КалининградскийГосударственныйТехническийУниверситет
Проблемасамопознанияв философииФихте.
Студент группы 95-ЗБУ
СинюгинСергей
Шифр2097
План.
Проблемасамопознанияв философииФихте.
Диалектика"Я'' и" не Я''- центральная проблема философииФихте.
Назначениечеловека
ФИХТЕ
Жизненныйпуть и философскаядеятельность.
Одиниз восьми детейремесленника-ткача,жившего в саксонскойдеревне Рамменау,Иоганн ГотлибФихте (1762—1814) провелдетские и юношескиегоды в большойнужде. Лишьсчастливаяслучайностьпомогла емузакончить школуи поступитьв университет:местный помещикобратил вниманиена исключительнуюпамять деревенскогомальчика (способногослово в словопересказатьпроповедипастора) и сталвыделять средствадля его обучения.Фихте училсяна теологическихфакультетахвначале Иенского,а затем Лейпцигскогоуниверситетов,особое вниманиеуделяя философии,литературе,юриспруденции.Со смертьюпомещика прекратилисьполучаемыеФихте денежныесубсидии, и онзаканчивалуниверситетскоеобразованиев чрезвычайнотрудных материальныхусловиях у негоне нашлосьденег даже наоплату правасдавать выпускнойэкзамен.
Ототкрывшейсяперед ним карьерыпастора с ееобеспеченнымсуществованиемФихте отказался,что свидетельствуето том, что вуниверситетскиегоды он испыталвлияние свободомыслияи начал становитьсяна его стезю.В течение рядалет Фихте зарабатывалсебе на жизньдомашнимучительством,проживаяпреимущественнов швейцарскомгороде Цюрихе.Известие оначале революцииво ФранциивзбудоражилоФихте, и он поспешилвернуться народину. Прибывв 1790 г. в Лейпциг,Фихте, однако,не нашел тамусловий длятого, чтобыпрактическиосуществлятьзахватившиеего революционныеидеалы. Но именнов это время оносознал фактначатой в Германиитрудами Кантафилософскойреволюции ивскоре сталодним из ееведущих участников.
В1791 г. Фихте отправилсяв Кенигсберг,чтобы побеседоватьс Кантом, который,однако, встретилпоначалу своегонового поклонникахолодно, а тотв свою очередьиспытал разочарованиеот кантовскихлекций, найдяих «снотворными».Отношение Кантарезко изменилоськ лучшему, когдаон прочел срочнонаписанныйФихте за нескольконедель «Опыткритики всякогооткровения».Похвалив этуработу, созвучнуюкантовскойкритике теологии.Кант помогопубликоватьее в 1792 г. Анонимноизданную работу,имевшую успех,сочли написаннойКантом. Он раскрылимя автора, иФихте сразустал знаменитостью,в которой увиделидостойногопродолжателяи преемникаКанта.
Нопрошло ещенесколько лет,прежде чемФихте основательнозаявил о себекак философ,притом оригинальный,самостоятельный.В значительнойстепени дальнейшаяфилософскаяактивностьФихте быластимулированасобытиямифранцузскойреволюции, закоторой оннаряду со многимидругими немецкимиинтеллектуаламиследил с сочувственнымвниманием: Вдвух изданныхв 1793 г. анонимныхброшюрах Фихтерешительновыступил вподдержкувысшего, якобинскогоэтапа этойреволюции,который отпугнулот нее в Германиинемало бывшихприверженцев.Довольно быстроосознав, чтоподобные публикациисами по себемало воздействуютна немецкоеобщественноемнение и неведут к изменениюсоциальнополитическихпорядков вГермании, Фихтеобращаетсяк философиикак средствуизмененияобщественногосознания, ачерез него —и общественногобытия. Кантовскуюфилософию вее наличнойформе Фихтене считаетподходящейдля решенияназваннойзадачи, и в этихусловиях у неговозникаетзамысел основательногопреобразованияэтой философии,устраняющегов ней к тому жете теоретическиеизъяны, которыебыли выявленыее критиками.Свой вариант«критической»философии Фихтеназвал «наукоучением»и в начале 1794 г.ознакомил сего основнымиположениямисвоих цюрихскихзнакомых.
ПопредложениюГёте, являвшегосяс 1775 г. министромправительствагерцогстваСаксен-Веймарского,Фихте был приглашенна должностьпрофессорафилософииИенскогоуниверситета.Его лекции о«наукоучении»вызвали громадныйинтерес студентови всего образованногообщества Иены,которая нарядусо столичнымгородом — Веймаром— стала в 90-е годыкрупнейшимкультурным(прежде всегофилософским)центром Германии.Однако в 1799 г.Фихте счел себявынужденнымпокинуть университети вообще Йенуиз-за так называемогоспора об атеизме.
Сутьдела заключаласьв том, что в 1798 г.в редактируемом- Фихте «Философскомжурнале» былаопубликованастатья немецкогомыслителяФридриха КарлаФорберга, которыйсводил религиюк нравственномуповедению людейи с этой точкизрения отвергалбытие бога.Хотя этой статьеФихте предпослалвыражениесвоего убежденияв существованиибога (доказываемого,по его мнению,реальностью«моральногомиропорядка»),его стали обвинятьв поддержкеатеизма. Веймарскиевласти, поставленныеперед необходимостьюреагироватьна эти обвинения,собиралисьограничитьсянегласным«внушением»Фихте. Однакоон при свойственнойему бескомпромиссностине пожелалпризнать себяни в малейшейстепени виновным.Поборник свободыслова, Фихте,несмотря наугрозу публичноговыговора, публикациейдвух своихрезких статейсделал инцидентдостояниемгласности,вдобавок придавему политическуюостроту. Фихтезаявил, чтопосредствомнесправедливыхобвинений ватеизме егопреследуют,в сущности, засвойственныеему демократизми «якобинство».На последовавшийза этим выговорФихте ответилуходом в отставку.В отличие отКанта, оказавшегосяпятью годамиранее в сходнойситуации, Фихтеотказалсяпризнать завластями правоосуждать неугодныетеологам воззренияфилософов.Выговор, сделанныйФихте, еще разярко показалрешимостьвластей недопускать внемецкихуниверситетахпроявлений иррелигиозногосвободомыслиясо стороныфилософов, чтовынуждалопрофессоровфилософии ещеи в XIX в. демонстрироватьсвою лояльностьпо отношениюк религии ивоздерживатьсяот выраженияатеистическихвзглядов.
Нанесколько летФихте обосновалсяв Берлине, гдечитал частныелекции и публиковалновые произведения,^лавным образомпо социально-историческимвопросам. Сначала XIX в. началаразвертыватьсякритика «наукоучения»со стороныШеллинга, которогоФихте ранеесчитал вернымсторонникомсвоей философии,и Гегеля. Подвлиянием этойкритики Фихтеприступил кпреобразованию«наукоучения»,которое фактическиоказалось егопостепеннымразрушением,отказом от рядакардинальныхего положений.Философскийавторитет Фихтеоставался,впрочем, значительнымдо конца егодней.
В1805 г. Фихте читаллекции в Эрлангенском,а в 1806 г. в Кёнигсбергскомуниверситетах.Новая война-сФранцией,закончившаясясокрушительнымпоражениемпрусских войскв октябре 1806 г.подписной иАуэрштедтом,привела к оккупацииПруссии - наполеоновскимивойсками и к временно закрытиюпо этой причиненемецкихуниверситетов.Фихте вернулсяв Берлин и снемалым рискомдля себя выступилс публичными«Речами к немецкойнации» (вскореони были напечатаны),в которых призывалсоотечественниковк духовномувозрождению,политическомуобъединениюи обретениюнациональнойнезависимости.Отсутствиерепрессий состороны оккупационныхвластей можнообъяснить,видимо, во-первых,тем, что Наполеонне был склоненвообще видетьв философахсерьезныхполитическихпротивников,а во-вторых,его намерениемпревратитьПруссию в своегосоюзника. В«Речах...» Фихтенаряду с бесспорнопрогрессивнымиидеями национальногообъединенияи освобождениясодержалосьтакже шовинистическоевозвеличениенемцев какнекоего «избранного»народа, которыйдолжен духовновозглавитьвсе европейскиенации спастиих «от внутреннегоразложенияи надвигающегосяупадка».
Приучреждениив 1810 г. БерлинскогоуниверситетаФихте, несмотряна его нежелание,был назначендеканом философскогофакультета,а два года спустя, был избранректоромуниверситета;но этот постон занималсовсем недолго.После того какпрусский корольФридрих-ВильгельмIII выделил частьсвоих вооруженныхсил для включенияих в «великуюармию» Наполеона,готовившуюсяк походу наРоссию, Фихтевесной 1812 г. былуволен в отставку.
