Предварительная характеристика истории по четырем предметам:
A. история есть исследование, поиск, и в этом смысле наука (имеется в виду, что наука не занимается классификацией уже познанного, а концентрирует внимание на еще не познанном, пытаясь его познать)
B. история занимается resgestae, т. е. деяниями людей в прошлом
C. история есть интерпретация данных, существующих здесь и теперь, но таких, что анализируя их историк может получить ответы на вопросы о прошлом. Особенно это - документы, или, шире, источники
D. история нужна для человеческого самопознания: история познает, что человек сделал и поэтому - что он собой представляет
IV. Что-то похожее на историческое мышление появляется не сразу (4 тыс. лет назад в Западной Азии и Европе). До его появления господствовали две типичных формы истории: теократическая история (о событиях рассказывается как о неизвестных фактах, причем их содержание образуют действия не людей, а богов - все события рассматриваются именно в таком ключе, и люди фигурируют лишь как выполняющие волю богов (идет пример из шумерской истории)) и миф (подлинный миф есть всегда теогония, повествование об отношении между богами или природными силами, облеченное в квазивременную форму). Эти формы сочетались. При этом характерно было движение от партикуляризма (боги как божественные главы национальных общин) к универсализму (в еврейской истории есть попытка объяснить не только происхождение человека вообще, но и происхождение разных народов - этногония).
V. ГРЕКО-РИМСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ
A. Греция. Научную историю создал Геродот (у него пояавляется и сам термин, который означает просто исследование или изучение), именно у него и у Фукидида история начинает приобретать те черты, которыми история была охарактеризована в начале книги: это человеческая история: а) она начинается с вопросов, а не просто изложения легенд, б) гуманистична, т. е. занимается деяниями людей, в) рациональна, т. е. обосновывает ответы обращением к источникам, г) служит самопознанию. т. е. рассказывает человеку, что он такое, рассказывая о его деяниях
B. Вообще греческая установка - антиисторическая, ибо греческая мысль занята неизменным. Поэтому изобретение истории греком особенно замечательно. Для греков характерны представления об истории как: открытой (недетерминистичной) для изменений к лучшему под воздействием познания Блага. Однако она была лишь собранием эмпирических фактов, а поэтому не могла быть предметом знания, лишь правильного мнения. Это было собрание примеров. Метод Геродота и Фукидида был таков: они большей частью основывались на рассказах тех, кого лично встречали, причем не просто брали их слова на веру, но так критически их расспрашивали, пока у самого очевидца не возникало более ясного представления о предмете своего рассказа. Три недостатка такого метода: невозможность распространить историческое знание на более раннее время, невозможность заранее задавать конкретный предмет исследования, невозможность выработки единой идеи истории.
C. Три изменения в эллинистический период:
1. расширение греческой цивилизации привело к включению - под знаком культурной ассимиляции - варваров в греческую историю
2. походы Александра сделали «мир» не просто географическим а историческим понятием
3. возникшая в связи с этим нужда в более всеохватной истории вынудила основывать исторические труды не только на свидетельствах очевидцев но и на отобранном у разных, не-исторических писателей материале - появился метод компиляции
D. Все это сформировалось уже в эпоху Рима. Полибий, уже имеет понятие о достоверных источниках - с которых у начинает свою историю. История для него непрерывность, преемственность общественных и государственных институтов. Эллинистическая история приобретает у него свои выраженные очертания: это история, герой которой - общий дух одного народа, но фабула ее - задевает более широкий контекст, а именно демонстрирует, как другие народы в истории собирались под руководством этого главного. У него есть понятие судьбы, свобода воли же означает владение лишь своим духом, который есть единственное укрытие от этой судьбы. Ливий уже в основном опирается на компилятивный метод. Тацит не был серьезным историком, ибо всерьез не задумывался о цели своего дела - скорее ритор, чем мыслитель.
E. Общий характер греко-римской истории: 1) гуманизм (история как творение людей), причем всякий человек понимается как разумное животное, поэтому история разумна; 2) субстанциальность (кроме Геродота для всех история представляла нечто лишь постольку, поскольку была полезна для вечного, субстанциального (влияние установки греческой метафизики), а поэтому описание чего-то нового было по сути невозможно).
