C. Кант: учение о предполагаемом телеологизме природы. Реализация плана природы для всякого существа - реализация его сущности. Человек существует как род, потому что сущность человека - разум - не может развиться в пределах жизни индивида. Развитие человека требует истории. История универсальна, в ней может быть обнаружен план, который связан с разумом, на пути к царству которого (рациональной свободе) преодолевается царство неразума, т. е. страстей и проч. Поэтому исследование истории может быть исследованием только дел разума - политики.
D. Шиллер: историк не может быть подобно естествоиспытателю отстраненным наблюдателем - он должен вживаться. Цель его - задумываться о месте настоящего в истории, видя его как цель последней. Не только политика, но и другие сферы духа.
E. Фихте: каждый период истории, воплощая особенную идею, имеет свой характер, который накладывает отпечаток на все сферы жизни. В основе всякой периодизации - логическая структура - тезис, антитезис, синтез, так как именно так живет понятие. Фундаментальное понятие истории вообще - рациональная свобода. Итак: концентрация внимания на современности, как времени, в которое сам исследователь включен (если историк может только вживаться, то лучше всего он может вживаться только в настоящее), и на априоризме исторического познания.
F. Шеллинг: две сферы познаваемого: природа и история. Развитие таково: Абсолют сначала понимается как природа, а затем как история. Динамическая структура Абсолюта не есть основание динамики истории, она сама есть эта динамика.
G. Гегель: история не природа, эволюционисты не правы, так как принимают логическую последовательность за временную. История всегда (по спирали) оказывается новой. История есть история мысли. В той мере, в какой исторические деяния - события, историк не может их принять. Они познаваемы лишь как внешнее выражение мыслей. Движущая сила - разум, ибо история- история поступков, а воля их совершающая есть мысль в действии. Поэтому то, что история может быть картиной страстей не значит, что эти страсти не управляемы разумом. Таким образом исторический процесс оказывается логическим процессом. Отсюда - необходимость хода истории. Проблема в том, что Гегель мыслил только политическую, государственную историю. Девятнадцатый век был реакцией именно на эту односторонность.
H. Для Маркса природы была больше, чем фон истории. Сосредоточил свое исследование на человеческом интересе. Экономическая история, которая у Гегеля была слаба.
I. Позитивизм. Общее углубление идеи природы как динамической системы (кульминация - Дарвин). Вообще же исторические факты осмысливаются исходя не из них самих, а из определенной философии. Конт: три стадии и т. п.
J. Историческая школа 19 в. Появление метода филологической критики (анализ источников - разложение на поздние и ранние части, затем - демонстрация того влияния, которое оказывала точка зрения автора на излагаемое. Нибур и Ливии.) От позитивистов - изучение фактов, но не открытие законов. Факт- единичный, независимый от других фактов объект (бесконечное членение поля исследования), кроме того - он независим и от исследователя (следует уничтожить субъективные, привносимые факторы).
VIII. Научная история. Вся находится под знаком позитивизма - освобождаясь от его недостатков в одном, сохраняет их в чем-нибудь другом. Дилемма, которую поставила научная история - совместить реальность природы и историчность духа.
A. Англия: Брэдли, последователи (реалисты Рассел и Кук Вилсон), Роберт Флинт. Результат - дух отрешенности (в следствие осознания дилеммы). Бьюри (начинал как позитивист, а закончил как идеалист - понятие «исторической случайности») дал пример методологического анализа собственного труда. Оукшотт рассматривает опыт не как непосредственное, но как состоящее из переживаний и переживаемого. Анализ истории - расчленение. История - мир идей. Тойнби.
B. Германия. Виндельбандт, Риккерт, Зиммель, Майер (высвобождение истории от привнесенных естественнонаучных методов), Шпенглер,
C. Франция. Спиритуализм Равессона (попытка растворить реальность природы в духовном). Идеализм Лашелье (естественные науки оказываются сами плодом деятельности духа, поэтому в принципе не способны оспорить его существование). Эволюционизм Бергсона.
D. Италия. Кроче.
IX. Эпилегомены
A. Наука о человеческой природе. Ошибка - выстраивать ее наподобие естественных наук. Правильное исследование духа осуществляется методами истории. Сферу исторического исследования образуют не природные процессы, а процессы мысли. История есть познание духа. Наука о духе и история совпадают: нельзя оценивать результаты такой науки по аналогии с естественными науками (в противоположность истории) и обобщения всякой науки о духе не будут выходить за рамки известной истории (не будут вечными установлениями). История - воспроизведение мысли прошлого в сознании историка, она должна быть освобождена от по аналогии усваиваемых естественнонаучных методов. История не есть история исключительно разумного и наоборот. В основе должно лежать представление о духе, как сознающем вместе и свою рациональность и наличие нерационального (души).