Разгромнаполеоновскойармии в Россиии последовавшееза этим вступлениеПруссии в новуюантифранцузскуюкоалицию европейскихдержав привелик восстановлениюположенияФихте. Он сновавыступает спатриотическимиречами в поддержкуосвободительнойвойны. Фихтезаписался вополчение, аего жена ухаживалаза ранеными.В госпиталеона заразиласьтифом. Тяжелопереболев им,она сталапоправляться.Однако в этовремя болезньпередаласьФихте, и он скончалсяот нее в концеянваря 1814 г.
Находясьпри смерти,Фихте испытывалморальноеудовлетворениеоттого, чтоборьба противиноземноговладычества,которой онотдал столькосил и в известномсмысле дажежизнь, увенчаласьуспехом.
ОсновныеустановкифилософииФихте.Гейне, указываяна трудностиосвещенияфилософииФихте, виделих в том, что«предметомрассмотрениядолжен кромекниги явиться'и человек»,потому что «уэтого человекамысль и волясоставляютодно целое, ив таком величественномединении воздействуютони на современность»(3. 6. 108).
Сранних летФихте формировалсякак личностьчрезвычайнодеятельная,и практическаяактивностьстала для неговажнейшимжизненнымпринципом. В1790 г., сообщая вписьме к невестео своем нежеланииограничитьсяобычной для«ученого сословия»чисто теоретическойдеятельностью,Фихте писалосвоем намерении«не толькомыслить», нои «действоватьво вне меня».Такого родадействованиеэто для неготакже сильнейшая«страсть»,нуждающаясяв удовлетворении:«Чем большея действую, темсчастливеесебя чувствую».Отсюда осознаннаяжизненнаяустановка:«Действовать!Действовать!Это то, радичего мы существуем».В какой-то мереактивизм Фихтебыл, несомненно,следствиемего темперамента,но он имел исоциальнуюобусловленность,которая определялаглавное: конкретнуюнаправленность фихтевскихпрактическихустремлений.В основе своейэто практическаяустремленностьдемократическинастроенноговыходца изнародных низов,который с восторгомвидит, как соседнийнарод революционнымпутем освобождаетсяот многовековогосоциальногогнета, и которыйсчитает этотпример вдохновляющимдля всех народов.Фихте прямоутверждалзначимостьфранцузскойреволюции «длявсего человечества»,квалифицируяее как «богатейшуюиллюстрациюна тему праваи достоинствочеловека» Щит.по: 71. 23, 24, 118, 119).
Находясьво Франции,Фихте, возможно,принял бы вразвертывавшейсятам революциинепосредственноеучастие какее активныйдеятель (отметим,что одно времяФихте подумывало переходе вофранцузскоегражданство).Но на родине,вне которойи в отрыве отсвоего народаФихте, в сущности,не мыслил жизнь,он оказалсяв состояниидействоватьтолько кактеоретик, осознающий,впрочем, чтотеоретическаядеятельностьпри определеннойее направленностии в определенныхусловиях можетиметь великуюпрактическуюзначимость.' Фихте был убежден,что французскаяреволюцияявляется следствиемидей Руссо и... Канта (в этомон явно ошибался,но ошибкапримечательнакак выраженийстремленияпридашь такуюже революционнуюдейственностьнемецкой философскоймысли). Самообращение Фихтек кантовскойфилософии было,в сущности,обусловленокак осознаниемим запросовсоциальнойпрактики, таки осознаниемневозможностив тогдашнихусловиях осуществлятьпрактическое-революционноепреобразованиенемецкойдействительности.«Так как я немог изменитьтого, что внеменя, — сообщалФихте в начале90-х годов одномуиз своих корреспондентов,—то я решилсяизменить то,что во мне. Янабросилсяна философиюи именно, самособой разумеется,на кантовскую».В ней Фихтеусмотрелсоответствовавшееего умонастроениюобоснованиевозможностидля человекадействоватькак свободныйсубъект дажев мире, где всепредставляетсянеобходимыми на феноменальномуровне действительнотаково. По убеждениюФихте, кантовскаяфилософия«доказала»то, что преждеказалосьнедоказуемым,а именно «понятиесвободы». «Прямонепостижимо,—своодушевлениемвосклицалФихте, — какоеуважение кчеловечеству,какую силу даетнам эта система!»(61. 1. XXXIV). Так Фихтевоспринимал,прежде всего,этическуюконцепциюКанта, учившуюо возможностии необходимостидля человекадействоватьнравственнов согласииисключительнос априорнымдолгом, проявляясвою не подвластностьдавлению эмпирическихданностей.Следует заметить,что, переходяна позициикантовскойфилософии,Фихте расставалсясо своим былымувлечениемспинозизмом,материалистическо-метафизическийдетерминизмкоторого ориентировална созерцательноеотношение кдействительности.В полемике стакой созерцательностьюФихте писало назначениифилософскимыслящегочеловека: «Незнание самопо себе, но деяние,сообразноесвоему знанию,есть 'твоеназначение...Не для праздногосамосозерцанияи размышлениянад самим собойи не для самоуслаждениясвоими благочестивымичувствами, нет,для деятельностисуществуешьты; твое действованиеи только оноодно определяеттвою ценность».В первую очередьФихте считалэто назначениечеловека императивомдля самогосебя: «Веемоемышление должноиметь отношениек моей деятельности;оно должнопризнать себясредством, хотяи отдаленным,для этой цели...»(62. 72,79).
Напротяжениивсей своейфилософскойдеятельностиФихте выступалс работамисоциально-историческогои этическогохарактера, вкоторых излагалась, как он сам этоопределял —практическаяфилософия.В них прямоопределялисьцели и задачипрактическогодействия людейв мире, в обществе.Однако в условияхнараставшеговыявления иусиливавшейсякритики «справа»материалистическихположенийкантовскойтеоретическойфилософии Фихте пришелк выводу онеобходимостиее существеннойпереработкис целью адекватноготеоретическогообоснованиявозможностиэффективногопрактическогодействования.Полагая, чтогений Канта«открываетему истину , непоказывая емуее оснований»и что «Кантобладает, вообщеговоря, правильнойфилософией,но только состороны еерезультатов,а не со стороныее оснований»,Фихте заявлялв одном из писем1793 года, что «открылновый фундамент,из которогоочень легкоможно развитьвсю философиюцеликом» и что«через парулет, мне думается,мы будем иметьтакую философию,которая поочевидностибудет подобнагеометрии»(61. 1 . XXXIV). Фихте началреализациюэтого замыслауже в 1794 г., на приватныхлекциях о«наукоучении»,в которых излагаласьего теоретическаяфилософия.
Заметим,что этот замыселскладывалсяу Фихте с учетомтой критики,которая обращалавнимание нанесогласованностии противоречияв теоретическойфилософииКанта. Особеннобольшое впечатлениена Фихте произвелисоответствующиезамечанияШульце. Приэтом Фихтеучитывал иконструктивныесоображениятех критиковКанта, которыеориентировалисьна «усовершенствование»его «трансцендентальногоидеализма».
«НАУКОУЧЕНИЕ»КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯФИЛОСОФИЯ
Свое«наукоучение»Фихте вынужденбыл разрабатыватьв условияхкрайней спешки,поскольку былпоставлен переднеобходимостьюнемедленноизлагать егоперед студентамив лекционномкурсе. ЕслиКант трудилсянад «Критикойчистого разума»более десятилет, прежде чемобнародовалсвое учениео теоретическомразуме, то Фихте,Явившись в Йенулишь с общимзамыслом«наукоучения»,располагалдля его развертыванияв систему следующихдруг за другоми взаимосвязанныхположений лишьднями, отделявшимиодну лекциюот другой. Походу дела Фихтебыл обязанпредоставлятьв распоряжениестудентов«конспекты»,т. е., в сущности,резюме своихлекций, и» которыхи составилисьего публикациио новой версии«трансцендентальногоидеализма»,и которые снеизбежностьюоказывалисьэскизными, даже«тезисными»,что вызывалопотребностьв их последующейдоработке идовольно серьезнойпереработке.Это «О понятиинаукоучения,или о так называемойфилософии»(1794), «Основа общегонаукоучения»(1794),«Очерк особенностейнаукоученияпо отношениюк теоретическойспособности»(1795), «Первое введениев наукоучение»(1797), «Второе введениев наукоучение»(1797), «Опыт новогонаукоучения»(1797).В 1800 г. Фихтеопубликовалпретендующеена популярность«Ясное, каксолнце, сообщениеширокой публикео подлиннойсущности новейшейфилософии».Не задолго докончины Фихтенамеревалсяс исчерпывающейобстоятельностью, в виде всестороннеразработаннойи завершеннойсистемы изложитьсвою теоретическуюфилософию,которую он счелнаконец-топредставившейсяему самому «сполной ясностью»Внезапнаясмерть не далавозможностьФихте взятьсяза реализациюэтого намерения,да он едва лии преуспел быв этом, настольковелики былик середине 10-хгодов внутренниетрудности напути задуманногопредприятияи настолькопривычная«эскизность»стала существеннойчертой фихтевскогомышления.
