Новое в понимании пространства, пожалуй, связано в его очевидным для нас свойством трехмерности. Когда человек научился покорять воздушную стихию и, наконец Космос, его выделение пространства как территории (плоскостное понимание пространства) усложнилось пониманием его как вместилищем всех предметов и явлений (объемное понимание пространства).
Представление о пространстве как соотношении объектов на территории или как вместилища материальных предметов необходимо человеку и, видимо, будет оставаться в его обыденной жизни.
Формирование обыденного понимания времени также связано с хозяйственной деятельностью человека, с различными сторонами жизни общества. Здесь и длительность существования отдельных предметов и явлений, и длительность перехода от одной точки территории к другой, и многое другое. Все это заставляло человека вырабатывать представление о равномерно текущем времени. Только равномерно текущее время, независимо ни от каких условий, позволяло осуществлять согласованность в действиях людей и в хозяйственной , и в культурной жизни.
Понятно, что первыми часами для человека могла служить только сама природа. Он обращался к процессам смены дня и ночи, чередованию фаз Луны и т.д. Но, если это в начале устраивало первобытного человека, то с развитием культуры люди нуждались все в более точном времени. Не находя его теперь в природе, они стали сами создавать равномерно текущей процесс: лили воду, сжигали свечи, пересыпали песок. Наконец, были изобретены механические часы.
Дальнейшее совершенствование часов говорит о том, что человек продолжает изобретать равномерно текущий процесс, столь необходимый ему как временный эталон, для измерения чрезвычайно тонких процессов и явлений, ставших достоянием современного уровня цивилизации.
Таким образом, не найдя равномерно текущее время в природе, человек вынужден был создать его и постоянно совершенствовать. Иными словами обыденное понимание времени как равномерно текущего процесса есть изобретение человека. Реальные процессы природы в силу разных причин не являются равномерно текущими.
Далее следует привести концепции пространства и времени, сгруппированные по принципу их наибольшего приближения к пониманию, установившемуся в материалистической диалектики [6].
Пространство:
1. Левкипп и его ученик Демокрит понимали пространство как вместилище материальных тел, как пустоту. Пространство выступает как вторая сущность мира, как нечто внешнее по отношению к матери. Здесь пространство еще не связано ни со временем, ни с движением, ни с материей. В истории науки пространство, как вместилище материальных тел, получает наивысшее выражение во взглядах Ньютона.
2. От Аристотеля до Ломоносова и французских материалистов Гольбаха и Дидро складывается и существует представление о пространстве как протяженности материи. Пространство понимается как объем, занимаемый материальными телами. Складывается представление о пространстве как атрибуте материи, форме ее бытия. Метафизический материализм, развиваясь, стремится преодолеть разрыв материи и пространства, характерный для первого выделенного пункта. Однако связи пространства со временем и движением остаются еще не раскрытыми.
3. Существенный вклад в понимание пространства вносит Лейбниц. Его понимание пространства интересно тем, что это уже не объем, а взаимное расположение частиц относительно друг друга. Это существенный вклад в понимание пространства как формы бытия.
4. Впервые пространство рассматривается как форма бытия движущейся материи в его неразрывной связи со временем в материалистической диалектике. Пространство не существует само по себе. Оно как и время является формой бытия движущейся материи. Свойства пространства определяются движением. А понимание бесконечности пространства в материалистической диалектики основано на том, что реально существует бесчисленное множества конкретных форм пространства, относящимся к конкретным формам движения саморазвивающихся материальных систем.
Время:
1. Время рассматривается как длительность, находящаяся вне материальных тел. Время есть нечто равномерно текущее, одинаковое для всей Вселенной. Время не связано не с материей, ни с движением, ни с пространством.
2. От Аристотеля до Декарта и Ломоносова, до французских материалистов и русских мыслителей Герцена и Чернышевского складывается представление о времени как длительности существования материальных тел. Время рассматривается как форма бытия материи, как ее атрибут – неотъемлемое свойство. Однако, чем определяются свойства самого времени, как оно связано с пространством и движением еще остается невыясненным.
