Смекни!
smekni.com

Ответы на зачет по философии за 1-й курс (1-й семестр). (стр. 1 из 4)

Казанский Государственный Университет. Декабрь. 2000г.

Ответы на зачет по философии за 1-й курс (1-й семестр).

Мировоззрение. Антропоморфный тип и антиантропоморфный тип.

Мировоззрение–это духовный способ освоения человеком природы, общества, что воплощается в совокупности его ощущений, восприятий, знаний ценностных ориентаций, убеждений и т.д. Оно присуще каждому человеку и обществу в целом. Без мировоззрения нет человека. Оно исторически подвижно, оно изменяется, потому, что человек все глубже проникает в мировоззрение. С точки зрения историчности есть мировоззрения: 1)Антропоморфный тип мировоззрения.При таком типе мировоззрения человек осваевает мир путем переноса своих человеческих качеств на природные явления и процессы. Он очеловечивает природу, он наделяет природные явления своими свойствами, 2)Антиантропоморфный тип мировоззрения.Перенос качеств, природных явлений на человека. Познавая природу, познаем и себя, т.к. человек есть часть природы.

Возникновение философии. Основные роблемы.

Термин философия впервые родился в др. Греции, авторм является Пифагор. Именно он впервые назвал философию философией. Философия (с греч.) – любовь к мудрости. Пифагор имел в виду, что философия – это мудрость, и человек любит ее, тянется к ней. Однако через это понятие содержание не раскрывается. Выходя за рамки термина, философия – это многообразная, сложная форма человеческой духовности. Ее можно рассматривать в разных аспектах. Философия, которая имеет дело с определенными знаниями человека о мире, она помогает познать человеку мир. Философия в ряде случаев может выступать как религия. Многие вопросы очень близки в этих понятиях, но ответы разные. Вечен ли мир, имеет он конец или начало? Философию можно рассматривать, как элемент духовной культуры. Она всегда входила и занимала особое место там. Любая философия может рассматриваться, как форма мировоззрения. Предварительно уясним, что такое мировоззрение. Человек в своем жизненном потоке осваевает реальность, в которой он находится. Основные усилия осознавшей себя философии, святся к тому, чтобы найти высшее начало и смысл бытия. Уникальность и смысл бытия человека в мире, отношение человека к Богу, проблемы сознания, идея души, ее смерть и бессмертие, идея познания, проблемы нравственности и эстетики, социальная философия и философия истории, а так же история самой философии – таковы основные проблемы философской мысли.

Философское мировоззрение.

Материаизм есть философское мировоззрение, признающее субстанцией, сущностной основой материю. Согласно материализму, мир есть двужущаяся материя. Духовное же начало, сознание есть свойство высокоорганизованной материи – мозга. Идеализм есть философское мировоззрение, согласно которому истинное бытие принадлежит не материи, а духовноиу началу – разуму, воле. Все материальное и духовное – это совечно единое сущее. Вне этого принципа мы не можем понять смысл сущего, его регулятивные принципы, объективную целесообразность и гармонию в мироздании. В рамках только материализма мы в принципе не в состоянии ответить на вопрос: кто в мире так мудро формообразует все и вся и осуществляет регулятивную функцию. Материализ не совместим с признанием объективной целесообразности в мире, а это неоспоримый факт в бытие сущего.

Философия и наука.

О соотношении философии и частных наук было много споров. Философия – это наука, конкретная наука , как вид эмпиристического и теоритического познания действительности имеет дело с определенными понятиями, суждениями, выводами, принципами, законами, гипотезами, теориями. Любая наука в естественной, так и гуманитарной областях знания имеет свой особый предмет. В это в ходе развития науки может меняться, отвергаться, и на месте ограниченных и тем более ошибочных теорий возникают новые, более глубокие теории. В философии, как и в любой другой накуе, люди ошибаются, заблуждаются, выдвигают неверные гипотезы и т.п. Но все это совсем не чначит, что философия есть одна из наук в ряду других. У философии предмет иной – она есть наука о всеобщем, ни одна из других наук не занимается этим.

Философия и культура.

Во всяком человеческом обществе создаются сложные многоуровневые системы, специально предназначенные для выработки общих и конкретных знаний, представлений о мире и самом человеке, а также ориентаций и целей не только повседневного поведения, но и рассчитанных на отдаленные перспективы. Еще на заре истории в рамках мифологии, магии и гадательных систем общество вырабатывало некоторые механизмы упорядочивания знаний, представлений и целей, значительную степень вариативности, которая помогала человеку адаптироваться к окружающей обстановке. Вопреки всем позднейшим изощренным специальным "онаученным" формам выработки и переработку знаний и ориентаций, индивиды, социальные группы и общества обращаются к мифо-поэтитческим, мистическим и гадательным системам, которые удовлетворяют некоторые субъективные потребности в повседневных ориентациях, необходимых в ситуационных сплетениях, не поддающихся сколько-нибудь эффективному анализу соотношения причин-следствий. Более развернутую систему выработки общих и конкретных знаний и ориентаций создает религия, содержащая обширный комплекс объяснений, норм и мотиваций, отвечающих огромному объему вариативность человеческой жизнедеятельность. Но хорошо известно, что содержащийся в религиозных системах комплекс знаний и ценностей слишком обременен необходимостью поддержания постоянства поведения и единства общества, что сковывает его реформаторские потенции. Поэтому уже на ранних этапах наряду с религией выработку новых знаний и ориентаций берет, на себя светская культура в ее разнообразных проявлениях: искусство и литература, философия и наука. С одной стороны, в этих формах духовного производства имеется свое "наследие", устоявшиеся результаты, знания и ценность. Вместе с тем их важнейшей характеристикой светской культуры стала устремленность на новаторство, открытые новых горизонтов в познаны, типов ориентации и способов жизнеустройства.

