемы для социологии. Соблюдение этических норм гарантируется религией посредством вынесения порицания.

Лосский Н. О. “Обоснование интуитивизма”.

Лосский Николай Онуфриевич 6. (18). 12- 1870 - 24.1. 1965.

“Обоснование интуитивизма” впервые в “Вопросах философии и психологии” за 1904 - 1905г.г. п од заглавием “Обоснование мистического эмпиризма”. Мистический эмпиризм- особенность теории знания, которые обуславливаются признанием мистического восприятия, т.е. утверждением , что транссубъективный мир познается также непосредственно (интуитивно), как и субъективный мир. Знание - возможность выйти за пределы своей индивидуальности хотя бы отчасти. Теория познания до сих пор приводила к субъективному идеализму и солипсизму.

Из-за ошибок в инстинктивно мыслимых положениях, в подсознательной подпочве философии.

Нужен анализ исходных пунктов основных философских направлений . Множество невыявленных предположений в различных теориях.

Догматический эмпиризм

1) я и не-я обособлены друг от друга

2) опыт - результат действия не-я не я

3) ощущения - “мои” субъективные состояния сознания.

По мнению эмпиристов сознавание причинности, субстанциональности имеет еще более субъективный характер, чем ощущения( второй этаж субъективности).При таких условиях не только нельзя познавать свойства внешнего мира, но даже и самое существование его не может быть доказано или мы не могли бы при этом даже догадываться о существовании какого-то внешнего мира.

Ошибки эмпиризма:

1) положение, что я и не-я обособлены друг от друга (не-я не проникает в я)

2)все состояния сознания есть субъективные сотояния познающего

3)знание, если бы оно было воспризвю действительностью. заключало бы в себе процессы действительности в копии и в оригинале.

4)Предположения что опыт - результат воздействия внешнего мира на Я.

Из догматического скептицизма возникает саморазрушаемый скептицизм: все верования, кроме моментального единичного восприятия ( сомневаться в своей теории знания).

Догматический докантовский рационализм

Декарт: знание оказывается трансцендентальным( тоже у Спинозы и Лейбница)

Особенно Лейбницу, связь с понятием субстанции.Субстанции замкнуты совершенно. Адекватное знание - трансцендентальный характер. В пределе - отрицание адекватного знания. Знание о внешнем мире и сам внешний мир - не совпадают.

Знание - результат деятельности разума (познавательная деятельность субстанции - мышление)

(Точное соответствие причины и действия). Опыт складывается из состояний познающего субъекта, неадекватных процессам внешнего мира.

Противоречивые выводы рационализма: адекватное трансцендентальное знание складывается исключительно из таких материалов, которые возникают изнутри познающего духа,т.е. имманентны ему по своему составу и происхождению.

Эмпиризм и рационализм совпадают в предположении обособленности субъекта и объекта.

Гносеология должна отказаться от этой предпосылки рационализма и эмпиризма.

Три формы объединения субъекта с объектом:

1)субъект может быть растворен в объекте;

2)объект может быть включен в субъект;

3)единство субъекта и объекта при сохранении самостоятельности.

Первоначальный очерк основных положений теории знания интуитивизма

1)Отношение объекта знания к знанию.Теория знания должна быть свободна от предпосылок.Всякое знание есть знание о чем-либо. Объекты находятся в самом процессе знания, а не вне его. Знание есть переживание, сравненное с другим переживанием. Сравниваемое переживание и есть объект знания.Объект познается так, как он есть.

2) Я и не-Я. Отличительные признаки: а)по качеству; в) по количеству; с) по отношению.

- Данность мне

- Непринадлежность мне

рассматриваемое - мир не -Я, рассматривание - мир-Я

Предмет, составляющий содержание нашего восприятия и есть именно часть мира не - Я

Мир не - Я познается также непосредственно как и мир Я. В процессе познания объект транцендентен Я, но имманентен самому знанию.Знание о внешнеммире есть прцесс, одною своею стороною разыгрывающийся в мире не - Я (материал знания), а другою стороною совершающийся в мире Я.

Непосредственное сознавание внешнего мира - интуиция, мистическое восприятие

Учение о субъективности заменяется учением отранссубъективности.

а)Ощещение - внешний мир,

в)Ощущение не есть свойство воспринимаемого внетелесного объекта.

Транссубъективность - внутрителесная и внетелесная.

с)Состав восприятий внешнего мира.