B. Историческое воображение. Это воображение - априорное, позволяющее вообще устанавливать какую-то связность исторических деяний - носит не орнаментальный, а необходимый конструктивный, структурный характер. В отличие от распространенного взгляда у историка нет опорных точек ни в смысле авторитетов, ни в смысле данных, ибо и то и другое подвержено его критической интерпретации. Картина прошлого, сеть связий между событиями является воображаемой картиной, обладающей следующими ограничениями: а) она должна быть локализована во времени и пространстве, б) непротиворечивой, в) находиться в особом отношении к свидетельству, ибо только отношение есть критерий истинности. Свидетельство само не может быть особо закреплено, что только свидетельствует об историческом измерении самой науки истории. Собственно можно сказать, что критерием всегда служит сама идея истории. Она - не случайный продукт психологических факторов. Идея исторического воображения как форма мысли, зависящая от себя, определяющая и обосновывающая сама себя.
C. Доказательство в исторической науке. История основана на выводах. Но есть несколько видов вывода. Есть история, которая полностью зависит от свидетельств авторитетов - метод «ножниц и клея». Настоящая научная история отказывается от принципиального для последней подхода - рассмотрения «периодов». Научная история начинает рассматривать проблемы. Таким образом направление исследования заранее получает обоснованную связность.
D. История как воспроизведение прошлого опыта. История есть необходимо воспроизведение прошлой мысли (опыта). Причем состоятельность себя как науки она получает от того, что такая мысль в принципе способна воспроизводится в последующем. А конкретно - прошлое есть собственное измерение всякой мысли. История не память как таковая, а особый случай, когда объектом мысли настоящего становится мысль прошлого именно как мысль прошлого, а пропасть между ними заполняется не только способностью думать о прошлом но и способностью мыли прошлого воспроизводиться в настоящем. Дело в том, что акт мысли может не только находиться в настоящем, но и сохраняться в своей характерности. Освоение мыли прошлого поэтому немыслимо без знания контекста - мысль прошлого берется благодаря способности сохраняться, но осваивается только в связи с собственным для этой мысли контекстом.
E. Предмет истории. Это - то, что воспроизводится в сознании историка. Но сознание историка должно быть расположено к тому, чтобы стать вместилищем другой конкретной мысли. Предмет - сам акт мышления: не как в естественных науках, где предмет - объективно данное, отличное от акта мысли, и не как в психологии, где изучается деятельность сознания вообще, но не мышления, то есть в его конкретной направленности.
Положительно предмет истории определяется как изучение того в истории, что сохраняет свое единство в многообразии своих деяний. Т. е. особенность мысли - не просто сознании, а самосознание. Причем содержание самости здесь тоже мысль - не может быть истории памяти или восприятия. Предмет истории отличает целенаправленность, позволяющая вместить в себя определенное целесообразное мыслительное содержание. Нецеленаправленные формы деятельности не могут быть предметом истории. Целенаправленные - могут: политика, военное дело, экономика, мораль. Но это не только практические предметы. Теоретические виды: искусство, философия, религия, наука и т. д.. Они также целенаправленны. Это мысль которая не просто преддверие действия, но также и само действие.
F. История и свобода. Свобода в истории заключается в том, что чем тщательнее человек мыслит, тем больше накладывает на себя ограничения. Необходимо осознать, что эти ограничения - суть плод человеческого. Осознание свободы поэтому есть сознание самих себя. История в этом случае - лучший метод. Сначала следует придти к научному ее методу, а затем - к ее автономии как науки.
G. Прогресс возможен не как в Просвещении - освобождение от страстей, или как в 19 в. - эволюция природы, но как то измерение - историческое, - которое сообщает человеческой жизни история. Только в рамках выкрываемой ею связи межу мыслью настоящего и мыслью прошлого, как связанных в себе и разнесенных в то же время мы можем говорить о прогрессе - например социальных институтов.
Этика, доказанная в геометрическом порядке и разделенная на пять частей, в которых трактуется
I. О боге. II. О природе и происхождении души. III. О происхождении и природе аффектов. IV. О человеческом рабстве или о силах аффектов. V. О могуществе разума или о человеческой свободе.
I. О боге.