а)норма, в) закон природы.
Полагая, что между миром Я и миром не-Я нет никаких перегородок, так что вещи даны нам вместе со всеми связями действия, применения и т.п. - мы вводим последнее условие необходимостисуждений. Психологический состав суждения может измениться, но сами объекты - нет, они остаются тождественными.
Общее и индивидуальное
Множество явлений не может быть помыслимо как множество в акте суждения, т.к. это единый акт. Как единая мысль в общем суждении охватывает множество явлений :
1)реализм
2)концептуализм
3)номинализм (крайний)
Реализм вместе с интуитивизмом( мистическим эмпиризмом) отвечает на вопрос опроисхождении общих понятий: различные обособленные друг от друга в пространстве и времени явления вовсе не обособлены друг от друга абсолютно, они заключают в себе одни и те же, не просто сходные, а тождественные элементы или стороны; поскольку в них есь тождественное, они составляют один и тот же предмет и в действительности и в мышлении. Общее в вещах есть нечто первоначальное, непроизводное, поэтому и в мышлении оно не может быть произведено из чего-либо необщего. Реализм - прямое выражение тех фактов, которые непосредственно переживаются в акте высказывания общего суждения. Те стороны действительности, которые наблюдаются с величайшей ясностью и отчетливостью и несомненно находятся налицо в суждении и восприятии, относятся к области общего и только вследствие ряда недоразумений принимаются за индивидуальное, тогда как настоящее индивидуальное, абсолютно индивидуальное наблюдается и опознается с величайшим трудом.
Содержание суждения:
1) индивидуальное.
2) средней степени общности - развитие в настоящий момент.
3) высшей степени общности.
Для процесса мышления нет различия между общим и частным - они одинаково единичны и индивидуальны.
Элементарные методы знания.
I. Теория интуитивизма (Теория непорседственного усмотрения связи основания и следствия). Теория суждения должна допускать, что мы сознаем не только элементы мира, но и отношения между этими элементами, процессы действования, функциональные зависимости как живое, реальное единение.
Суждения, возникающие путем усмотрения связи основания и следствия - суждения восприятия.
Процессы восприятия:
1) Прямые (Воспринимаем сложное S и невыходя за его пределы обнаруживаем P).
2) Косвенные (Выходим за эти пределы).
Построение суждения из материала уже существующих суждений - умозаключение (дедуктивное).
1) Прямые методы знания.
2) Косвенные методы знания.
II. Прямые методы.
Простейший прямой метод: построение суждения на основании одного акта восприятия, путем дифференцирования непосредственно данного в нем и еще не обработанного в познании содержания.
Второй метод - умазаключение. Новое суждение строится путем дифференциации одного или нескольких уже существующих суждений.
S1 - P1.
S2 - P2., где S1, S2 - одна группа, а P1, P2 - другая. = обобщение или прямое индуктивное умозаключение.
III. Косвенные методы. Применяются когда дано либо основание, либо следствие и к ним нужно найти соответственно следствие или основание и когда по отношениям S и P к другим элементам можно усмотреть их отношение друг к другу.
1) косвенное восприятие.
2) косвенное (дедуктивное) умозаключение: поставив в сознании с двух различных сторон дифференцированную действительность M, т. е. выразив ее содержание в двух суждениях, из которых одно заключает в себе S, а другое - P, мы затем присматриваемся к содержанию этой действительности и находим в ней некоторое новое свойство: отношение S к Р. (NB: Можно заключать от полного следствия к полному основанию).
IV. Косвенные индуктивные умозаключения. Не усматривается связь S и Р прямо. Меньная посылка состоит из наблюдений и опытов. Модификация дедуктивных умозаключений.
V. Умозрение. Переживания - двух родов: (1) чувственные и (2) нечувственные.
Знание, состоящее в обработке нечувственного опыта есть умозрение. “Умозрительный эксперимент”. Умозрительные умозаключения - в котороых все содержание посылок, поскольку оно необходимо для вывода, имеет нечувственный характер. (аксиомы, постулаты).
VI. Интуитивизм, индивидуалистический эмпиризм и априоризм критической философии в их отношении к теории элементарных методов знания.
Три ответа на вопрос о происхождении общих суждений:
1) Путем прямых методов (прямой индукции) = интуитивизм.
2) Общих суждений нет Только иллюзия. (Индукция через перечисление).
3) Даны априори.
Последние основания знания.