Принципы.Соединительнымзвеном междупрактическойи теоретическойчастями философииФихте явилсяпринцип свободы.Но если в практическойфилософии Фихтесвобода понималасьво многом достаточнореалистически(по крайнеймере, в йенскийпериод), то вего теоретическойфилософии онаподвергласьидеалистическоймистификации.Фихте пришелк мысли, что счеловеческойсвободой несовместимопризнаниеобъективногосуществованиявещей окружающегомира, и потомуреволюционноепреобразованиесоциальныхотношенийдолжно бытьдополненофилософскимучением, выявляющимобусловленностьэтого существованиячеловеческимсознанием. Своесубъективно-идеалистическоеучение Фихтесчитал теоретическойпараллельюфранцузскойреволюции. «Моясистема ,— утверждалон в одном изписем ,— этопервая системасвободы; какта нация (французская.— В. К.) освободилачеловека отвнешних оков,так и моя системаосвобождаетот вещей самихпо себе» (Цит.по: 7. 125). Более того,Фихте полагал,что именно«наукоучение»впервые даетнеобходимоефилософскоеобоснованиепрактическойдеятельности,реализующейсвободу. Такаятрактовкапрактической' деятельностипривела Фихтена позицииидеалистическоговолюнтаризма,постепенноставшего доминирующимв практическойфилософии Фихтеи послужившеготеоретическимоснованиемдля элиминацийиз нее революционногосодержания(что в основномбыло, разумеется,обусловленосоциальнымипричинами).Вначале жеидеалистическийволюнтаризмбыл субститутомреволюционногодействия, возникшимв Германииконца XVIII в. в условияхневозможностибуржуазнойреволюции. Вэтом смыслек философииФихте можетбыть отнесенаМарксова оценкакантовскойфилософии какнемецкой теориифранцузскойреволюции.
Отказот понимания«вещи-в-себе»как объективнойреальности— это предпосылкаи вместе с темпервый шаг напути преобразованияФихте кантовского«трансцендентальногоидеализма»в свое «наукоучение».Наименование,которое избралФихте для своейтеоретическойфилософии,призвано былоуказать на еепроблемнуюпреемственностьпо отношениюк кантовской«Критике чистогоразума», претендовавшейна выяснениетого, как возможнои что представляетсобой научноезнание в математике,естествознаниии метафизике.Согласно Фихте,каждая частнаянаука опираетсяна принцип,который в нейсамой однако, не обосновывается,и задачу ихобоснованияможет решить,лишь •философскоеучение о науке.Этот взглядсоответствуеткантовскому,но Фихте, в отличиеот Канта, невходит в конкретноерассмотрениеглавных отраслейзнания, а ограничиваетсялишь самымобщим вопросом(имеющим, конечно,фундаментальноезначение) — осоотношениисубъекта иобъекта. Еслиавтор «Критикичистого разума»углубляетсяВ рассмотрениетеоретическихпредпосылокматематикии основныхположенийестествознания,то в теоретическойфилософии Фихтеничего этогонет и по своемудействительномусодержаниюоно имеетнедостаточныеоснования длятого, чтобименоваться«учением внауке» (в отличиеот произведенияКанта).
СугубоидеалистическиистолковываявозвещеннуюКантом «критическую»философию какучение, согласнокоторому «вещьесть то, чтополагаетсяв Я», Фихтеутверждал, что«если эта философияделает последовательныевыводы из этогоосновоположения, она становитсянаукоучением».При отбрасывании«вещи-в-себе»(и вытекающемиз этого отбрасываниикантовскойтрансцендентальнойэстетики какпервой частитеоретическойфилософииКанта) началом«критической»философиидолжно статьмыслящее «я»,изкоторого выводитсявсе содержаниемышления исамой чувственности.«В том и состоитсущность критическойфилософии , —разъяснял Фихтесвое толкованиеее, — что в нейустанавливаетсянекотороеабсолютноеЯ как нечтосовершеннобезусловноеи ничем высшимне определимое»,причем «критицизмимманентен,потому что онвсё полагаетв Я...» Отметим, что хотя фихтевский«критицизм»фактическистал синонимомидеализма ,последнийтермин почтине применяетсяФихте для обозначениясвоей философии,и он вообщенаскольковозможно элиминируетего, заменяяпонятием «критицизм», что свидетельствуето стремлениизатушевыватьим мировоззренческуюсуть«наукоучения»(61. 1. 96).
Существенноиначе , чем Кант, Понимает Фихтеи «догматизм»как антипод«критицизма».По Фихте , «догматичната философия,которая приравниваети противополагаетнечто самомуЯ в себе, чтослучается 'какраз в долженствующемиметь болеевысокое местопонятии вещи,которое вместес тем рассматриваетсякак безусловновысшее понятие...».Хотя данноефихтевскоеопределениене отличаетсячеткостью, всеже ясно, чтооно относитсяк материалистическойфилософии,тогда как Кантименовал«догматизмом»одностороннерационалистическуюгносеологию,причем связаннуюс идеалистическо-теистическойонтологией.Когда Фихтезаявляет, что«догматизмтрансцендентен,ибо он идет запределы Я», топод «догматизм»подпадаеткантовскоеположение о«вещах-в-себе»как аффицирующихчувственностьобъективныхреальностях.Без всяких нато оснований,можно сказать,волюнтаристски«догматизм»становитсяу Фихте обозначениемматериалистическогорешения основноговопроса философии.Термин же«материализм»Фихте элиминировалс еще большейпоследовательностью,чем термин«идеализм».Таким образом,в терминологическомотношении Фихтепри рассмотренииглавных философскихнаправленийопределенноидет вспятьпо сравнениюс Кантом , иприменяемаяим путанаятерминологиянеправомерновозвышаетидеалистическиеучения, аматериалистическиестоль же неправомернопринижает (61.1. 96).
Заслуживаетвнимания утверждениеФихте, что «посколькудогматизм можетбыть последовательным,спинозизмявляется наиболеепоследовательнымего продуктом»(61. 7. 96). Это утверждениепримечательно,во-первых, каксвидетельствотого, что Фихтепод влияниемраспространенныхв немецкойфилософии после«спора о спинозизме»воззрений неразгляделограниченностиматериализмаСпинозы, и во-вторых,того, что французскийматериализмXVIII в. не был нипонят как болеепоследовательный,чем спинозовский, ни осмысленв своем специфическомсодержаниии обосновании.Все это оченьупростилозадачу опровержения«догматизма»,но одновременнообусловилоповерхностностьфихтеанскойкритики, известнуюее архаичность.
Вместес тем подчеркнем,что при характеристикесуществапротивоположностимежду материализмоми идеализмомФихте внесзначительныйвклад. Именно) Фихте высказалмысль о том,что материализми идеализмдиаметральнопротивоположнымобразом решаютвопрос об отношениимышления кбытию. Тем самымФихте с большойчеткостьювыделял основнойвопрос философиии давал весьмазрелое егоопределение, которое сталодоминирующимв последующейнемецкой классическойфилософии ив переработанномвиде было принятотакже марксизмом.Допуская одновременнорассмотреннуювыше терминологическуюпутаницу, Фихтеуказывал, что«догматик»идет от бытияк мышлению, т.е. Понимаетмышление какпроизводноеот бытия, вторичноепо отношениюк нему. «Критицист»же (последовательныйи подлинный!)идет , по Фихте, от мышленияк бытию, т. е.трактует бытиекак производноеот мышления, вторичное поотношению кнему. Отметим,что Фихте умышленноне называетданное бытиематериальным,хотя именноо такого родабытии идет речьв его рассуждениях.
