Смекни!
smekni.com

Проблема человека в творчестве В.С. Соловьева (стр. 1 из 8)

                                                            1

ПЛАН.

I .Вступление.  Краткая характеристикатворчества

                                В. С. Соловьева.

I I .  Изложение.  Проблемачеловека  в философии

                                  В. С. Соловьева.

                            

                                    1) Славянофильскиеистоки решения проблемы человека в

                                         философии В.С. Соловьева.

                                  

                                    2) Понятие овселенской церкви.

                                    3) Теория«богочеловеческого» процесса в «Чтениях…»:

                                         а)рассмотрение темы в приближении к авторскому

                                             тексту;

                                         б) трактовкахристианства ;

                                         в)схематическое изображение ряда узловых моментов

                                            становления богочеловечества;

                  I I I .  Заключение. Значение наследия В. С. Соловьева.

               

                      

2

1. ВВЕДЕНИЕ.

 

 

В Кремле 17 января 2001года глава нашего государства В.В. Путин торжественно принимал служителейцеркви, религиозных деятелей.

Награждая, Президент благодарил их за усилия,прилагаемые ими  на пути нравственного возрождения народа.

Это свидетельствует о высокой оценке и немалыхнадеждах руководства страны на религиозных деятелей в перестройке нашейдуховной жизни.

Широкое издание трудов религиозного мыслителя В.С.Соловьева – ярчайшего представителя культурного наследия, одно из явленийпризванных служить на этом поприще.

Владимир Сергеевич Соловьев – крупнейший русскийфилософ, заложивший основу русской религиозной философии, наша национальнаягордость, философ «масштаба Канта и Гегеля». Именно ему  Россия обязана философско-религиозным ренессансом начала века.

Его ученики и последователи, цвет русскойфилософской мысли, изгнанные из России в 1922 году, активизировали культурнуюжизнь Запада, повлияли на формирование новых западных философских течений.Корни феноменализма, экзистенционализма, персонализма в отечественнойфилософии.

Труды же В. С. Соловьева, умершего в 1900 году, неиздавались. Имя его вспоминалось долгие годы лишь «в контексте очередной хулы».

Тем более знакомство с его трудами актуально в нашевремя, так как служит, во-первых, делу духовного возрождения народа, развитиюэрудиции учащейся молодежи и утверждению национальной гордости на основеосознания гигантских возможностей и избранности представителей нашего народа вобласти мыслительной деятельности, во-вторых, и наконец, это покаяние передсоотечественником, имя которого так незаслуженно очернили и предали забвению. Вто время как он заслуживает самого глубокого уважения, искреннего восхищения иблагодарной памяти.

Родился В.С. Соловьев в 1853 году в Москве в семьезнаменитого историка С.М.Соловьева, автора  монументальной «Истории России сдревнейших времен». По материнской линии В.С.Соловьев происходил из родавеликого украинского мыслителя Григория Сковороды - «украинского Сократа». Вроду были декабрист, поэты, писатели, видные религиозные деятели ипредставители военной элиты. Это был клан корнями своими проросший, мыслямисвоими питавший, трудами приумножавший, красотой своей обогативший, самвпитывавший и расцветавший персоналиями от причастности к отечественнойкультуре.

3

Где они подобные кланы,гнезда, роды, семьи? Не их ли исчезновение – этого тончайшего национальногогенофонда – породило ужасающий разгул безнравственности и по горизонтали и повертикали в обществе в наше время. Не начало ли это потрясающегопророчества             

В.С. Соловьева о гибелицивилизации.

Гениальный мыслитель В.С.Соловьев поражает многогранностью своего таланта и интересов. Блестящийфилолог, публицист, оратор, поэт, литературный критик, проповедник, в какой-томере пророк, человек удивительной эрудиции до конца преданный духовныминтересам. «Рыцарь-монах» как сказал о нем А. Блок. Его отличительной чертойкак мыслителя была высокая историко-философская культура. Глубокое знаниемировых философских систем и учений давали ему возможность видеть и критиковатьнедостатки, подчеркивать достоинства, сравнивать, находить «зерно истины», видетьтупик мысли от отвлеченности и односторонности,  преграждавшим путь космыслению единого сущего. Этот критический анализ дал ему возможность первым вРоссии создать свою особую философскую систему, прозвучавшую, по словам С.Булгакова «полнозвучным аккордом в истории философии».

Идею всеединства,проносимую им через всю жизнь, этот синтез, слияние культур, В.С.Соловьевобозначил уже в первом своем труде – магистерской диссертации – «Кризисзападной философии» (против позитивистов)», которую блестяще защитил в 21 год.Он удивил коллег глубоким и дерзновенным трудом, вызвал и уважительный интереси неприятие («…ради своих суеверий попирает положительные науки…»), положившегоначало его одиночеству.

