Введение.
Пар. 1. Понятие трансцендентальной философии.
Всякое знание - совпадение субъективного и объективного. Совокупность всего чисто объективного в нашем знании - природа; всего чисто субъективного - Я (интеллегенция). Безразлично из чего исходить. Либо мы принимаем в качестве первичного объективное и спрашиваем: как к нему присоединяется субъективное, которое с ним совпадает? (Натурфилософия - одна из двух необходимых основных наук философии). Либо в качестве первичного берется субъективное, и тогда задача заключается в том, чтобы объяснить, как к нему присоединяется объективное, которое с ним совпадает (трансцендентальный идеализм вторая необходимая основная философская наука) исходит из субъективного в качестве первичного и абсолютного и выводит из него объективное).
Пар. 2. Выводы.
1. Поскольку для трансцендентальной философии субъективное есть первичное единственное основание всякой реальности, единственный принцип объяснения всего остального, то она необходимо должна начинаться с общего сомнения в реальности объективного. (Абсолютный (не частный) скептицизм.)
2. Доказать тождественность положений “вне нас существуют вещи” и “я существую”. Первое будет для трансцендентального философа достоверным только в силу своей тождествеености второму.
3. Непосредственный объект - только субъективное в знании. Трансцендентальное знание есть знание о знании в той мере, в какой оно чисто субъективно. Обыденное сознание - господствуют понятия неразличимые как понятия. Трансцендентальное мышление - прерывание действия этого механизма и, сосознавая понятие как акт, возвышение его до понятия понятия. Философствование деятельность = постоянное самосозерцание себя в этой деятельности. Итог: все то, что в любом другом знании или деятельности вне сознания и абсолютно необъективно, здесь доводится до сознания и становится объективным, т. е. в постоянной самообъективации субъективного.
Пар. 3. Предварительное деление трансцендентальной философии.
Принципы деления могут быть выведены лишь в самой науке. Объект науки - само знание, знание вообще. Первый принцип трансцендентальной философии = те убеждения, из значимости которых она исходит.
А: Первое убеждение: не только существует независимый от нас мир вещей, но и наши представления настолько с этими вещами совпадают, что в вещах нет ничего сверх того, что существует в наших представлениях о них. 1-ая задача философии: объяснить, каким образом представления могут абсолютно совпадать с совершенно них существующими вещами. = задача теоретической философии.
В: Второе убеждение: представления, возникающие в нас без необходимости, посредством свободы, могут переходить из мира мысли в мир действительный и обретать объективную реальность. 2-ая задача философии: каким образом объекивное может быть изменено посредством того, что только мыслится, причем неизменно так, что оно полностью совпадает с мыслимым. = задача практической философии.
C: Эти две проблемы вовлекают нас в противоречие. Как можно одновременно мыслить представления сообразующиеся с предметами, а предметы - сообразующимися с представлениями? - высшая задача трансцендентальной философии. => предустановленная гармония => телеология: природа как целое и в своих отдельных продуктах - сознательное творение и продукт самого слепого механизма. Она целесообразна, не будучи объяснима в своей целесообразности. Телеология (=философия, занимающаяся целями природы) - область, где теоретическая и практическая философии объединяются.
D. Систему знания можно считать законченной, только если она возвращается к своему принципу. Одновременно сознательная и бессознательная деятельность обнаруживается в самом сознании - эстетическая деятельность. Общий органон философии - философия искусства.
Пар. 4.Орган трансцендентальной философии. Объекты трансцендентальной философии существуют лишь поскольку они свободно продуцируются. - эстетический акт воображения. Тр. философия выводит реализм из идеализма, материализуя законы интеллигенции и превращая их в законы природы.
Первый главный раздел. О принципе трансцендентального идеализма.
Первый раздел. О необходимости и свойствах высшего принципа знания.
Этот принцип может находится только внутри самого знания и он может быть только единым. В нем содержание обуславливается формой, а форма - содержанием.
Второй раздел. Дедукция самого принципа.
Безусловно я знаю, что мое знание обусловлено только субъективным, но не объективным. Это знание выражено в положении тождества А = А. Но здесь содержание - условно, безусловно оно только в положении тождеста Я = Я. Я - самобъективирующееся продуцирование.
Общие замечания.