Переходязатем к сравнительномурассмотрениюматериалистическогои идеалистическогорешений основноговопроса философии,Фихте поднимаетважную проблемусоциальнойобусловленностиих притягательностидля различныхлюдей. СогласноФихте, к материализму(«догматизму»)испытываюттяготение людипассивные,инертные,созерцательныев своем отношениик окружающейдействительности,а к идеализму(«критицизму»)— люди деятельные,волевые, стремящиесяактивно действовать«во вне» . В своемсуществе даннаятрактовкаискаженнохарактеризуетсоциальныефункции материалистическойи идеалистическойфилософии вXVIII в., когда набазе первойво Франции былапроведенаидеологическаяподготовкавеличайшейиз буржуазныхреволюцийНового времени, а вторая в лицеФихте (одноголишь Фихте!)представляла— притом сравнительнонедолго и безуспешно— лишь попыткувыступить вэтой роли поотношению ик протекавшимво Францииреальнымреволюционнымпеременам , ик желаемым им(но объективноневозможнымв то время)аналогичнымпеременам вГермании идругих странах.Но эта фихтевскаятрактовкапредставляетбольшой интересдля пониманияпричин тяготенияк субъективномуидеализмурадикальныхпредставителейнемецкой социальнопрогрессивнойфилософскоймысли 90-х годовXVIII в.
Основноеже вниманиепри сравненииматериализмас идеализмомФихте уделяетвопросу отеоретическойобоснованностисвойственныхим решенийвопроса оботношениимышления кбытию. ОтрицаниеФихте материалистическогорешения исчерпываетсяединственнымсоображением,которое совершеннонеубедительнопри непредвзятомподходе к нему:неясно, каквозможен переходот бытия к мышлению.Высказано этосоображениев предельноабстрактнойформе, без малейшейпопытки сделатькритическиезамечания вадрес материалистическихучений XVIII в.,выдвигавшихсолидно обоснованныеестественно-научнымиданными объяснениятого, как отнеорганическойматерии совершалсяпереход корганическомумиру , в ходеразвития котороговозник человек,обладающийспособностьюмыслить и вовсе большеймере реализующийэту способностьна протяжениисуществованиялюдского рода.Что касаетсяидеалистическогоположения опереходе мышленияв бытие, то в«наукоучении»много местазанимают оченьизобретательные,но тоже, в сущности,неубедительныерассуждения,призванныепоказать«очевидность»такого перехода.
Есликантовскийанализ мышлениянаправлялсяна такие егопроявления,как математические,естественнонаучныеи философскиетеории, то вниманиеФихте направленопрежде всегона живой процессиндивидуальногомышления, обращенногона самые обыденныевещи окружающегомира, напримерна стену аудитории,в которой читалисьфихтевские лекции. Предлагаясвоим слушателямпомыслить этустену ,Фихтезатем приглашалих сделатьпредметом мыслипредшествующийакт своегомышления. Призыв«мысли себяи подмечай, какты это делаешь»,уточнялсяуказанием:«Вникни в самогосебя; отвратисвой взор отвсего, что тебяокружает, инаправь еговнутрь себя— таково первоетребование,которое ставитфилософиясвоему ученику.Речь идет нео чем-либо, чтовне тебя, а толькоо тебе самом»(61. 1. 513, 413). Фихте придавалкардинальноезначениеосознаваемомупри этом факту,что мышление,являющеесясубъективнойдеятельностью,может делатьсвоими объектамитакже собственныеакты. Необоснованностирая граньмежду такогорода объектамии объектамикак внешнимивещами, Фихтеутверждал, чтоему удалосьпоказать«очевидность»перехода мыслительнойсубъективностив принципиальнолюбую объективностьи что это именнопереход мышленияв бытие. В действительностиже Фихте идеалистическисводил бытиек мышлению итолько за счетпроизведеннойдезобъективациибытия создавалвидимость егопорождениямышлениемсубъекта.
Кантвысказываясвое мнениеоб этом основополагающемаспекте теоретическойфилософииФихте, заявил,что «чистоенаукоучениеесть………толькологика , котораяне достигаетс своими принципамиМатериальногообъекта 'познавания, но отвлекаетсяот содержанияэтого последнего...старатьсявыковать изасе некоторыйреальный объектбыло бы напрасным,а потому и никогдане выполнимымтрудом...». Вынужденныйтакже в целомопределитьсвое Отношениек «наукоучению»в связи с утверждениямиФихте , что его«система нечто иное, каксистема Канта,т. е. Она содержиттот же взглядна предмет»и отличаетсяот кантовскойлишь способомизложения. Кантпублично назвал«фихтевскоенаукоучениесовершеннонесостоятельнойсистемой»,которую невернорассматриватькак «подлинныйкритицизм».Кант писалпоэтому о своемтвердом намерении«отгородитьсяот всякогоучастия в этойфилософии».Это «отлучение»себя от «критической»философии еепатриархомФихте остроумнодезавуировалпосредствомобнародованиявыдержки изранее полученногоим письма Канта,который писал,что вследствиепреклонностиего возрастаон видит себяспособнымработать «почтиисключительнотолько в практическойсфере» и предоставляет«другим делотонкого теоретическогоумозрения...».То, что в этомкантовскомписьме моглобыть простовежливым итонко ироничнымвыражениемнесогласияс «умствованиями»Фихте , последнийинтерпретировалв том выгодномдля себя смысле,что «Кант, достигнувпосле полнойтрудов жизнипреклонноговозраста, признаетсебя неспособнымвникнуть всовершенноновые умозрения»(61, 1. LXI—LXII, 410,XIV). На дележе Кант приобсуждениифихтевскихпопыток вывестиобъективноеиз субъективноговыказал большуюпроницательностьи трезвостьфилософскогосуждения, чемего оппонент,находившийсяв расцветесвоих умственныхсил. Важно, чтов ходе этойполемики былодостаточночетко определеносущественноеотличие фихтевскогопоследовательноидеалистическогорешения основноговопроса философииот дуалистическогорешения этоговопроса Кантом.Это способствовалоосознанию тогофакта, что фихтевское-«наукоученне»представляетсобой качественноновую формуидеализглапо сравнениюс кантовским«трансцендентальнымидеализмом».
Приобоснованиии последующемразвертываниитезиса о переходеот мышленияк бытию Фихтев модифицированнойформе восстанавливалдва краеугольныхположенияпрежней «метафизики»,отвергнутыхКантом какнесостоятельные.Во-первых, этоположение обинтеллектуальнойинтуиции какдействительноми фундаментальномсредстве философскогопознания.«Интеллектуальноесозерцание, утверждалФихте, — естьединственнопрочная точказрения длявсякой философии.Исходя из нееи только исходяиз нее, можнообъяснить все,что происходитс сознанием».Во-вторых, этоположение очистом разумекак надежноми единственномподлинномсозидателефилософскогознания. «Я,—писалФихте,—долженв своем мышленииисходить изчистого Я имыслить егокак абсолютносамодеятельное, неопределенное через вещи, аопределяющеевещи» (61, 7.456). Провозглашениеопределенностивсех вещей «я»означало вместес тем обоснованиеих познаваемостидля мышления.Наряду с кантовскимдуализмом Фихтепосредствомидеалистическогомонизма преодолевали кантовскийагностицизм.Все это вместевзятое, велок тому, чтофихтевский«критицизм», в отличие откантовского,оказалсявосстановителемидеалистической«метафизики»и сам выступилкак ее обновленноепроявление.
Три«основоположения».Утверждениеоб абсолютнойсамодеятельностии самоопределяемостимыслящего «я»представляетсобой первоеиз трех основоположении, в которыхвыражаетсяфихтевскоенаукоучение.Помимо толькочто рассмотренногоподхода к этомуосновоположению , у Фихте имеетсятакже другой,более теоретичныйподход, имеющийзначение обоснования.В нем исходнымпунктом являютсявысказываниятождества: Аесть А, или А =А. По Фихте ,способность«я» к такимвысказываниямможет бытьпонята толькокак следствиетого, что само«я» тождественносебе, что «я»есть «я», «я»= «я». Фихтенастаиваетна том) что всвою очередьпонять этусамотождественность«я» можно лишькак результаттого, что оносамо себя полагает, само себя созидает.Из этого положениявыводитсяследующая,наиболее адекватнаяформулировкапервого основоположения:«Я полагаетЯ».
Фихтеуказывает , чтосамополагание«я» неотделимоот его самопознания,так что для «я»характернадвуединаядеятельность: созидательная(именуемая«практической»)и познавательная(именуемая«теоретической»).Вводя понятиепрактики в самусвою теоретическуюфилософию,Фихте ставитважную гносеологическуюпроблему единстватеории и практикив процессепознания. Однакокак постановка,так и решениеэтой проблемыидеалистическимистифицированыв «наукоучении».К фихтевскойи другим аналогичнымтрактовкамв немецкойклассическойфилософииактивностисознания относитсязамечание К.Маркса, чтоидеализм разрабатывалвопросе деятельнойстороне сознания«только абстрактно,так как идеализм,разумеется,не знает действительной,чувственнойдеятельностикак таковой»(1, 3. 1).