Роль превых истин, с которыми новые истины должны согласовываться принадлежит аксиомам. Каков критерий, заставляющий нас встать на сторону аксиом, суждений прямого восприятия и определений? Если истина есть не копия действительности, не символическое воспроизведение ее и не явление ее, а сама действительность в дифференцированной форме, то критерием истины может быть наличность самой познаваемой действительности, наличность познаваемого бытия в акте сознания.
Эта наличность несомненна в том случае, когда содержание познания дано “мне”, а не произведено деятельностью, которая чувствуется мной как “мое” субъективное усилие, когда содержание знания присутствует и развивается в акте знания смо собою, а я только следую за ним, сосредотачивая на нем внимание и дифференцируя его путем сравнивания.
Характерные особенности интуитивизма.
Интуитивизм вскрывает и устраняет ложную предпосылку разобщенности познающим субъектом и познаваемым объектом. Освобождает теорию знания от односторонностей. Интуитивизм утверждает, что знание - сама действительность, подвергнутая дифференцированию посредством сравнения. (знание-бытие содержит в себе бытие-знание). Явления - своеобразное отношение конечного мира вещей не к познающему субъекту, а к абсолютному. Логические тождество и противоречие существуют лишь там, где есть реальное тождество и исключение одного другим. Признание синтетической необходимости: свободный и творческий характер. Реальная синтетическая необходимость - первоначальный критерий истины. Понимание бытия: реальное возникновение бытия в процесе суждения. Устраняет противоположность рационального и иррационального. Утверждает, что общее индивидуально и единично = устраняется иррациональность индивидуального. Устраняется противоположность между описанием и объяснением. Разум есть способность ставить и осуществлять высшие (мировые) цели. Совершенное единство мира. Поскольку весь материал дан: интуитивзм - это эмпиризм.
Э. Гуссерль: "Идеи чистой феноменологии и феноменологической философии".
Глава 3. Область чистого сознания.
§47. Мир естества как коррелят сознания.
Что суть вещи? - Они суть - вещи нашего опыта. Только лишь опыт предписывает им их смысл, причем, поскольку речь идет о фактических вещах, это актуальный опыт с его определенным образом упорядоченными взаимосвязями опыта.
Если мы можем усматривать в вещах (посредством эйдетического рассмотрения способов переживания опыта и восприятия вещей) все сущностно необходимое и возможное, то коррелят нашего фактического опыта ("действительный мир") - особый случай многообразных возможных миров, а все эти возможные миры и немиры - корреляты сущностно возможных вариантов идеи "постигающее в опыте сознание" с присущими ему всякий раз более или менее упорядоченными взаимосвязями опыта.
Идея трансценденции вещи - это эйдетический коррелят чистой идеи подтверждающего опыта (так или иначе устроенные взаимосвязи опыта).
В себе сущий предмет никогда не бывает таким, чтобы сознание и "я" сознания не имели касательства к нему. Вещь - это всегда вещь окрестного мира, в том числе и вещь, не данная в опыте, но, возможно, доступная опыту. Доступность опыту никогда не означает лишь пустой логической возможности, - это всегда возможность, мотивированная внутри опытной взаимосвязи.
§48. Логическая возможность и конкретная противомысленность мира вне пределов нашего мира.
Все доступное познанию моего "я" по необходимости принципиально доступно познанию всякого "я" (множественность чистых "я", интерсубъективный мир - коррелят единого мира умов). Формально-логическая возможность каких-либо реальностей вне пределов мира, того единого пространственно-временного мира, что фиксируется нашим актуальным опытом, оказывается по существу дела противомысленностью. Если существуют вообще реальные миры и вещи, то мотивации опыта, конституирующие эти миры и вещи, должны достигать опыта всякого "я". Вещи и миры вещей, которые не удается со всей определенностью подтвердить в каком-либо человеческом опыте, тоже существуют, однако у этого обстоятельства чисто фактические причины, заключающиеся в фактических границах такого опыта.
§49. Абсолютное сознание как остающееся после уничтожения мира.
Бытие сознания, хотя и модифицируется вследствие уничтожения вещного мира, однако не затрагивается им в своей собственной экзистенции.
Для бытия самого сознания (в предельно широком смысле потока переживаний) нет необходимости в каком-либо реальном бытии, в бытии, которое представляет и подтверждает себя по мере сознания через посредство явлений.
Трансцендентное дано (с принципиальными оговорками) благодаря известным взаимосвязям опыта. Трансцендентное достигает, более или менее опосредованно, ясно усматриваемого и поступательно совершающегося теоретического определения.