Поражает его чисточеловеческая смелость и высочайшее, нравственное наполнение – это вмешательствоВ.С.Соловьева в смертельную схватку между революционным террором исамодержавием, пытаясь убедить сразу обе стороны в чудо примирения,«…пророчески предупреждая о необратимости момента». Он морально осудил террор,как «возврат к звериному состоянию», и обратился к престолонаследнику, как«помазаннику божьему», не обращаться к возмездию, как «языческому велению: окоза око, смерть за смерть».  Поступить как «…носителю обязанностей христианскогообщества по отношению к впавшим в тяжкий грех», и дать всенародный пример«отречения устрашения смертью» и проникнуться христианским началом жалости.Этот акт нравственности  принятый тогда за «донкихотство» сейчас расцениваетсякак акт куда более благоразумный, чем нежелание его услышать. Спасло его толькоимя отца, но отторгнутый и официозом, он еще более углубил свое одиночество.

Агрессивное неприятие егомиссии «синтеза» и в дальнейшем вызывает к нему враждебное и несправедливоеотношение. Не всем было дано понять диалектический переход от одной точкизрения к другой, попытке объединения противоположностей, поиска «зерна истины»в началах разного рода. Непонятый, критикуемый большинством, казавшийся

4

многим«безумным», сейчас он предстает перед нами доказательством того, что вера вневозможное и чудесное может руководить жизнью если она «предстает какпрекрасное сердцу и как должное совести».

В.С.Соловьев преподаеткурс истории новейшей философии в Московском, затем  Петербургскомуниверситетах. Пополняет свои знания в Британском университете в Англии.

В молодости он«переболел» материализмом и даже выбросил иконы, но уже в Каире (после Англиион побывал  в Египте) он начал писать диалог «София» явившейся первой попыткойизложить свои религиозные взгляды.

Вернувшись в Россию,читает в Московском университете курс логики и истории философии и работает наддокторской диссертацией (защищает в 27 лет) «Критика отвлеченных начал».Отвлеченные начала – это эмпиризм и идеалистический рационализм с одной стороныи «отвлеченный клерикализм» католической религии с другой. В каждом он видитпрошедший этап «плодотворного для своего времени», но сейчас время высшего«синтеза» - «положительного всеединства».

Идея синтеза овладеваетСоловьевым целиком и из философии он переносит ее на религию, оставляетпреподавательскую работу, едет в Загреб к католическому епископу, затем вПариж, где пишет и издает на французском языке «Россия и вселенская церковь».Он убеждает своих соотечественников в благостности латинства, а католикамдоказывает правоту православия. Ясно, что его не приемлют ни те, ни другие.

В начале 1878 годаВ.С.Соловьев читает цикл публичных лекций по философии религии «Чтения обогочеловечестве» имевшие ошеломляющий успех. В «Чтениях…» он критическисмотрит на Западное и Восточное Христианство, признавая заслуги каждой. Западвыпестовал идею индивидуальности в образе «богочеловека», Восток создал идею«Человекобога» олицетворение универсализма. «Чтения…» отвергли как левые,усиливающие террористическую борьбу с властью до цареубийства 1 марта 1881года, так и правые, сразу опознавшие в нем преобразователя православной веры.

Вскоре он начинаетработать над третьей частью «Критики отвлеченных начал» - эстетикой. Две первыечасти – этика и теория познания закончены. В отличие от Канта, ставившеготеорию познания на первое место, затем уже этику и эстетику, Соловьев первымвпервые поставил во главу дела этику.

«Двести лет назаднемецкие философы раскрыли тайну познания, указав на активную синтезирующуюдеятельность нашего интеллекта. «Критика чистого разума» Канта, «Наукоучение»Фихте, «Система трансцентентального идеализма» Шеллинга, «Феноменология духа» и«Наука логики» Гегеля – вот ступени великого восхождения к вершинам теориипознания». С этикой так не получилось. Главный труд философа «Оправдание добра»целиком посвящен этике, хотя вопросы морали им

5

затрагиваются во многихтрудах. Этика В.С.Соловьева будучи частью учения о всеединстве, видит источникдобра в Боге, в любви к Богу и людям. В этом и заключается полнота ицелостность человеческой жизни.

Положительная философияисходит из примата нравственного начала.  Это новый тип философствования,которое Соловьев назвал философией « всеединства» со временем развившуюся всистему. Она складывается из трех частей: учение о нравственности, учение ознании, учение о красоте. Так вот,  «Оправдание добра» - изложение первой частисистемы. Затем должны были последовать «Оправдание истины» как второй части и«Оправдание красоты» как третьей – труд по эстетике. Но, увы, В.С.Соловьев раноушел из  жизни.