Глубокуюсодержательностьпервому основоположениюпридает рассмотрениеФихте в егорамках такоговзаимодействиясубъекта иобъекта, котороефактическивключает в себяобъективнуюреальность.Правда, вначалеФихте отдаетобильную даньсвоей установкена выведениеобъективностииз мыслящего«я», относительнокоторого онзаявляет, что«Я должно бытьрассматриваемоне как чистыйсубъект, какего до сих порпочти вездерассматривали,а как субъект-объект...».Согласно Фихте,в этом «я»«субъективноеи объективноеслиты ... воедино»потому , что всвоем созерцании«Я полагаетнеобходимосамого себя...».Фихтевскоеутверждениеоб изначальномединстве субъектаи объекта какключе к пониманиюпоследующей«связи междусубъектом иобъектом» вошлов состав и другихидеалистическихучений немецкойклассическойфилософии, какфундаментальноеположение.
Кпроблеме отраженияв человеческомсознании объективнойреальностиФихте подходитпри усмотрениии осмыслениитого факта, что«одни из нашихпредставленийсопровождаютсячувством свободы, другие — чувствомнеобходимости...».Фихте поясняет, что «одни изних являютсянам как всецелозависящие отнашей свободы»,а «другие определениясознания мыотносим, какк их образцу,к какой-то истине,которая должнаутверждатьсянезависимоот нас», такчто «мы находимсебя связаннымив определенииэтих представлений»тем, что они«должны согласовыватьсяс этой истиной».Здесь под внешней«истиной»подразумеваетсявещь , с которойдолжно согласовыватьсяпредставлениео ней. Ответ навопрос «каковооснованиесистемы представлений,сопровождающихсячувствомнеобходимости»,Фихте отнеск числу важнейшихзадач философии.Назвав системуэтих представлений«опытом», Фихтезаявил, что«философия...должна показать основания всякого опыта»(61. 1. 413-414).
Основанием«опыта» Фихтепровозгласилспособность«я» к противоположению, т. е. к полаганию«не-я» . К усмотрениюэтой способностиФихте шел отанализа противополагающихвысказываний,резюмируемыхформулой — А А, считая, чтоподобные высказываниявозможны потому,что «я» полагает«не-я»: «Скольнесомненнасреди фактовэмпирическогосознания наличностьбезусловногопризнаниядостоверностиположения —А А, столь женесомненноЯ противополагаетсянекотороене-Я». Называя«не-я» всюобъективнуюреальность,прежде всегомир материальныхвещей, Фихтенеоправданнополагал, чтоему с абсолютнойубедительностьюудалось показатьпроизводностьэтой реальностиот деятельности•мыслящего«я». «Тут, — писалФихте об этойидеалистическойточке зрения, — ясно, как солнце,обнаруживаетсято, чего не моглипонять столькиефилософы, неосвободившиесяеще, на их кажущийсякритицизм, оттрансцендентногодогматизма(это выпад противКанта. — В. К.), аименно, что Яможет развитьвсе, что толькодолжно происходитьв нем когда-либо,исключительноиз себя самого,ни самомалейшимобразом невыходя при этомза свои пределыи не разрываясвой круг...»(61. 1. 81, 268). Утверждение«Я полагаетне-Я», которымуглубляетсяи конкретизируетсяфихтевскийсубъективныйидеализм, — этовторое основоположение«наукоучения».Однако в ходеразвертыванияэтого основоположенияоно, наполняясьопределенным реальнымсодержанием,оказываетсявместе с темведущим к переходуот субъективногоидеализма напозиции объективногоидеализма.
Впротивоположностьмыслящему «я»Фихте охарактеризовал«не-я» как чувственновоспринимаемое.Чувственныйхарактер «не-я»Фихте пытался«дедуцировать»из того, в сущности,постулативного, не обосновываемогосамим «наукоучением»положения, Что«Я должносозерцать»:'Отсюда следовало, по Фихте , что«Я должно полагатьсебя как созерцающее»,в салу чего онополагает и«нечто созерцаемое»,которое «необходимоесть некотороене-я» (61. 1. 205). ФактическиФихте стремилсяобъяснить тотреальный факт, что действительныеобъекты выступаютпервоначальнов сознании какчувственносозерцаемые,давая этомуфакту, в отличиеот Канта, идеалистическуюинтерпретацию.
Вместес тем в фихтевскойхарактеристикедеятельности«я» по полаганию«не-я» имеетсяНемало аналогийтому, как втрансцендентальнойаналитике Кантатрактоваласьдеятельностьрассудка посозиданию «мираявлений». Так;Фихте объявляетназваннуюдеятельность«я» бессознательной.Предлагая этокак «объяснение»того, что беззнания, выдвигаемого«наукоучением»,мы «неизбежнодолжны предполагать, что получаемизвне то, чтопроизводимсами, нашимисобственнымисилами и согласнонашим собственнымзаконам» (61. 1.269). Перед намиидеалистическоепсевдообъяснениенепоколебимойубежденностиобыденногосознания (атакже материалистическихутвержденийфилософов) ,что чувственновоспринимаемыевещи не порожденычеловеческимсознанием, асуществуютвне и независимоот него.
Откантовскогоучения о «схематизме»находится взависимостиутверждениеФихте, что «полаганиесозерцаемого' совершаетсячерез силувоображения».Это , несомненно,модификациякантовскоговзгляда на«продуктивноевоображение»и его функции.В известнойзависимостиот Канта находитсяи положениеФихте о рассудкекак такой«способностидуха», благодарякоторой осуществляется«хранение»и «закрепление»того, что создано«силой воображения».«Закрепление»состоит, собственно,в том, что именнов результатедеятельностирассудка «получаетсянаше твердоеубеждение ореальностивещей вне нас...».По Фихте, «силавоображениятворит реальность;но в ней самойнет никакойреальности;только черезусвоение иовладение врассудке еепродукт становитсячем-то реальным».Значит, лишьв рассудке«впервые идеальноестановитсяреальным», ипотому рассудокможет бытьопределен как«способностьдействительного»(61. 1. 206, 209, 210).
Развернувэту субъективно-идеалистическуютрактовку«не-я», Искусноиспользующуюряд важнейшихположенийкантовскогоучения о рассудке, Фихте затемсам наноситпо ней сокрушительный,хотя и на первыйвзгляд, неявный,удар. Он состоитв признаниитого, что для«действительнойжизни» «я»недостаточноего внутреннихресурсов, а«нужен ещенекоторыйособый толчокна Я со стороныне-Я» (61. 1. 258). Исследователифихтевскойфилософиисправедливоусматриваютв признаниинеобходимоститакого «толчка»неосознанноевосстановлениеосновной функциикантовской«вещи-в-себе»,указывая, что«тень» этойвещи неотступнопреследует«наукоучение»,которое вначалерешительноотвергло еереальность.Конечно, притрансформации«вещи-в-себе»в фихтевское«не-я» онаподвергласьидеалистическомупереосмыслению,однако вместес тем само это«не-я» оказывалосьнаделяемымсвойствамиобъективнойреальности.
Главнаяиз них — этоактивность«не-я», признаваемаяи даже подчеркиваемаяна данной стадии«наукоучения»в связи с объяснениемтой «страдательности»(пассивности),которая снеобходимостьюприсуща «я»при «созерцании»,чувственномвосприятииим предметов.«Яне можетполагать в себеникакогострадательногосостояния, неполагая в не-Ядеятельности,—указывал Фихте,—но оно не можетположить в не-Яникакой деятельности,не положив себенекоторогострадания».Заметим, чтоуказываемыездесь «страдательное»состояние «я»и «деятельное»состояние«не-я»: характеризуют«я» и «не-я»совсем иначе, чем на предшествующихстадиях «наукоучения», когда «я»определялоськак всецело«деятельное»,а «не-я» —каквсецело «страдательное».«Я» и «не-я»теперь включилив себя определениясвоих противоположностейи в результатеэтого оказалисьнастолькосходными, чтосам Фихте выражаетнедоумениепо поводу того,«как вообщепри таких условияхразличать ещеЯ и не-Я? Ибо тооснованиеразличия междуними, благодарякоторому первоедолжно бытьдеятельно, авторое страдательно , отпало...» (61. 1: 125,135).
