Смекни!
smekni.com

Причинно-следственные связи (стр. 1 из 7)

Содержание:

Введение. 2

Философский принцип всеобщей связи. 2

Понятие взаимодействия. 3

Причинно-следственные связи. 5

Принцип причинности. Причинно-следственные связи. 5

Случайность и необходимость. Возможность и действительность. 8

Причинность и время. 9

Причинность и взаимодействие. 10

Виды причинно-следственных отношений. 11

Концепция детерминизма. 12

Детерминизм и индетерминизм. 12

Объективная целесообразность. 15

Причинность и развитие. 16

Заключение. 17

Список использованной литературы: 18

Введение.

Философский принцип всеобщей связи

Вся доступная нам реальность есть сово­купность предметов и явлений, находя­щихся в самых разнообразных отношени­ях, связях друг с другом. Любые предметы и события суть звенья бесконечной цепи, объемлющей все суще­ствующее в мире в единое целое,— цепи, в своем глубинном ос­новании нигде не разорванной, хотя материя и дискретна: все взаимодействует со всем. В истории даже существовал взгляд, что мы не можем двинуть мизинцем, не «побеспокоив» всего мироздания. Вселенная, по Г. Лейбницу, есть как бы океан, так что малейшее движение в нем отзывается на самом отдален­ном расстоянии. Объединяющая все предметы и процессы в единое целое связь носит всеобщий характер. В бесконечной «паутине» отношений и связей — жизнь мира. Это своего рода нити, которыми все скрепляется, прервите их — и все рассыплется в неупорядоченный хаос. Принцип отношения, связи является адекватным отражением организованности мира и об­разующих его систем, одним из фундаментальных мировоззрен­ческих и методологических принципов, на котором строится все категориальное здание философии. Суть его заключается в том, что в нем выражается материальность мира, обусловливающая связь всего со всем, в том числе и между различными формами движения материи, то есть «во главу угла» этого принципа по­ставлено материальное единство мира.

Обычно связь определяют как глубинное, атрибутивное свой­ство материи, заключающееся в том, что все предметы и явления находятся в бесконечно многообразной зависимости, в различ­ных отношениях друг к другу. Иными словами, понятие связи есть общее выражение зависимости между явлениями, отраже­ние взаимообусловленности их существования и развития. Отношение же определяют чаще всего как одну из форм, момент всеобщей взаимосвязи предметов и процессов. В самом деле, все бытийствует как бы в двух ипостасях: как существую­щее «само по себе» и как существующее «для других», в отноше­нии к другим. Существующие отношения весьма многообразны:

это отношения равенства и неравенства, субординации и коорди­нации, целого и части и т. д. Перечисленные виды отношений носят универсальный характер, как бы скрывая под собой глу­бинную, сущностную связь явлений, например, отношение части и целого является выражением функциональной связи. Среди всех видов отношений наиболее универсальный характер имеет отношение зависимости, потому что даже то, что на первый взгляд кажется независимым от окружающего, в конечном счете все-таки от него зависит. И само это окружающее, будучи «без­различным» к, казалось бы, существующему независимо, так или иначе ходом своего развития или изменения оказывает непо­средственное или опосредствованное влияние на него, выступая непосредственной или, напротив, опосредствованной причиной изменения его состояния.

Наряду с многообразными отношениями существуют и мно­гообразные типы и виды связей. Типы связей определяются в зависимости от уровня организации материи. С точки зрения различных форм движения материи в области неорганической природы существуют механические, физические и химические связи, предполагающие взаимодействие либо через различные поля, либо путем непосредственного контакта. В кристалле — этом ансамбле атомов — отдельный атом не может колебаться независимо: малейшее его смещение отзывается на других. Колебания частиц твердого тела могут быть только коллектив­ными. В живой природе существуют более сложные связи — биологические, которые выражаются во внутриорганизменных, внутривидовых и межвидовых отношениях особей, а также в их отношениях с внешней средой. В общественной жизни связи еще более усложняются, образуются производственные, распре­делительные, классовые, семейные, межличностные, националь­ные, государственные и прочие отношения. Однако связи су­ществуют не только между предметами в пределах данной фор­мы движения, но и между всеми его формами, как бы образуя единый «клубок». К примеру, в неорганическом мире действует связь притяжения и отталкивания. В обществе же эта связь дей­ствует в сложно опосредствованной форме, будучи подчиненной социальным законам жизни людей и потому как бы преобразо­ванной в иное качество — как, например, симпатия и антипа­тия, межличностная совместимость и несовместимость. Кроме того, существуют такие формы связей, как внутренние и внеш­ние, непосредственные и опосредствованные, функциональные и генетические, пространственные и временные, закономерные и случайные, причинно-следственные и т. д. Эти формы связи выделяются в зависимости от аспекта рассмотрения изучаемых объектов. Так, человеческий организм можно рассматривать с точки зрения и функциональных связей, и генетических, и внут­ренних, и внешних. Связи могут быть односторонними, двусто­ронними и многосторонними. Если, например, функциональная связь принадлежит к числу многосторонних связей, то генети­ческая связь суть связь односторонняя, развивающаяся всегда от прошлого к будущему.

