2. Олигархия. В олигархическомгосударствеужеимеетсячеткое разделение на богатых (правящий класс) и бедных, которыеделаютвозможной совершенно беззаботную жизнь правящего класса. Развитие олигархии, по теории Платона, приводит к ее перерождению в демократию.
3. Демократия. Демократический строй еще болееусиливаетразобщенность бедных и богатых классов общества, возникают восстания,кровопролития, борьба за власть, что может привести к возникновениюнаихудшей государственной системы - тирании.
4. Тирания. По мнению Платона, если некое действие делается слишком сильно, то этоприводиткпротивоположномурезультату.Таки здесь: избыток свободы при демократии приводит квозникновениюгосударства, вообще не имеющего свободы, живущего по прихоти одногочеловека - тирана.
Отрицательные формы государственной власти Платонпротивопоставляет своемувидению"идеального"общественногоустройства. Огромное внимание автор уделяет определению в государстве места правящего класса. По его мнению, правителями "идеального"государствадолжныбыть исключительно философы, для того чтобы в государстве властвовали рассудительность, разум. Именнофилософыобуславливаютблагосостояние, справедливость государства Платона, ведьимсвойственны"...правдивость, решительное неприятие какой-бы то ни было лжи, ненависть кней и любовь к истине". Платон считает, что любое новшествовидеальном государстве неизбежно ухудшит его (нельзя улучшить "идеальное").Очевидно, что именно философы будут охранять "идеальный" строй, законы от всяческих нововведений, ведь они обладают "...всеми качествамиправителей и стражей идеального государства". Именнопоэтомудеятельность философов обуславливает существование"идеального"государства,его неизменность. По существу, философы охраняют остальных людей отпорока, каким является любое нововведение в государстве Платона. Неменее важно и то, что благодаря философам правление и вся жизнь "идеального" государства будет построена по законам разума, мудрости, там небудет места порывам души и чувствам.
Основной закон состоит в том, чтокаждыйчленобществаобязанвыполнять только то дело, к которому он пригоден. Всех жителей "идеального"государстваавторразделяетнатри класса:
Низший класс -- объединяет людей, которые производятнеобходимые для государства вещи или способствуют этому; в него входят самыеразные люди,связанныесремеслом,земледелием,рыночнымиоперациями, деньгами, торговлей и перепродажей - это земледельцы, ремесленники, торговцы. Внутри этогонизшегокласса также существует четкое разделение труда:кузнецнеможетзаняться торговлей, а торговец по собственной прихотинеможетстатьземледельцем.
Второйитретийкласс -- классы воинов-стражей и правителей-философов, определяется уженепо профессиональным, а по нравственным критериям.Нравственныекачества этих людей Платон ставит гораздовышенравственныхкачествпервого класса.
Из всего этого можно сделать вывод, что Платон создает тоталитарную систему разделения людей наразряды, которая немного смягчается возможностьюпереходаизклассав класс (это достигается путем длительноговоспитанияисамосовершенствования). Переход этот осуществляется подруководствомправителей.
Характерно, что если даже средиправителейпоявитсячеловек,больше
подходящий для низшего класса, то его необходимо "понизить". Таким образом, Платон считает,чтодляблагосостояниягосударства каждый человек должен заниматься тем делом,длякоторогоон приспособлен наилучшим образом. Если человек будет заниматься не своим делом, но внутри своего класса, то это еще не гибельно для"идеального" государства. Когда же человек незаслуженноизсапожника(первый класс) становится воином (второй класс), или же воин незаслуженно становится правителем (третий класс), то это грозит крахом всему государству, поэтому такой "перескок" считается "высшимпреступлением"против системы, ведь для блага всего государства в целомчеловекдолжен делать только то дело, к которому он наилучшим образом приспособлен.
Так же он считает, что трем основным сословиям соответствует три из четырех основных добродетелей:
1. Мудрость добродетель правителей и философов
2. Храбрость добродетель воинов
3. Умеренность – народа.
Четвертая справедливость не относится к отдельным сословиям, но является “над сословной”, некоей “державной” добродетелью.