Натолкнувшисьна эту трудность,вызваннуюстремлениемпонять реальноевзаимодействиесубъекта иобъекта в процессепознания спозиций субъективногоидеализма,Фихте выдвигаеттретье 'основоположение , которое имеетиной, объективно-идеалистическийсмысл и резюмируетсятак: «Я» полагает«я» и «не-я» .«Я» с большойбуквы обозначаетв этом основоположении«всеобщее Я»,которое в ходесвоей созидательнойдеятельностиразделяетсяна «эмпирические»«я» и «не-я»,иначе называемыееще «делимыми».Как пишет Фихте,«я противополагаюв Я делимомуя делимое не-я.За пределыэтого познанияне заходитникакая философия;добраться жедо него должнакаждая основательнаяфилософия; и,поскольку онаэто делает, онастановитсянаукоучением»(61. 1. 87). «ВсеобщееЯ» именуетсяФихте еще«абсолютным».Фактическионо выступаетв «наукоучении»как над индивидуальный, сверхчеловеческий,мировой дух(и потому фихтевское"наименованиеего «Я» заключаетв себе некорректность).Это «Я» подуглом зренияприписываемойему все созидающейфункции можетбыть названодуховной субстанцией,что достаточноясно выразилсам Фихте: «ПосколькуЯ рассматриваетсякак охватывающеев себе весь ивсецело определенныйкруг всяческихреальностей,оно есть субстанция»(61.7. 119). Данный поворот«наукоучения»явился ещеодним (послеаналогичногоповорота берклиевскойфилософии вначале XVIII в.) яркимсвидетельствомневозможностипостроениясистемы идеалистическойфилософии насубъективистскойоснове . Надосказать, чтообъективно-идеалистическаятенденция можетбыть обнаруженауже в первомосновоположении«наукоучения».
Интеллектуальнаядрама Фихтесостояла в том, что сам он неосознавалналичия в«наукоучении»двух существенноразнородныхидеалистическихтенденций ине усматривалотсутствияубедительногообоснованияперехода ктретьемуосновоположению.Указания жемногих вдумчивыхслушателейфихтевскихлекций и читателейего произведенийна эту необоснованностьповергли егов крайнеераздражение.Попытки Фихтесвести несогласиес его ходоммысли к их«непонятливости»и настаиваниена том, что названныйпереход «ясен,как солнце»,вызывали сильноеответное раздражение.Ансельм Фейербах(отец ЛюдвигаФейербаха),возмущенныйфихтевскимавторитаризмомпри утверждениисвоего «наукоучения»,писал: «Я заклятыйвраг Фихте какбезнравственногочеловека , иего философии,как отвратительнейшегоисчадия суемудрия,изувечивающегоразум и выдающегоза философию вымыслы разнузданной фантазии...СФихте опасноне соглашаться.Эта неукротимыйзверь, не выносящийникакогосопротивленияи считающийкаждого врагасвоего безумияврагом своейличности. Яубежден, чтоон был бы способенразыграть изсебя Магомета,если бы ещебыли магометовывремена, и вводитьсвое наукоучениемечом и темницами,если бы егокафедра былакоролевскимтроном» (Цит.по: 73. 6. 139-140).
Расходящаясяс субъективнымидеализмомтенденцияфихтевского«наукоучения»представляласобой , по сутидела, первыйшаг, неосознанныйи непоследовательный, на пути близящейсярешительнойпереориентацииШеллингом иГегелем немецкойклассическойфилософии наобъективно-идеалистическоесистемосозидание.
Антитетическаядиалектика.Важнейшеедостижение«наукоучения»— это осуществлявшаясяв его рамкахразработкаФихте диалектическогоспособа мышления.Отталкиваясьот кантовской«антитетики»и вместе с темизбавляясьот свойственногоКанту отрицанияее познавательнойзначимости,Фихте назвал«антитетическим»как способдеятельности«я», так и способпостроения«наукоучения».Фихте трактовал«антитетику»как такой процесссозидания ипознавания,которому присущтриадическийритм полагания,отрицания исинтезирования , причем" последнеевыступает какновое полагание(тезис), за которымопять с необходимостьюследует противополагание(антитезис) ,синтез и т. д.Тем самым подименем «антитетики»утверждалисьдиалектическиепо своей сутипринципы познающегомышления идиалектическиеопределениясамой познаваемойреальности.Хотя и в чрезвычайноабстрактнойформе, у Фихтевырабатывалосьпониманиепротиворечивостивсего сущего,единствапротивоположностейи взгляд напротиворечиекак источникразвития.
Кантовскуюстатику в пониманиикатегорий Фихтезаменил диалектическойдинамикой. ДляФихте категорииэто не наличнаясовокупностьаприорных формрассудка, асистема, развивающаясяв ходе деятельности«я». Посколькупоследняяохарактеризованапод углом зрениявзаимодействиясубъекта иобъекта, постолькукатегориипредстают в«наукоучении»фактическикак обязательноимеющие объективноесодержание,являющиесяинтеллектуальнымиотражениямивещей. Именнов ходе взаимодействия«я» и «не-я»возникают, поФихте, категорииреальностии отрицания,делимости,границы качественнойи количественнойопределенности,взаимодействияи причинности.На пути такогорода «дедукции»категорий Фихтесделал лишьсамые первыешаги, но открываемыйим при этомпуть оказалсячрезвычайноперспективным.
Таковже намеченныйФихте путь«дедукции»логическихзаконов. И они,по его мнению,выдвигаютсяв мышлении помере развитияего познавательнойактивностии имеют онтологическиеоснования. Так,закон тождестварассматриваетсяФихте как логическоевыражениепервого основоположения, закон противоречияи исключенноготретьего —второго основоположения,закон достаточногооснования —третьегоосновоположения.Заслуживаетвниманияпроявляющееся при этом стремлениеФихте понятьформально-логическиезаконы какорганическисвязанные с«антитетическим»движением ипорожденныеим, а не чужеродные.
Привсей краткостии неразвитостирассматриваемыхположений ониимели громадноеисторическоезначение, потомучто явилисьпервым эскизомдиалектическойлогики. Онипридавалидиалектическийхарактер замыслусозданиясодержательнойлогики, выдвинутомуКантом и воспринятомуФихте.
Препятствиемдля более глубокойразработкидиалектикиявилось отсутствиев «наукоучении»основательногоосмысленияприроды. ПолапидарнойхарактеристикеК.> Маркса, в этомучении представлен«метафизическипереряженныйдух в его оторванностиот природы...»(1. 2. 154). Этот дефектблокировали развитие'наукоученияв целом, из-зачего теоретическаяфилософия Фихтеоказалась сначала XIX в. всостояниинепреодолимогокризиса и началадеградировать.
Поворотк теософии.Пытаясь в спорахс Шеллингом, упрекавшимфихтевскийидеализм засубъективистскуюодносторонность, отстоять притязание«наукоучения»быть всеобъемлющейи единственноверной философией,Фихте с 1802 г. сталхарактеризоватьего как «абсолютноезнание», которое«сочленено»с «абсолютом»и являетсяединственнымвозможным егопроявлением.Утверждениео том, что в«наукоучении»нужно «исходитьиз абсолютногознания» разительноотличалосьот прежнегонастаиванияФихте на самосознающеми самодеятельном«я» как исходномпункте «наукоучения».Сосредоточившисьна уяснениитого, что представляетсобой «абсолют»,Фихте постепенноподходит котождествлениюего с богом ,заявляя в«Наставлениик блаженнойжизни» (1806) , что«между абсолютом,или богом, изнанием в егоглубочайшемжизненном корненет никакогоразделения, они оба растворяютсядруг в друге»(Цит. по: 7, 199). С этоговремени фихтевскаятеория быстроутрачиваетфилософскийхарактер и ,сохраняя ещеназвание«наукоучение»,вырождаетсяна деле в бессодержательнуютеософию, сутькоторой в работе«Наукоучениев его общихчертах» (1810) резюмируетсятаким пассажем:«...если знаниедолжно все-такисуществовать, не будучи самимбогом, то, таккак нет ничего,кроме бога, ономожет быть всеже лишь самимбогом вне егосамого; бытиембога вне егобытия; егообнаружением,в котором онбыл бы совсемтак, как он есть...»
Назначениечеловека.