Философия др. Индии

Основные положения:

1.Брахмаизм (6 даршан): миманса, веданта, сакхья, ньяя, вайшешика, йога.

2.Чарвака.

3.Буддизм.

4.Джаийнизм.

ЙОГА2 в. н.эМир вечен, никем, никогда не был создан, постоянно развивается делится на мир природы и мир людей. Мир природы - гармоничен и спокоен; мир людей- мир страданий. Целью людей является освобождение ума от материи. должен стремится к двум состояниям : 1. Сосредоточенный ум неподвижен. 2. Сдержанным - погружен в самого себя.

БУДДИЗМ6в. до н.э. Мир вечен, никем никогда не создан. Сущность мира - изменение развития. Мир состоит из пяти первичных элементов: вода, огонь, земля, воздух, пространство. Имеется 4 истины: мир полон страданий, причина страданий в самом человеке, его страстях, страдание может быть преодалено, для этого необходимо освободится от желаний, от жажды жизни, путь освобождения - благородный, срединный, восьмеричный путь: правильные взгляды (владение четырьмя благородными истинами ), правильные стремления, правильная речь, правильное поведение (не причинять зла животным), правильный образ жизни, правильное усилие (контроль за состоянием психики), правильное направление мысли (достичь понимая того, что в мире ничто не приставляет ценности), правильное сосредоточение (полная отрешенность от всего, безразличие).

ДЖАЙНИЗМ 6 в. до н.э. Мир существует вечно и никогда и ни кем не создавался. Мир в своем бытии испытывает периоды подъема и спада. Во время спада появляются тиртханкары, чтобы спасти мир от гибели. Джайнисты верят в существование души и в переселение душ. Их главное учение – джива самосовершенствование души. Если душа, пребывая в земной оболочке, будет поддаваться гневу, жадности, лжи, гордости и т.д., то она пробыв какое-то время в аду, по закону кармы вновь обретет материальную оболочку и будет страдать. Джайнисты верят, что душами наделены не только люди, но и животные.

Философия др. Китая

В китайской философии считается, что имеется наполняющую Вселенную силы ЯН и ИНЬ. Он обуславливают сущность пяти элементов природы: влаги, ветра, тепла, сухости, холода. Пять новых человеческих функций: мимика, зрение, речь, слух, мышление. Пять основных чувств: забота, страх, гнев, радость. Созерцательность.

КОНФУЦИЙ(552-479г.) до н.э.Не сформировал собственного учения, но собрал 5 классических произведений Древнего Китая. Философия Китая имеет в основе 5 условий разумного порядка: мудрость, гуманность, почитание старших, верность, мужество. Она имеет основной задачей - построение общественного устройства, основанном разуме, и дающее индивиду возможность самосовершенствоваться и выполнять свое назначение в действии для всех.

Философия др. Греции.

МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА. Др. греческая философия возникла в ионийских городах западного побережья малой Азии, основанных греками. Здесь раньше развилась рабство, торговля и выросшая на их основе культура (связана с культурами Вавилона, Финикии и Египта - более древние цивилизаций). Первые учения (г. Милет 7-6 в. до н.э.) - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Задавшись вопросом: откуда все возникает и во что превращается? - они искали начало происхождения и изменения всех вещей. Первое вещество - живое в целом и в частях, наделенное душой и движением. Занимались и разносторонней практической деятельностью. ФАЛЕС ( конец 7 начало 6 в. до н.э.). Купец, много путешествовал. Гидроинженер. Проект политического объединения малоразвитых городов перед угрозой Персии. Предсказал солнечное затмение в 585г. до н.э. Изобрел некоторые астрономические приборы. Считал, что все произошло из некоего влажного первого вещества или воды. Все рождается из этого первоисточника. АНАКСИМАНДР. Первоисточник - это некое первое вещество (апейрон) из которого обособлены противоположности теплого и холодного, дающие начало всем вещам. Апейрон не имеет границ, он беспределен. Земля - цилиндр. Все обособившееся от беспредельного должно вернуться в него. Поэтому миры возникают и разрушаются. АНАКСИМЕН. Время завоевания Милета персами. Первое вещество - воздух. Все вещества получаются посредством сгущения и разряжения воздуха. Воздух - это дыхание, обнимающее весь мир. Земля - диск, поддерживающийся воздухом. В 5 в. до н.э. Милет утратил самостоятельность (Персы) и развитие здесь философии прекратилось.