Другими словами, при реализации химического метода исследуемый химический объект (атомно-молекулярные образования; неорганические и органические мономолекулы; неорганические, органические и биополимеры, комплексные соединения и т.п.) вводится во взаимодействие с известным объектом, называемым прибором (различными перечисленными выше атомно-молекулярными вещественными образованиями с известной структурой, функциональными группами, реакционноспособностью по отношению к конкретным группам, классам соединений и т.п.).
В этом же ключе решается вопрос о содержании биологического метода, где организуется (или наблюдается в естественных природных условиях) взаимодействие объектов живой природы (иммунных тел с клеткой микроорганизмов или тканевых культур, различных клеточных культур между собой, разнообразные взаимодействия между различными особями и популяциями на разных стадиях организации живого).
Наконец, то же самое можно сказать для характеристикигеологического метода со всей его сложной природой межприродных и т.п. взаимодействий, наблюдаемых в искусственных, а чаще всего, в естественных условиях.
Принципиальное различие природы экспериментальных методов физики, химии, биологии, геологии (устанавливаемой по природе первичного воздействия, а не по природе вторичных преобразований сигнала, что принципиально важно выделить еще раз) определяет специфику и непреходящую ценность методов каждой из естественных наук, их несводимость одного к другому в специфических предметных областях. Отметим при этом, что общая методология и логика организации и построения эксперимента в различных областях естествознания весьма изоморфны, схожи. Например, в физических, химических, биологических экспериментах информация (знания) о неизвестном исследуемом объекте получаются в результате анализа его взаимодействий в серии экспериментов ( или непрерывном эксперименте), при которых один из параметров объекта-прибора варьируется в небольших пределах (частота электромагнитного излучения, импульс частиц, структура отдельных функциональных химических групп, природа растворителя, биологический и биохимический состав культуральной среды и т.п.).
При сохранении прочих параметров экспериментальной системы часто достаточно надежно удается установить те или иные неизвестные характеристики объекта исследования по известным корреляциям с контролируемыми изменениями характеристик объекта-прибора. Вполне понятно, что здесь под объект-прибором понимается не все экспериментальное устройство, а материальный агент (поля, частицы, химические вещества, живые организмы), вступающий в непосредственное взаимодействие с исследуемым объектом.
В связи со сказанным отметим для примера, что в современной научной, популярной и учебной литературе значимость физических методов исследования в химии определенно преувеличивается. Одну из причин такого преувеличения можно охарактеризовать как методологическую. Такая причина связана с отнесением метода к соответствующей естественнонаучной области знания не по природе первичного взаимодействия, а по какому-либо другому признаку, чаще всего по центральному инструменту.
Например, если используется инструмент физический (весы, калориметр, спектрометр и т.п.), то и метод называется физическим, в какой бы ситуации химических, биохимических или биологических исследований он не применялся. Поскольку такой подход весьма распространен (а, будучи ошибочным, в научную сферу вносит не только терминологическую путаницу, но и сказывается на психологии научного творчества, организации научных исследований), возникает необходимость его аргументированной критики. Такой критический анализ удобно провести в одном разделе с рассмотрением вопросов классификации интердисциплинарных (или пограничных) исследовательских методов.
4. Природа первичного взаимодействия и содержательная классификация интердисциплинарных экспериментальных естественнонаучных методов
Как отмечено выше, в существующей литературе установилась тенденция, преобразующаяся в стойкую традицию отнесения (классификации) того или иного экспериментального метода к соответствующей области естествознания по основному (центральному) инструменту экспериментальной системы. При этом явно или неявно производится отождествление инструмента с методом.
Поясним это на весьма известном историческом примере взаимодействия химии и физики - становлении метода спектрального анализа. Активное взаимодействие физического и химического знаний согласно распространенному и справедливому мнению в области исследований микроструктуры вещества связывается со становлением во второй половине XIX в. экспериментального исследовательского метода - спектрального анализа. Спектроскоп - физический оптический инструмент, позволяющий разделять составляющие видимого света, был изобретен физиком Кирхгоффом в 50-х годах XIX в.; затем в совместных работах с химиком Бунзеном в 1859-1860 гг. было показано, что линейчатые спектры светящихся в пламени бунзеновской горелки паров щелочных и щелочноземельных металлов индивидуальны для каждого элемента. Возможность идентификации различных веществ при использовании метода спектрального анализа, высокая его чувствительность и, следовательно, малые затраты анализируемого вещества, определили широкое распространение метода в различных областях естествознания: химии, астрофизике, минералогии, археологии и др.