VI. ВЛИЯНИЕ ХРИСТИАНСТВА
A. Отброшены гуманизм (оптимизм относительно человеческой природы) и субстанциальность (о вечном, как основе истории). а) Слепота человеческих деяний рассматривается не как случайность, а как изначальное - влияние первородного греха. Благие дела не плоды человеческой воли, а влияние благодати. б) Вечность оставляется только богу, историческое же принципиально зависимо от тварной, невечной природы.человека. Следующее влияние:
1. История - реализация не человеческих, а божественныхцелей
2. В связи с этим, внимание уделяется не только тем или иным действиям, но и самому существованию тех или иных исторических деятелей - как имеющих божественное предназначение.
3. Третьим влиянием был христианский универсализм, всякая история неизбежно становится историей мира.
B. Черты христианской историографии:
1. Универсализм
2. История божественного провидения
3. Доступная разуму закономерность, прежде всего - строящаяся вокруг земной жизни Христа. Апокалипсизм.
4. Другие не столь принципиальные события, делящие историю на этапы. Идея эпохальных событий. Единая, универсальная хронология.
C. Средние века. Задача открытия и разъяснения божественного плана. Концепция исторических эпох (напр. Иоахим Флорский: царствование бога-отца, бога-сына и св. духа). От одностороннего гуманизма - к одностороннему теократизму, вплоть до представления, что можно предсказывать будущее. Поэтому критический метод слаб. Все это издержки той ситуации, когда объективная необходимость противопоставляется субъективной воле.
D. Возрождение. Человек опять выходит на передний план. Однако представление о человеке иное (пример - комментарий Макиавелли на Ливия) - это существо страстное и импульсивное. История - история человеческих страстей. Бэкон вводит историю наряду с поэзией и философией, при этом руководит ею - память. Это отказ от предвидения, от вскрытия замысла - это признания лишь фактов. Таким образом, история лишилась конкретности своего предмета, нацелившись лишь на возрождение прошлого вообще. Не было метода (ведь прошлое нельзя было восстановить лишь из памяти).
E. Декарт суммировал сомнительность исторического познания в четырех пунктах:
a) история - бегство от реальности, а именно - от своего времени
b) историческое повествование - недостоверный рассказ
c) из-за недостоверности - не вынести никаких уроков
d) история - игра воображения
2. Историческая школа того времени (Тиллемон и болландисты), также основывалась на сомнении
a) никакой документ не может заставить нас верить в невозможное по нашим понятием
b) источники не должны противоречить друг другу
c) письменные источники проверять неписьменными
3. Лейбниц применил это к истории философии - у него это преемственность, Спиноза - критический разбор Писания
F. Антикартезианство
1. Вико
a) Принцип verum-factum по отношению к истории - так история становится познаваемой. Методические правила : а) схожие периоды в истории, что позволяет делать умозаключения по аналогии; б) периоды повторяются в том же порядке в) не просто циклическое а спиралевидное развитие
b) Источники ошибок: Преувеличение достоинств древности; Тщеславие наций - превозносить свою историю; Тщеславие историков - они склонны считать всех людей похожими на себя; Ошибка преемственности - если две нации имеют что-то похожее, то не обязательно, чтобы они заимствовали это друг у друга; Нельзя считать древних более информированными о более близких к ним временах
c) Новые методы: а) лингвистический анализ (запас слов раскрывает запас идей); б) мифология может рассматриваться как отражающая уклад и проч.; в) предание стоит рассматривать не буквально, а как смутное припоминание, и вычислять «коэффициент преломления»; г) сходность духовной жизни людей на схожих стадиях развития
2. Локк, Беркли, Юм. Установка на приобретения идей в принципе более (но неосознанно) исторична. Нет разницы между идеями и вещами. Все идеи конкретны. Человеческое знание не абсолютно.
G. Просвещение, освобождение от слепого действия страстей посредством внедрения разума: двойная ориентация
1. Монтескье, Гиббон - история прошлого, как история зависимости человека от тех или иных природных факторов
2. Кондорсе - история будущего царства разума, появление идеи прогресса, утопизм
VII. В результате, после Просвещения, показавшего неприемлемость для научного изучения как прошлого так и будущего представления о неизменности человеческой природы - наука о человеческой природе, т. е. представление о том, что человек есть существо историческое - первичное устранение субстанциализма из истории. На пороге научной истории.
A. Романтизм. Руссо: идей не деспотического воли одного, а общей воли народа
B. Гердер: разделение рас и проч. Вообще разделение между человеком и природой - между управляемым сознанием закона и самим строгим законом.