Смекни!
smekni.com

Развитие мира и мышления (стр. 3 из 3)

Но качество предмета определяется не просто совокупностью свойств, а их единством и целостностью.

Ракета: скорость забрасываемый вес, заправка – эти свойства определяют качественное своеобразие ракеты. Изменение отдельных свойств не ведет в известных в условиях к изменению качества предмета.

Гегель определял качество “как тождественную с бытием определенность”. В то время как количество “есть внешняя бытию, безразличная для него определенность”. Дом остается домом не зависимо от того, будет ли он большим или малым. Иначе говоря , для количественной характеристики предмета содержание не имеет значения. Число 10 обозначает и число пальцев, и количество страниц, и степень сжатия.

Количество – есть внешняя определенность предметов и процессов, его величина, объем, степень, число, темп и т. д. Количество обнаруживает однородность измеряемость предметов. При этом иметь, что в природе не существует чистое “качество” и “чистое” количество. Они существуют в единстве и объективно. Нет качества без количества, и количества без качества. (физические частицы определяет величина их заряда). Это единство качества и количества называют мерой. Мера есть количественное выражение устойчивого существования качества предмета. Она указывает на те границы в которых количественные изменения не вызывают коренных качественных. Моменты перехода от одной меры к другой называют “узлами” развития, перехода ( для воды 0 град. +100 град.). Видя количественные накопления в военной технике мы можем говорить о качестве войск. А.В. Суворов говаривал “Хороший офицер должен быть смел без запальчивости, основателен без педантства, улужлив без корыстолюбия.

Сформулируем сущность закона:

- Мелкие, в начале не заменимые количественные изменения, постепенно накапливаясь, рано или поздно нарушают меру предмета и вызывают коренные качественные изменения, в следствии чего старое качество уступает местному качеству, которое приводит к новым количественным изменениям и так без конца.

Таковы открытия в науке, в развитии теории количество эмпирического знания нарастая приводит к открытиям, а качественные изменения в обществе порождают новые количественные изменения.

Формой перехода от старого качества к новому является скачек. Скачек - это перерыв постепенности в развитии, переход старого качества новое, способ перехода одного качества в другое.

Скачки бывают: быстрые (жизнь элементарных частиц), медленные (в общественной жизни), стадийные (постепенные);

- разовые (взрывные) – по времени протекания;

- одинарные и комплексные – по количеству систем;

- коренные и некоренные – по отношению к сущности предмета;

- прогрессивные, регрессивные, одноуровневые – по роли в развитии.

Со скачком связаны понятия в революции и эволюции. Эволюция – медленные количественные изменения, тогда как революция – качественное изменение существующего.

Закон требует от военных кадров:

- познавать качество предметов, процессов, явлений их свойства;

- проводить точную количественную оценку изучаемого;

- органически сочетать качество и количество;

- учитывать меру данного качества, уметь приближать или задерживать изменение приближений;

- видеть многообразие скачков, брать то, что способствует развитию и отбрасывать вредное.

Из трактовки развития, как смены качеств, следует, что никакое развитие невозможно без отрицаний. Разрушение старого есть отрицание.

Отрицание в его диалектической трактовке означает преодоление старого новым при сохранении всего положительного , что было в старом. Старое содержание не играет в новом содержании решающую роль, но сохраняет свое присутствие. После отрицания оно само подвергается отрицанию, конкретным определенным образом.

Отрицание происходит в следствии борьбы противоположностей и вступает как самоотрицание.

Тогда становится ясны, что отрицание осуществляется на прогрессивной ветви развития и представляет собой не одно отрицание, а цепь их, по ступеням. Эта ступень выражается формулой – отрицание отрицания.

Отрицание отрицания приводит к возврату к старому, но на более высокой ступени и описывается спиралевидной формой развития, формой раскручивающейся спирали.

Отрицание характеризуется снятием, т. е. тем что остается при разрушении старого, тем, что определяет его как момент развития.

Сам закон отрицание отрицания формулируется так:в процессе прогрессивного развития каждая ступень, является результатом двойного трицания - снятия, является синтезом предыдущих ступеней и воспроизводит на более высокой основе характерные черты . структуру негодной ступени развития.

Таким образом диалектическое отрицание характерно лишь для процессов прогрессивного развития, ведет к возникновению высшего из низшего. В то время, как недиалектическое отрицание, присуще любому процессу движения вообще. Оно обеспечивает одноуровневое движение системы, или ее деградацию, разрушение – это зряшное отрицание (размол зерна, гибель человека в автокатастрофе).

Заметим, что форма отрицания проходит три ступени. Тезис (зеркало) – отрицается, и предмет переходит в свою противоположность – антитезис (стебель) которое в свою очередь превращается в противоположность второму, и третья ступень развития – синтезис (колос) имеет сходство с первой фозой развития (тезисом).

Закон отрицание отрицания учит:

1.) Сохранять позитивное , отрицая отжившие формы заботится о преемственности в развитии (беречь традиции).

2.) Замечать рост нового. Поддержать, дать окрепнуть, но бережно относится к старому, изучать и осваивать опыт прошлого.

3.) Овладевать новым, передовым, не допуская нигилизма в отношении старого.

4.) Выявлять направление, форму развития, стимулирует предвидение, способствует упрочнению оптимизма.

ВЫВОДЫ

1. Диалектика – учение о развитии природы, общества, человека и мышление.

2. Основные принципы диалектики: принцип, развития, всеобщей связи, системности, историзма.

3. Законы диалектики характеризуют различные моменты развития. Они проникают друг в друге. Точкой слияния является скачек

для ЗВКК – он точка косвенного преобразования качества;

для ЗОО – он отрицание – снятие;

для ЗЕБП – он разрешение противоречия.