Смекни!
smekni.com

Проблема человека в творчестве В.С. Соловьева (стр. 2 из 8)

Проблема человека в этомтруде решается через специфический предмет исследования – особые переживаниячеловека. Стыд, жалость, благоговение – вот три элемента таких переживаний, накоторых зиждется нравственность. Именно из них выводит Соловьев все богатстводуховной жизни человека (как созвучно это с высказыванием В. Шукшина о том, чторусская нравственность стоит на трех «С» - скромность, стыдливость,сострадание).

Умный, аналитичный,прозорливый философ не мог не понимать, что невозможно преобразовать жизньтолько одними идеями. Он помнит о падении Византии, переходе значимостиКонстантинополя на «третий Рим», боится нового панмонголизма. Предчувствиегрядущей катастрофы несет его последнее произведение «Три разговора» и «Повестьоб Антихристе» примыкающая к нему. Написано оно за несколько месяцев до смертифилософа.

Формально он посвящентеме борьбы добра со злом, но открывает философскую теорию автора. Большинство,даже друзей, не приняли этот труд, обозначив финальный акт, в драме одиночествоСоловьева. К.А. Тимирязев: «Его деятельность представляет три полосы:начальную, мистико-метафизическую, вторую, к сожалению слишком кратковременнуюкритико-публицистическую и третью – снова метафизическую с еще большим оттенкоммистицизма». Но даже тогда, творческий момент, момент сдвига и развитиярелигиозно-философской мысли, ее возвращение в состав мысли общественной былуловлен как «действительной» заслуги.

Зинаида Гиппиус впредисловии к своим «Воспоминаниям о религиозно-философских собраниях» 1901 –1903 годы говоря об одиночестве  В С Соловьева отмечает: «Пожалуй. Соловьев непонят до сих пор в должную меру. Часто его брали  и берут как этап … «Встреча»произошла в последствии и движение (религиозно-философское) включила его идеи всвой идейный круг. Участники первого религиозного движения никогда не могли бывзглянуть на Соловьева как на этап: он для них вечный спутник» .

После «Трех разговоров» и«Повести об Антихристе» поднялся шум, пришли в ярость охранители освященногопорядка, обозвали его

6

«юродивым»и «сумасшедшим» либеральные союзники, которых не очень волновали вопросы веры.А В.С.Соловьев уже не ищет «имеющих уши», а обращается через головысовременников в будущее, предупреждая о ненадежности прогресса, о нарастании вмире зла, против которого достижения цивилизации бессильны. Болит душа и сердцеу этого великого «человекозаботника».

В первом разговоре,который ведет генерал, есть эпизод такой щемящей ноты, такой высотынравственного накала в описании зла   (распятая мать видит, как ее дитя жарятна шампуре, на огне), что не остается и следа от толстовской теории непротивления злу насилием.

Теория культурногопрогресса, которому посвящен второй разговор, не только не выдерживает критики,а кажется глупым. Вежливым разговором, результатом общечеловеческого,культурного развития проблему борьбы добра со злом, многоликим и агрессивным,не решить. Это проблема мирского общежития.

В третьем разговоререшение добра и зла при помощи чисто моральных усилий человека не главное.Главное – та позиция, которую автор считает истинной – безусловно-религиозной:признание за добром безусловной и непобедимой силы и возможности этогоабсолютного добра воплотиться в реальную действительность. В светепредложенного экстаза, момента слияния, по Соловьеву, человека с божеством ввиде абсолютного добра в земной обстановке и есть богочеловечество Христа. В «Краткой повести об Антихристе» раскрыты методы, какими Антихрист одолеваетмир. Здесь и соблазн красотой, «сытостью», общением с загробным миром. «…А это всезло и грядущее человечества – это борьба с ним». В свете Евангельскихпророчеств о конце мира Соловьев не предлагает « пассивной жизни», не призываетждать внешнего чуда, «ибо в таком случае вся история Христианства была быизлишней». Он указывает конкретное поле деятельности  « для настоящейконцентрации Христианства» - создание условий в сфере общественной жизни,умственного и духовного просвещения и, главное, что бы личный выбор человека небыл недоразумением и случайностью в последующем противостоянии добра и зла. Этовозможность человека сознательно и свободно совершать свой выбор за или противХриста.

Мнение о том, чтоВ.С.Соловьев в конце жизни пришел к «полнейшей катастрофе» и к « отказу отвзгляда на историю, как на осмысленный поступательный процесс и мрачномпророчестве о близком конце бессильного человечества, совершенствовать котороеневозможно, да и не нужно» есть полный абсурд. Великий человеколюбец, отдавшийне только свой блестящий ум, но и всю жизнь на решение проблем человека, егосути, роли и разработку путей совершенствования его самого и сферы егообитания. Еще раз подтвердил свою великую миссию «ходить с большой коричневойегипетской свечой», по словам А.Белого, впереди людей и первым освещать имдорогу.  В.С.Соловьев говорил в конце жизни:                 

7

«Очевидно, что Иисус Христос, чтобы восторжествовать истинно и разумно надАнтихристом, нуждается в нашем сотрудничестве». Это великая вера впредназначение человека, гимн человеческому разуму и силе в борьбе за своесовершенствование.