С точки зрения методологических проблем взаимодействия химии и физики принципиально важно сказать, что метод спектрального анализа возник только в результате взаимодействия физических и химических знаний. Существенно учитывать, что создание оптического инструмента - спектроскопа Кирхгоффом (устройства, реализующего оптический физический метод спектрального разложения света, открытого еще Ньютоном) еще не есть создание метода спектрального анализа вещества, а только света как такового. Только вследствие применения спектроскопа для анализа спектров эмиссии изученных ранее в области химии элементов было обнаружено, что такая физическая характеристика химического элемента, как линейчатый спектр эмиссии индивидуальна для каждого элемента. Именно эти результаты составили основу для создания интердисциплинарного физико-химического метода «спектральный анализ». Физический же инструмент -оптический спектроскоп, используемый для реализации данного метода анализа вещества, является лишь материальной составной частью данного экспериментального метода, он может входить в состав материальной базы и других методов.
Дальнейшее изучение микроструктуры вещества в XX в. также происходило в результате взаимодействия естественнонаучных знаний, получаемых физическими. химическими и физико-химическими методами. Надо сказать, что значение химических и физико-химических (а не только чисто физических) методов в обогащении таких знаний преуменьшается. В то же время можно сослаться на справедливую оценку истоков знаний о микроструктуре вещества, данную Н. Бором. В серии публикаций 1921 г., специально посвященных рассмотрению квантовой модели атома, созданной ученым в 1913 г.
Н. Бор ясно указывает на значение для ее создания и развития знаний, полученных в сфере функционирования химического метода и метода спектрального анализа (который мы относим к физико-химическим методам). «Общей чертой всех теорий строения атома, - писал Н. Бор, - было стремление найти такие конфигурациии движения электронов, которые могли бы объяснить изменение химических свойств элементов с атомным номером, столь ясно выраженное известным периодическим законом. Анализ этого закона прямо ведет к выводу, что электроны в атоме расположены отдельными группами, число электронов в каждой из которых равно одному из периодов возрастания атомного номера». В последующих рассуждения Бор продолжает соотносить положения развиваемой им теории строения атома со следствиями, вытекающими из химических знаний, содержащихся в периодической системе химических элементов.
Что касается метода спектрального анализа, то в своем развитии он прямо и косвенно определил становление в XX в. различных методов эмиссионной и абсорбционной спектроскопии с использованием УФ-, ИК-, ЭПР-, ЯМР-спектроскопии. Развитие и совершенствование различных экспериментальных методов на основе названных инструментов, как и в случае спектрального анализа, происходило и происходит в результате взаимодействия знаний различных естественных наук. Например, в результате исследований химических веществ и химических взаимодействий с известными структурно-функциональными характеристиками (изученными предварительно химическими методами), соотносимых с получаемыми спектральными характеристиками для последующей их интерпретации.
Как мы уже отмечали, в существующей литературе в большинстве случаев отнесение экспериментального исследовательского метода осуществляется по центральному (можно даже сказать, по наиболее заметному и внешне привлекательному) инструменту экспериментальной системы. Например, использование физического инструмента - ЭПР-спектрометра в любых экспериментальных ситуациях физики, химии, биологии и их пограничных областях характеризуется как случай применения физического метода в соответствующей области. Так же, как использование биохимического инструмента, например, ферментных электродов (биосенсоров), в любых экспериментальных ситуациях характеризуется как применение биохимического метода. На самом деле, если говорить корректно, речь идет о применении, соответственно физического, в первом случае, и биохимического, во втором случае, инструментов. Какова же природа методов с использованием данных инструментов, нужно анализировать особо для каждого отдельного случая. Поясним сказанное анализом конкретных примеров. рассматривая каждый случай на основании концепции природы первичного взаимодействия.