Таким образом, принципы всеобщей связи и развития получают свою конкретизацию в понятии причинности и в учении о детерминизме.
Ограничения на применение категории причинности накладываются не принципом развития (ибо любое развитие причинно обусловлено), но принципом всеобщей связи (не все связи являются причинными). К не имеющим причинно-следственного содержания относятся такие виды связей, как пространственно-временные корреляции, функциональные зависимости, отношение симметрии и т. п. Однако это не значит, что существует хотя бы одно явление, которое не имело бы своей причины и своего следствия; то, что находится с одним явлением в отношениях, например, функциональной зависимости или симметрии, обязательно находится в причинно-следственной связи с каким-либо другим явлением.
Причинность универсальна, всеобща. В мире нет и не может быть явлений, которые не порождали бы те или иные следствия и не были бы сами рождены другими явлениями. Образно говоря, в мире существуют лишь «родители» и «дети». Причем причина может быть как внешним явлению обстоятельством, так и его внутренним противоречием. Когда наша мысль начинает двигаться по ступенькам «причинения» и стремится отыскать самую первую причину, то она растворяется в бесконечной дали универсального взаимодействия.
Список использованной литературы:
1. А.Г.Спиркин. Основы философии. М.1988
2. Введение в философию. Учебник для ВУЗов, т.2.