Перед смертью этотчеловек не был сокрушен, он был «очищен».  Разочарование Соловьева в своемзамысле всемирной теократии привели его к пониманию нового соотношения междуповседневным делом христианской цивилизации и эсхатологическим завершением истории(в смысле всемирной о цели космоса и истории и их конце). Он пишет: «Надо раз инавсегда отказаться от идеи могущества и внешнего величия теократии как прямойи

немедленнойцели Христианской политики. Цель ее – справедливость…». «Как видим в концежизни В.С.Соловьев освободил свою заветную идею богочеловечества –взаимодействие человека с богом – от бесконфликтного благодушия и придает ейвысшее напряжение перед последним актом истории».

Чтобы разобраться втрудах В.С.Соловьева, знакомиться с подлинниками, надо знать и твердо усвоитьследующее:

1.   ТерминологияВ.С.Соловьева обращает на себя внимание трудностью в условности, хотя самоизложение мысли логично и просто. Понимание смысла его терминов «церковь»,«мистицизм», «теургия», «свободная теософия» и др. дается при внимательном ихосвоении. Они не лишены образности.

2.   Мир разделен им напотустороннее царство неизменных идей и на посюстороннюю сферу явлений.

3.   Эволюция понималасьим как творческий процесс, движимый божественной волей и имеющий целью статьдостойным ее.

4.    «Сознательноеубеждение в том, что настоящее состояние человечества не таково, каким бытьдолжно, писал он, - значит для меня, что оно должно быть изменено,преобразовано». Он хотел создать христианско-православную философию, видя в нейорудие нравственного обновления общества и духовного совершенствованиячеловека. Это суть проблемы человека в философии Соловьева.

5.    Истина – сущеевсеединство, т.е. сущее взятое и в своем абсолютном единстве и в своейабсолютной множественности – вся действительность в целом, т.е. максимальнообобщенное, максимально конкретное. Бог.

6.   Безусловное – этоБог, творческая воля которого пронизывает все. Условное, неистинное инесовершенное – это природа, внебожественный мир. Человек между ними, занимаясреднее место между безусловным началом и приходящим миром явлений. Онтологиябыла призвана свести материальное единство мира к божественному всеединству:свободное объединение абсолюта «всех живых элементов бытия как божественныйпервообраз и искомое состояние мира».

8

7.   Принцип всеединствав гносеологии – связь 3-х видов знания: научного, философского и мистического (созерцательно-религиозного ). Наука раскрывает внешнюю сторону, ( эмпирическиезнания), явлений и вещей; философия (рациональные знания) – особенностимышления, но человеку не познать истину (сущее, Бога) ни через опыт, ни вмышлении. Здесь действует интуиция, непосредственное созерцание – принцип богооткровенности христианства, который Соловьев попытался совместить с принципомавтономии разума  в сознании концепции Цельного знания.

Отвлеченные знания важныкаждому человеку (и человечеству) как логическая связь мыслей не связанных ссущим.  Чтобы включится в процесс осмысленного познания, идея Цельного знаниядолжна быть формой существования цельной мысли. «Внутреннее познание», вера,есть высший объединяющий тип познания – Истинное знание.

Идея не доступнамышлению. Отвлеченное мышление, интеллигентная интуиция не постигают богатстваи глубины бытия. Нужен прорыв в сферу потустороннего, закрытого,трансцендентного. Это состояние одержимости, экстаза, вдохновения. Тогдаприходит истинное знание, как синтез эмпирического, рационального имистического. Это положение является основанием для вывода обязательностиединства науки, философии, религии и  Соловьев его назвал «Свободнойтеософией», которая рассматривает мир как систему, завершения которойобусловлено всеединством или Богом.


9

2  Изложение. Проблема человека в философии

                              В.С.Соловьева.

1)  Славянофильские истоки решения проблемы человекав философии В.С.Соловьева.

Философия В.С.Соловьева  не могла не отражать отношений существующих в то времятенденций развития русской философской мысли, которые на протяжении 15 – 18веков формировались на Руси. Самобытность философской мысли исходила изнеповторимого своеобразия русской духовной жизни, характеризующейся развитиемнравственно-практических наставлений и обоснований особого предназначенияправославия. Но она была не единственной: тенденция включить Русь в процессразвития философии Европы как наиболее ранней и оформившейся, породило второенаправление в развитии отечественной философии.