Интересно, что Платон,жившийвовременавсеобщегорабовладельческого строя, не уделяет рабам особого внимания. Все производственные заботывозлагаютсянаремесленниковиземледельцев. Здесь же Платон пишет, что в рабствоможнообращатьтолько "варваров", неэллинов, во время войны. Однако он же говорит, чтовойна - зло, возникающее в порочных государствах "дляобогащения", и в "идеальном" государстве войны следует избегать, следовательно, небудет и рабов. По его мнению, высшие разряды (касты) не должны иметьчастнойсобственности,чтобы сохранить единство. Тем не менее, в диалоге "Законы", где также обсуждаются проблемы государственного устройства, Платон перекладываетосновные хозяйственные заботы на рабов и чужестранцев, но осуждает воины. Философы, на основах разума, управляют остальными классами,ограничивая их свободу, а воины играют роль "собак", держащихвповиновении низшее "стадо". Этим усугубляется и без тогожестокоеразделение на разряды .
Например:
Воины не живут в одних местах с ремесленниками, людьми труда. Люди "низшей" породы существуют для обеспечения "высших" всем необходимым. "Высшие" же охраняют и направляют"низших",уничтожая слабейших и регламентируя жизнь остальных.
Единство людей Платон считает основой своего государства. Во времена древности, "золотого века", когда сами боги управляли людьми, людирождались не от людей, как сейчас, но от самой земли. Люди ненуждалисьв материальных благах и много времени посвящализанятиямфилософией. Во многом единство древних обуславливалосьотсутствиемродителей(у всех одна мать - земля). Платон хочет достичь того же результата,"обобществив" не только людское имущество, но и жен, детей. По идее Платона, мужчины и женщины не должны вступать в брак по собственной прихоти. Оказывается, браком тайно управляют философы,совокупляя лучших с лучшими, а худших - с худшими. После родов дети отбираются, и отдаются матерям через некоторое время, причем никто не знает, чей ребенок ему достался, и все мужчины (в пределах касты) считаютсяотцами всех детей, а всеженщины - общимиженамивсехмужчин.
Прообраз власти у Платона - это пастух, пасущий стадо. Если прибегнуть кэтомусравнению, то в "идеальном" государстве пастухи - это правители, воины - это сторожевые собаки. Чтобы удержать стадо овец в порядке, пастухи исобаки должны быть едины в своих действиях, чего и добивается автор.
С позиции своего идеального государства Платон классифицирует существующие государственные формы на две большие группы:
1.Приемлемые государственные формы
2.Регрессивные – упадочные.
Первое место в группе приемлемых государственных форм это его “идеальное” государство. К упадочным, нисходящим государственным формам он относил тимократию. В античной Греции к этому типу больше всего относилась Спарта V и VI вв. Существенно ниже тимократии стояла олигархия – власть нескольких личностей, опирающаяся на торговлю, ростовщичество. Главным предметом раздражения. Платона является демократия, в которой он видит власть толпы, неблагородного демоса, и тирания, которая вантичной Греции начиная с VI в. До н. э. представляла диктатуру, направленную против аристократии.
3.8. Искусство в понимание Платона.
Платон считает искусство лишь подражание материальному миру, т. е. неподлинному бытию. А так как чувственно воспринимаемый мир он считает подобием идей, то искусство для него лишь подражание подражанию. Такое презрительное отношение к искусству вытекает из основных принципов его системы объективного идеализма. Определенную роль здесь играет и тот факт, что период расцвета античного греческого искусства совпадает с периодом расцвета рабовладельческой демократии, которую Платон не навидел. Понимая силу искусства, философ допускал существование его в идеальном государстве. Но оно должно служить религии и укреплению могущества государства. Платон выдвигает ряд мыслей (идея красоты, прекрасного, социальная функция искусства и т. д.), которые способствовали дальнейшему развитию теории искусства.
4. Заключение.
“Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумов Невтонов
Российская земля рождать.”
(М. В. Ломоносов)
Ученик и учитель они заложили фундамент. К их трудам обращались и сейчас обращаются философы все стран. У них было много учеников и последователей. И ознакомясь с их трудами. Сталкиваешься с вопросом! Каких же Платонов должна рождать земля Русская?
Прежде всего людей умеющих:
1. думать,
2. мыслить,
3. принимать правильные решения!
И еще таких, что бы не один вновь появившейся “Сократ” не мог привести Вас к противоречию.
Можно во многом не соглашаться с их виденьем мира,государственного строя, законом общества, морали и души. Но нельзя не согласиться, что в истории было множество примеров таких государств не во всем, но во многом они похожи на то, что описывали Сократ и Платон. Соглашаться или нет это вопрос вторичный. Можно, что-то принимать, а в чем-то быть яростным противником. Но присмотреться к их мудрости просто необходимо. Нужно быть человеком “ЛЮБЯЩИМ МУДРОСТЬ” (ФИЛО СОФИЯ).