Некак исследование,но как излияниепорыва чувствапосле исследованияпосвящает этилисты своимдоброжелателями друзьям ввоспоминаниео блаженныхчасах, которыепережил он сними в общемстремлениик истине
ИоганнГотлиб Фихте
Мыдо конца измериличеловеческийдух, мы положилиоснование, накотором можетбыть построенанаучная системакак найденноеизложениеизначальнойсистемы в человеке.Мы делаем взаключениекраткий обзорцелого. Философияучит нас всеотыскиватьв Я. Впервыечерез Я входятпорядок и гармонияв мертвую ибесформеннуюмассу. Единственночерез человекараспространяетсягосподствоправил вокругнего до границего наблюдения,и насколькоон продвигаетдальше этопоследнее, темсамым продвигаютсядальше порядоки гармония. Егонаблюдениеуказывает вбесконечноммногообразиикаждому своеместо, чтобыничто не вытеснялодругое, оновносит единствов бесконечноеразнообразие.Через негодержатся вместемировые телаи становятсяединым организованнымтелом , черезнего вращаютсясветила поуказаннымипутям. ЧерезЯ утверждаетсяогромная лестницаступеней отлишая до серафима,в нем — системавсего мирадухов, и человекимеет правоожидать, чтозакон, которыйон дает себеи этому миру,должен иметьсилу для него;он имеет правождать его общегопризнания вбудущем.
В Я лежит верноеручательство,что от негобудут распространятьсяв бесконечностьпорядок и гармониятам, где их ещенет, что одновременнос подвигающейсявперед культуройчеловека будетдвигаться икультура вселенной.Все, что теперьеще бесформеннои беспорядочно,разрешитсячерез человекав прекраснейшийпорядок, а то,что теперь ужегармонично,будет, согласнозаконам, доселееще не развитым,становитьсявсе гармоничнее.Человек будетвносить порядокв хаос и планв общее разрушение,через негосамое тлениебудет строитьи смерть будетпризывать кновой прекраснойжизни.
Таковчеловек, еслимы рассматриваемего только какнаблюдающийум; что же онесть, если мымыслим его какпрактически-деятельнуюспособность?
Онвкладываетне только необходимыйпорядок в вещи,он дает им такжеи тот, которыйон произвольновыбрал ; там ,где он вступает,пробуждаетсяприрода; подего взглядомготовится онаполучить отнего новое,более прекрасноесоздание. Ужеего тело естьсамое одухотворенное,что толькомогло образоватьсяиз окружающейего материи;в его атмосферевоздух становитсялегче, климатмягче и природапроясняетсяв надеждепревратитьсячерез него вжилище и хранительницуживых существ.Человек предписываетсырому веществуорганизоватьсяпо его идеалуи предоставитьему материал,в котором оннуждается. Длянего вырастаетто, что раньшебыло холодными мертвым, впитающее зерно,в освежающийплод, в оживляющуювинограднуюлозу; и веществовырастет длянего во что-нибудьдругое, какскоро он предпишетему иначе. Вокругнего облагораживаютсяживотные, ониотрешаютсяпод его осмысленнымвзглядом отсвоей дикостии получаютболее здоровуюпищу из руксвоего повелителя,за которую ониему воздаютдобровольнымпослушанием.
Болеетого, вокругчеловекаоблагораживаютсядуши; чем большекто-либо — человек,тем глубже ишире действуетон на людей, ито, что носитистинную печатьчеловечности,будет всегдаоценено человечеством,каждому чистомупроявлениюгуманностиоткрываетсякаждый человеческийдух и каждоечеловеческоесердце. Вокругвысшего человекалюди образуютсреду, в которойприближаетсябольше всегок центральнойточке тот, ктоотличаетсянаибольшейгуманностью.
Человеческиедуши стремятсяи усиливаютсяобъединитьсяи образоватьодин дух вомногих телах.Все суть одинрассудок и однаволя и участвуют,тогда как сотрудникив великом единственновозможном планечеловечества.Высший человекс силою подъемлетсвой век наболее высокуюступень человечества;оно оглядываетсяназад и изумляетсятой пропасти,через которуюоно перенеслось;десницей великанавыхватываетвысший человекиз летописирода человеческоговсе то, что онможет схватить.
Разбейтету хижину изпраха земного,в которой онживет! Он посвоему существованию,безусловно,независим отвсего, что внеего; он естьтолько черезсебя самого;и уже в хижинеиз праха онимеет чувствоэтого существования;в моменты своегоподъема, когдавремя и пространство,и все, что неесть он сам,исчезает длянего, когда егодух могущественноотделяетсяот тела и затемопять добровольновозвращаетсяв него, дабыпреследоватьцель, которую он только черезтело можетвыполнить.Разделите двепоследние,соседние пылинки,которые теперьего окружают,он все же будетсуществоватьи существоватьон будет, потомучто он этогозахочет. Онвечен черезсебя самогои собственнойсилой.
Стесняйте,расстраивайтеего планы! Выможете задержатьих, но что значиттысяча и пакитысяча лет влетописичеловечества?То же, что легкийутренний сонпри пробуждении.Высший человекпребывает ипродолжаетдействовать;и то, что кажетсявам исчезновением,есть толькорасширениеего сферы; чтовам кажетсясмертью, естьего зрелостьдля высшейжизни. Краскиего планов ивнешние формыих могут длянего исчезнуть, план же егоостанется тотже; в каждыймомент егосуществованияон выхватываети вводит в свойкруг действиячто-либо но-
воеиз внешнейсреды и не перестаетвыхватывать,доколь не поглотитвсего в этомкруге, докольвся материяне будет носитьпечати егодействия и вседухи не образуютединый дух сего духом.
Таковчеловек; таковкаждый, ктоможет самомусебе сказать:Я — человек. Недолжен ли ониспытыватьсвященногоблагоговенияперед самимсобой, трепетатьи содрогатьсяперед собственнымсвоим величием.Таков каждый,кто может мнесказать: Я семь.Где бы ты нижил, ты, что носишьчеловеческийобраз, приближаешьсяли ты к животным,под палкойпогонщика сажаясахарный тростник,или греешьсяты на берегахОгненной Землиу огня, которыйне сам ты зажег, пока он не погаснети только плачешь,что он не хочетсам себя поддерживать,являешься литы мне самымжалким и отвратительнымзлодеем, все-такиты — то же, чтои я, ибо ты можешьсказать мне:Я есмь. Ты всеже мой товарищ,мой брат. О, ястоял, конечно,когда-то на тойже ступеничеловечества,на которойстоишь ты теперь, ибо это естьодна из ступенейчеловечестваи на этой лестниценет скачков;быть может, ястоял на нейбез способностиясного сознания;быть может, ятак быстро иторопливо надней поднялся,что не имелвремени возвестив сознание моесостояние; ноя, разумеется,стоял некогдатам, и ты будешьнеизбежно там,где я теперь,и_ продолжитсяли это миллионымиллион размиллионы лет— что есть время?ты неизбежнобудешь стоятькогда-нибудьна той же которойя теперь стою; ты будешь стоятьна той ступени, на которой ямогу на тебяи ты на меняможешь воздействовать.Ты также будешькогда-нибудьвовлечен в мойкруг и вовлечешьменя в твой; япризнаю тебятакже когда-нибудькак сотрудникав моем великомплане. Для меня,который есмьЯ — таков каждый,который естьЯ. Как же мнене содрогатьсяперед величиемчеловеческогообраза и передБожеством,которое, бытьможет , и в таинственномсумраке, но,однако же, неизбежноживет в храме,носящем печатьэтого образа.
Земляи небо, времяи пространство,и все границычувственностиисчезают дляменя при этоймысли; как жене исчезнетдля меня и индивид?К нему я не приведувас обратно!
Всеиндивиды заключаютсяв Едином великомЕдинстве чистогоДуха*, пустьбудет это — топоследнееслово, которымя вверяю себявашей памяти;и пусть этобудет именнота память обомне, которойя себя вверяю.
*Дажене зная моейсистемы, невозможноэти мысли считатьза спинозизм,если только,по крайнеймере, пересмотретьход этого рассужденияв целом. Единствочистого духаесть для менянедосягаемыйидеал, последняяцель, котораяникогда небудет осуществленав действительности.
Списокиспользованной литературы.
Фихте.Назначениечеловека ..Соч.:в2 т.-т.2.-Спб , 1993 .-с.65-225.
Фихте.Наукоучениев его общихчертах. Соч.:в2 т.-т.2.-Спб , 1993 .-с.771-791.
Фихте.О достоинствечеловека. . Соч.:в2 т.-т.1.-Спб , 1993 .-с.435-443.
Фихте.Ясное ,как солнцесообщениеширокой публикео сущностиновейшей философии.Соч.:в2 т.-т.1.-Спб , 1993 .-с.653-669.