Второй главный раздел. Общая дедукция трансцендентального идеализма.
Предварительные замечания.
Вопрос положено ли Я не возможен. Я ограничено, лишь поскольку оно неограничено, и Я неограничено лишь поскольку оно ограничено.
Третий главный раздел. Система теоретической философии согласно основоположениям трансцендентального идеализма.
Предварительные замечания.
Самосознание, из которого мы исходим, есть единый абсолютный акт и этим актом положено не только Я с его определениями, но также и все остальное, что вообще положено для Я.
I. Дедукция абсолютного синтеза, содержащегося в акте самосознания.
Изначальный акт самосознания идеален и реален одновременно. Само Я есть деятельность, составленная из двух других (ограничиваемой и ограничивающей), а само самосознание - абсолютный акт. Тождество субъекта и объекта возможно только через опосредование.
II. Дедукция промежуточных звеньев абсолютного синтеза.
1. Самосознание - абсолютный акт, которым для Я положено все.
2. Самосознание есть борьба абсолютно противоположных деятельностей.
3. Изначально обе деятельности полагаются одинаково бесконечными.
4. Но философия может остановиться только на тех действиях, которые составляют эпоху в истории самосознания. Филосоия = история самосознания, проходящего различные эпохи. Последовательность их создает упомянутый абсолютный синтез.
5. Задача теоретической философии - объяснить идеальность предела.
Первая эпоха. От изначального ощущения до продуктивного созерцания.
1) Я созерцает себя ограниченным.
Акт, которым Я ограничивает само себя есть не что иное как акт самосознания.
2) Я созерцает само себя ощущающим.
3) Продуктивное созерцание.
а) дедукция продуктивного созерцания.
b) дедукция материи.
Вторая эпоха От продуктивного созерцания до рефлексии.
1) Я созерцает само себя продуктивным.
Третья эпоха. От рефлексии до абсолютного акта воли.
Четвретый раздел. Ситсема практической философии согласно принципам тр. идеализма.
Абсолютная абстракция, то есть начало сознания, объяснима только из самоопределения, илидействования интеллигенции, направленного само на себя.
1) Воление вновь становится объективным для Я.
2) Я может осознавать изначальную гармонию между субъективным и объективным.
Пятый главный раздел. Основные положения телеологии согласно принципам тр. идеализма.
Природа должна являться в качестве целесообразного продукта. <a>, природа не целесообразна по своему продуцированию <b>. Своеобразие природы основано именно на том, что в своем механизме она тем не менее целесообразна. Полное объединение свободы и необходимости во внешнем мире дает мне только органическая природа.
Шестой главный раздел. Дедукция всеобщего органона философии, или основные положения философии искусства согласно принципам трансцендентального идеализма.
Пар. 1. дедукция произведения искусства вообще.
Тождество сознательного и бессознательного и сознание этого тождества. Я сознательно в продуцировании и бессознательно по отношению к продукту. Гений - то, что привности в сознание объективность Продукт - произведение искусства. Бесконечное умиротворение. Интеллигенция пришла к полному признанию выраженного в продукте тождества как такового, принцип которого заключен в ней самой: совершенное самосозерцание.
Пар 2. Особенности произведения искусства.
a) бессознательная бесконечность = синтез природы и свободы. Художник как бы инстинктивно привности в свое произведение помимо того, что выражено им с явным намерением, некую бесконечность, которую полностью раскрыть не способен ни один конечный рассудок.
b) Чувство умиротворения переходит в само произведение.
c) Произведение искусства выражает бесконечное в конечном - красота.
Пар 3. Выводы.
Общие замечания ко всей системе в целом.
Краткий пересказ книги.
Учение о материи в философии: основные подходы и воззрения.
Материя - объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания и отражаемая им. Материя охватывает бесконечное множество реально существующих объектов и систем мира, является субстанциальной основой всевозможных свойств и форм движения. Материя несотворима и неуничтожима, вечна во времени и бесконечна в пространстве, неразрывно связана с движением, способна к бесконечному саморазвитию, которое на определенных этапах при благоприятных условиях приводит к возникновению жизни и мыслящих существ. Сознание - отражение, присущее материи. Субстанциальность, всеобщность и абсолютность характеризуют материальное единство мира.