3. Лейбниц вводит представление о времени как о смене событий, о длительности сменяющих друг друга состояний. Добавим к этому, что в субъективно идеалистическом понимании времени, как форме чувственного созерцания у Канта имеется определение времени, близкое к точке зрения Лейбница. Кант определяет время как смену состояний предмета.
4. Материалистическая диалектика понимает время как форму бытия материи, связанную с пространством и определяемую движением как способом существования материи. Нет равномерно текущего времени, вне материальных тел и событий. Каждая саморазвивающаяся система, способом существования является конкретная форма движения материи, имеет собственное время, так же как и собственное пространство. Пространство и время конечных материальных систем также бесконечно. Бесконечность времени означает качественную бесконечность конкретных форм времени бесконечного числа саморазвивающихся систем.
Рассмотрим несколько наглядных иллюстраций связи материи, движения, пространства и времени может быть Солнечная система. Гравитация была причиной взаимодействия и является основой ее существования и развития. Вместе с тем, гравитационное взаимодействие обуславливает взаимное расположение планет на орбитах вокруг Солнца. Гравитационное взаимодействие и есть движение (способ существования) солнечной системы. Это движение происходит в пространстве, т.е. меняется взаимное расположение Солнца и планет. Но это движение совершается и во времени, т.е. одно следует после другого, происходит последовательная смена во взаимном расположении компонентов солнечной системы.
Если сравнить Солнечную систему с биологической саморазвивающейся системой, например, с лесным биогеоценозом, в основе существования которого лежит уже иная, биологическая форма движения материи, то легко можно увидеть различие в пространстве и времени этих систем, которые будут определятся различием их форм существования – гравитационной и биологической форм движения материи. Так, пространство Солнечной системы обладает таким характерным для нее свойством как орбитальность. Напротив, в лесном биогеоценозе пространственные соотношения организмов и условий их существования такой орбитальностью не обладают. Биологическая форма движения материи определяет иные свойства биологического пространства. Если в Солнечной системе пространственное соотношение планет и Солнца определяется гравитационным взаимодействием масс, то в биологических системах размерность пространства меняется. Здесь уже биологический обмен веществ определяет пространственные свойства биогеоценоза. Цепи питания, образующие структуру биологического обмена веществ, выступают в качестве биологического пространства. А чередование состояний цепей питания (сукцессия биогеоценоза) является биологическим временем. Биологическое время коренным образом отличается от времени (смена состояний) Солнечной системы.
Таким образом, пространство является такой формой бытия саморазвивающейся системы, сущность которой заключается во взаимном расположении взаимодействующий компонентов этой системы. Закономерности их меняющегося взаимного расположения (свойства пространства) определяются самим процессом их взаимодействия (формой движения).
Время как форма бытия саморазвивающейся системы представляет собой последовательной чередование ее состояний. Закономерности этого чередования (свойства времени) также определяется самим процессом взаимодействия компонентов подобной системы (формой движения).
Поэтому пространство и время, обладая различными свойствами, представляет собой различные формы бытия материи. Но так как любые изменения в пространстве обязательно сопровождаются изменениями во времени – они выступают как взаимосвязанные хотя и разные формы бытия. Пространство и время не могут переходить друг в друга. Также они не могут переходить в материю, т.к. являются основными формами ее бытия, ее неотъемлемыми свойствами.
Однако существует также иное понимание, которое заключается в следующем. Исходя из того, что в реальности субъект и объект всегда как бы склеены и поэтому пространство должно браться не исключительно объективно, а феноменологически – в сопряжении субъекта и объекта, иными словами, пространство телесных вещей должно сопрягаться с пространством мысли. Пространство создается не только вещами, но и смыслами. В противном случае те многомерные пространства, которые разрабатываются математиками, невозможно было бы признать реальными, а лишь фантазиями изощренного ума [4].
Глава 3. Пространство и время в географии.
Почти все науки независимо от того, являются ли они общественными, естественными или гуманитарными или техническими, включают в свой инструментарий понятие ”пространство”. Однако немного найдется наук, для которых это понятие было бы одним из базовых. К их числу наряду с физикой и геометрией несомненно принадлежит и география.
В географии с помощью понятия пространства удачно схватываются единство (совместимость) разнородных вещей и целостность мира. О важности понятия пространство для географии свидетельствует то, что о пространственном подходе говорят как о ядре географического познания.