Булгаков.С. Н. Экскурсо Фихте . Соч.в 2 т.-т.1.,-м.,1993г.-с.490-519.
Кузнецов. В. Н .Немецкаяклассическаяфилософия второй половины18-начала 19века.-М.,1989г.-с126-160.
ИоганнГотлиб Фихте Синюгин.С. Ю.95-ЗБУ
Не какисследование,но как излияниепорыва чувствапосле исследованияпосвящает этилисты своимдоброжелателями друзьям ввоспоминаниео блаженныхчасах, которыепережил он сними в общемстремлениик истине
ИоганнГотлиб Фихте
Мы доконца измериличеловеческийдух, мы положилиоснование, накотором можетбыть построенанаучная системакак найденноеизложениеизначальнойсистемы в человеке.Мы делаем взаключениекраткий обзорцелого. Философияучит нас всеотыскиватьв Я. Впервыечерез Я входятпорядок и гармонияв мертвую ибесформеннуюмассу. Единственночерез человекараспространяетсягосподствоправил вокругнего до границего наблюдения,и насколькоон продвигаетдальше этопоследнее, темсамым продвигаютсядальше порядоки гармония. Егонаблюдениеуказывает вбесконечноммногообразиикаждому своеместо, чтобыничто не вытеснялодругое, оновносит единствов бесконечноеразнообразие.Через негодержатся вместемировые телаи становятсяединым организованнымтелом, черезнего вращаютсясветила поуказаннымипутям. ЧерезЯ утверждаетсяогромная лестницаступеней отлишая до серафима,в нем — системавсего мирадухов, и человекимеет правоожидать, чтозакон, которыйон дает себеи этому миру,должен иметьсилу для него;он имеет правождать его общегопризнания вбудущем.
ВЯ лежит верноеручательство,что от негобудут распространятьсяв бесконечностьпорядок и гармониятам, где их ещенет, что одновременнос подвигающейсявперед культуройчеловека будетдвигаться икультура вселенной.Все, что теперьеще бесформеннои беспорядочно,разрешитсячерез человекав прекраснейшийпорядок, а то,что теперь ужегармонично,будет, согласнозаконам, доселееще не развитым,становитьсявсе гармоничнее.Человек будетвносить порядокв хаос и планв общее разрушение,через негосамое тлениебудет строитьи смерть будетпризывать кновой прекраснойжизни.
Таковчеловек, еслимы рассматриваемего только какнаблюдающийум; что же онесть, если мымыслим его какпрактически-деятельнуюспособность?
Онвкладываетне только необходимыйпорядок в вещи,он дает им такжеи тот, которыйон произвольновыбрал; там,где он вступает,пробуждаетсяприрода; подего взглядомготовится онаполучить отнего новое,более прекрасноесоздание. Ужеего тело естьсамое одухотворенное,что толькомогло образоватьсяиз окружающейего материи;в его атмосферевоздух становитсялегче, климатмягче и природапроясняетсяв надеждепревратитьсячерез него вжилище и хранительницуживых существ.Человек предписываетсырому веществуорганизоватьсяпо его идеалуи предоставитьему материал,в котором оннуждается. Длянего вырастаетто, что раньшебыло холодными мертвым, впитающее зерно,в освежающийплод, в оживляющуювинограднуюлозу; и веществовырастет длянего во что-нибудьдругое, какскоро он предпишетему иначе. Вокругнего облагораживаютсяживотные, ониотрешаютсяпод его осмысленнымвзглядом отсвоей дикостии получаютболее здоровуюпищу из руксвоего повелителя,за которую ониему воздаютдобровольнымпослушанием.
Болеетого, вокругчеловекаоблагораживаютсядуши; чем большекто-либо — человек,тем глубже ишире действуетон на людей, ито, что носитистинную печатьчеловечности,будет всегдаоценено человечеством,каждому чистомупроявлениюгуманностиоткрываетсякаждый человеческийдух и каждоечеловеческоесердце. Вокругвысшего человекалюди образуютсреду, в которойприближаетсябольше всегок центральнойточке тот, ктоотличаетсянаибольшейгуманностью.
Человеческиедуши стремятсяи усиливаютсяобъединитьсяи образоватьодин дух вомногих телах.Все суть одинрассудок и однаволя и участвуют,тогда как сотрудникив великом единственновозможном планечеловечества.Высший человекс силою подъемлетсвой век наболее высокуюступень человечества;оно оглядываетсяназад и изумляетсятой пропасти,через которуюоно перенеслось;десницей великанавыхватываетвысший человекиз летописирода человеческоговсе то, что онможет схватить.
Разбейтету хижину изпраха земного,в которой онживет! Он посвоему существованию,безусловно,независим отвсего, что внеего; он естьтолько черезсебя самого;и уже в хижинеиз праха онимеет чувствоэтого существования;в моменты своегоподъема, когдавремя и пространство,и все, что неесть он сам,исчезает длянего, когда егодух могущественноотделяетсяот тела и затемопять добровольновозвращаетсяв него, дабыпреследоватьцель, которую он только черезтело можетвыполнить.Разделите двепоследние,соседние пылинки,которые теперьего окружают,он все же будетсуществоватьи существоватьон будет, потомучто он этогозахочет. Онвечен черезсебя самогои собственнойсилой.
Стесняйте,расстраивайтеего планы! Выможете задержатьих, но что значиттысяча и пакитысяча лет влетописичеловечества?То же, что легкийутренний сонпри пробуждении.Высший человекпребывает ипродолжаетдействовать;и то, что кажетсявам исчезновением,есть толькорасширениеего сферы; чтовам кажетсясмертью, естьего зрелостьдля высшейжизни. Краскиего планов ивнешние формыих могут длянего исчезнуть,план же егоостанется тотже; в каждыймомент егосуществованияон выхватываети вводит в свойкруг действиячто-либо но-
воеиз внешнейсреды и не перестаетвыхватывать,доколь не поглотитвсего в этомкруге, докольвся материяне будет носитьпечати егодействия и вседухи не образуютединый дух сего духом.
Таковчеловек; таковкаждый, ктоможет самомусебе сказать:Я — человек. Недолжен ли ониспытыватьсвященногоблагоговенияперед самимсобой, трепетатьи содрогатьсяперед собственнымсвоим величием.Таков каждый,кто может мнесказать: Я семь.Где бы ты нижил, ты, что носишьчеловеческийобраз, приближаешьсяли ты к животным,под палкойпогонщика сажаясахарный тростник,или греешьсяты на берегахОгненной Землиу огня, которыйне сам ты зажег,пока он не погаснети только плачешь,что он не хочетсам себя поддерживать,являешься литы мне самымжалким и отвратительнымзлодеем, все-такиты — то же, чтои я, ибо ты можешьсказать мне:Я есмь. Ты всеже мой товарищ,мой брат. О, ястоял, конечно,когда-то на тойже ступеничеловечества,на которойстоишь ты теперь,ибо это естьодна из ступенейчеловечестваи на этой лестниценет скачков;быть может, ястоял на нейбез способностиясного сознания;быть может, ятак быстро иторопливо надней поднялся,что не имелвремени возвестив сознание моесостояние; ноя, разумеется,стоял некогдатам, и ты будешьнеизбежно там,где я теперь,и_ продолжитсяли это миллионымиллион размиллионы лет— что есть время?ты неизбежнобудешь стоятькогда-нибудьна той же которойя теперь стою;ты будешь стоятьна той ступени,на которой ямогу на тебяи ты на меняможешь воздействовать.Ты также будешькогда-нибудьвовлечен в мойкруг и вовлечешьменя в твой; япризнаю тебятакже когда-нибудькак сотрудникав моем великомплане. Для меня,который есмьЯ — таков каждый,который естьЯ. Как же мнене содрогатьсяперед величиемчеловеческогообраза и передБожеством,которое, бытьможет, и в таинственномсумраке, но,однако же, неизбежноживет в храме,носящем печатьэтого образа.
Земляи небо, времяи пространство,и все границычувственностиисчезают дляменя при этоймысли; как жене исчезнетдля меня и индивид?К нему я не приведувас обратно!
Всеиндивиды заключаютсяв Едином великомЕдинстве чистогоДуха*, пустьбудет это — топоследнееслово, которымя вверяю себявашей памяти;и пусть этобудет именнота память обомне, которойя себя вверяю.
*Дажене зная моейсистемы, невозможноэти мысли считатьза спинозизм,если только,по крайнеймере, пересмотретьход этого рассужденияв целом. Единствочистого духаесть для менянедосягаемыйидеал, последняяцель, котораяникогда небудет осуществленав действительности.
Страница