Воспрития:

а)процессов сферы субъективного мира

в)процессов транссубъективного внутрителесного мира,

с)процессов транссубъективного внетелесного мира.

Внешние восприятия складываются из всех трех категорий.

4) Недостатки учений о Я как о духовно - телесной индивидуальности.

Произошло смешение: субъективное и транссубъективное внутрителесное --- духовно - телесная индивидуальность. Транссубъективное внетелесное --- объективное.

5)Основные характерные особенности интуитивизма.

Философское направление Лосского - мистическое ) : мир не-Я познается таким непосредственно как и мир Я. Имманентное в отношении к процессу знание может быть трансцендентальным в отношении к Я, т.к. процесс знания надындивидуален.

Эмпирическое(в) - -познающий субъект не может сам создавать знание о внешнем мире. Опыт -

испытание самого внешнего мира, а не действий его на Я.

Универсалистический эмпиризм - интуитивизм.

Догматические предпосылки теории знания Канта.

Кант принимает подпочвенные предположения эмпиризма и рационализма:разъединенность знания и вещей. Предпосылка, что в данных опыта нет связанности, она - действие субъекта. Оригинальность Канта: систематическая активность субъекта.

Я и не-Я - совершенно непознаваемы. Познаваемо только представление и строй его определяется только отношениями между рассудком и чувственностью, а вовсе не отношением между Я и не- Я. Познавательный процесс и вещи в себе обособлены друг от друга. Кант смешивал объективность вообще и объективность чистого опыта.Объективность знания по Канту отнесенность представления к чему-то такому, что кажется находящимся за пределами субъекта.

Учение о непосредственном восприятии транссубъективного мира в философии ХIXвека

I.Общий характер послекантовской философии. Отрицание гносеологического индивидуализма, возможность интуитивного знания

Фихте,Шеллинг,Гегель,Шопенгауэр - мистический рационализм, вывести все знания путем спекуляции.

Спенсер, Мах, Авенариус - эмпиризм, позитивистический эмпиризм: переплетение индуктивного знания со спекуляцией.

Неокантианцы, имманентная философия - интуитивный критицизм.

II. Мистический рационализм.

Слишком одностороннее использование умозрения. Интеллектуальная интуиция. Гегель: непосредственность знания - соотнесенности его только с самим собой.

III. Позивистический эмпиризм.

Упущение различия между действительной данностью транссубъективной действительности и необходимым допущением ее существования.

IV.Интуитивный критицизм.

Имманентная философия - отрицание возможного трансцендентного знания .

Трансцендентальная апперцепция - сверхиндивидуальное единство.

V. Учение о непосредственном восприятии в русской философии.

1.От Шеллинга и Гегеля (С.В.Соловьев, С.Н.Трубецкой)

2. От Лейбница (Козлов)

Лосский: учение о непосредственном восприятии транссубъективного мира для целей гносеологии.

Аскольдов

Часть II: Знание как суждение.

I.Дифференциация объектов знания. Объективность процесса знания. Знание - жизнь+ сравнивание.

Знание - процесс дифференцирования путем сравнивания

Но есть и недифференцируемый .

Истина - дифференцированный образ складывается только из элементов самого объекта. Есть “сознание субъективности” и” сознание объективности”

II. Суждение.

Процесс знания как процесс дифференцирования путем сравнения неизбежно выражается не иначе как в форме суждения, и этим генезисом суждения вполне объясняется структура его,т.е. неизбежная наличность трех элементов: субъекта, предиката, отношения между субъектом и предикатом. Субъект суждения - темная, неисчепаемая действительность, неизвестная нам, но обозначающаяся некоторым представлением. Представление и понятие - сокращенные комплексы суждений.

III. Учение о суждении. Суждение есть отдельный опыт дифференциации объекта путем сравнивания.

Учение: суждение - отношение между понятиями

1. - отношение между вещами.

Лосский:

1) суждение есть акт, производимый познающим субъектом, акт дифференцирования путем сравнивания.

2) суждение сохраняет эту необходимость для познающего субъекта навсегда.

истинное суждение обязательно для всякого бходимо причисляется Y = функциональная зависимость (связь основания и следствия). Истинное суждение - предикат его без всякой помощи со стороны познающего лица следует из субъекта суждения так, что познающему лицу остается только опознать это отношение путем сосредоточения внимания на нем. Истинное суждение = предикат имеет полное (достаточное) основание в субъекте. (Закон достаточного основания).