Любая форма связи всегда имеет свое определенное основа­ние, которое делает ее необходимой или случайной, постоянной или временной. Таким образом, основание есть существенное объективное условие, обеспечивающее образование и существо­вание той или иной связи. Так, гравитационные свойства систем обусловливают силовую связь космических объектов; заряд ядра атома — связь в системе элементов; потребности и интере­сы служат основанием связи людей в обществе.

Человек своей деятельностью опосредствует существующие в природе связи и отношения предметов и процессов. При этом его воздействие на природу зачастую имеет своим отдаленным следствием негативный результат. В этом проявляется то, что человек не всегда в состоянии учесть все существующие в приро­де связи и отношения, выделяя в своей деятельности только те, которые имеют непосредственное отношение к целям этой дея­тельности. Таким образом, сознательно или бессознательно человек нарушает именно всеобщую связь явлений и процессов. Например, вырубка лесов ведет к уменьшению количества птиц, а это, в свою очередь, вызывает увеличение числа сельско­хозяйственных вредителей. Истребление лесов сопровождается обмелением рек, эрозией почвы и тем самым снижением урожая. В мире не случается ничего, что не стояло бы в связи с целым;

и если показания опыта являются нам только в изолированном виде, если наше созерцание указывает нам на изолированные факты, то это не значит, что они и существуют изолированно, и вопрос заключается только в том, как найти связь этих фено­менов и какова природа этой связи.

Понятие связи является одним из центральных понятий диа­лектического материализма. С его помощью обосновываются принципы развития и причинности, понятия причинности, зако­на и системы, борьбы противоположностей и взаимосвязи коли­чественных и качественных изменений. Дальнейшим уточне­нием принципа всеобщей связи является понятие взаимо­действия.

Понятие взаимодействия

Все, что происходит в мире, обязано по­стоянному взаимодействию вещей. В силу универсальности взаимодействия осущест­вляется взаимная связь всех структурных уровней бытия, мате­риальное единство мира. Им обусловливается и возникновение, и развитие объектов, и их переход из одного качественного со­стояния в иное. Взаимодействие, таким образом, есть философ­ская категория, отражающая процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, измене­ние состояния, взаимопереход, а также порождение одним объ­ектом другого. Динамика причинно-следственной обусловлен­ности движения, изменения и развития в природе, обществе и мышлении предполагает гетерогенность (неоднородность), многообразие форм проявления сущего и включенность каж­дого фрагмента бытия в поток универсального взаимодействия.

Взаимодействие носит объективный, универсальный и ак­тивный характер. Свойства объекта могут проявиться и быть по­знанными только во взаимодействии с другими объектами. «Взаимодействие — вот первое, что выступает перед нами, когда мы рассматриваем движущуюся материю...» Каждая форма движения материи имеет в своей основе определенные типы взаимодействия. Оно выступает в них как интегрирующий фак­тор, посредством которого происходит объединение частей в оп­ределенный тип целостности. Например, электромагнитное взаимодействие между ядром и электронами создает структуру атома, а информационное взаимодействие между людьми обра­зует одну из основных составляющих общественной жизни.

Категория взаимодействия является существенным логико-методологическим и гносеологическим принципом познания природных и общественных явлений. Современное естествозна­ние показало, что всякое взаимодействие связано с материаль­ными полями и сопровождается переносом материи, движения и информации.

Существующие классификации взаимодействий основы­ваются на различении взаимодействий силовых и информацион­ных. В физике известны четыре основных типа силового взаимо­действия, дающих ключ к пониманию бесконечного разно­образия процессов: гравитационное, электромагнитное, сильное и слабое (распадное). Каждый тип взаимодействия в физике характеризуется определенной мерой.

Биология исследует энергетические и информационные взаимодействия на различных уровнях: молекулярном, кле­точном, организменном, популяционном, видовом, биоценозном. Еще более сложные взаимодействия характеризуют жизнь общества, ведь общество — это процесс и продукт взаимодейст­вия людей как с природой, так и между собой. Духовный мир людей организуется через смысловые (психологические, логические, нравственно-эстетические и иные) взаимодействия. Взаимодействия в социальной сфере осуществляются не только в пределах замкнутых общественных систем, но и внутри чело­вечества в целом. А это делает не только возможным, но и необ­ходимым оптимизирование процессов социального взаимодейст­вия. Ход истории, общественного прогресса все настоятельнее требует налаживания конструктивного, созидательного взаимо­действия государств и народов в масштабах всей планеты. И не только требует, но и создает для этого необходимые условия, предпосылки — политические, социальные, материальные.