«Утверждаю»
начальник кафедры №4
подполковник В. Грабарь.
«__» ________ 1999г.
Лекция №7.
Развитие мира и мышления.
Лекция обсуждена и одобрена на заседании ПМК «Философия».
«__» ________ 1999г.
Пермь 1999г.
Учебные вопросы:
1. Философское учение о диалектике.
2. Диалектика бытия. Принцип связи.
3. Понятие развития: источник, механизм, направленность.
Слово «диалектика» впервые применил Сократ (469-399 г.г. до н.э.). ОН обозначал им свой метод философствования, который по-сути является искусством. В споре вскрываются внутренние противоречия в мыслях противника, которые ведут к ложным следствиям. Отбрасывая такие противоречивые мнения Сократ помогал рождению истины.
Но еще ранее, до появления слова «диалектика» и понимания ее как метода философии, складывалась диалектическая теория в философии.Уже древние мыслители исходили из представления о мире в котром происходят непрерывные процессы изменения, становления. Мир (космос) мыслится как совмещающий в себе , противоположности покоящегося и изменчивого. Непрерывный процесс движения лежит в основе бытия. В нем всякая вещь и свойство переходят в свою противоположность. Так Гераклит утверждал «В одну и ту же реку нельзя войти дважды» подчеркивая всеобщность изменений. Источникомизмений является борьба, «война». Но поскольку космос мыслится как завершенный иединый то противоположности перетекают друг в друга (твердое в жидкое, жидкое в газообразное, земля в воду, вода в воздух, воздух в огонь, огонь в эфир )без порождения чего-либо нового. Отсюда и утверждение о тождестве противоположностей: «Добро и зло - одно итоже»
Оппозицией Гераклиту стали взгляды Парменида и Зенона, которые обосновывали невозможность движения и изменения в виду их абсурдности. «Ахиллес никогда не догонет черепаху», утвердал Зенон. Но и этим своим парадоксом в отрицатеельной форме поставил вопрос о диалектической природе движения.
Платон (427-347 г.г. До н.э.) представлял диалектику как движение мысли от многообразных конкретных значений к общим понятиям и обратно.
Аристотель впервые ставит проблему изменения как проблему развития. Диалектика Аристотеля в изучении о причинах порождения из первосубстанции других вещей. Развитие есть такое изменение в котором каждый последующий этап несводим к предыдущему. Оно порождается активностью присущей вещам формы.
Как искусство спора диалектика развивается в средние века . Для отыскивания истины в споре спорящие опирались на формальную логику , которая противопоставлялась риторике и называлась тогда диалектикой.
В новое время идеи диалектики развивались в мышлении таких философов как Декарт, Спиноза, Лейбниц, Дидро, Руссо. Декарлд утверждал, что природа развивается самостоятельно , порождая новые формы, ему вторит С пиноза в своем учении о субстонции. Лейбниц учил о непрерывности развития , о появлении нового как единства противоположностей. Руссо и Вольтер переносят развитие в историю общества, а Кондорсе дополняет его учением о непрерывном прогрессе.
В философии Канта диалектика апеллирует уже не кпредметам , а к отношениям. Кант ставит вопрос о истории природы, о происхождении солнечной системы из туманности, рассматривая идею бесконечности. Понять развитие, противоречивое по своей природе возможно диалектикой разума.
Важные диалектические идеи содержит философия Фихте и Шеллинга.
Развернутую систему диалектики создал Г. В.Ф. Гегель. Он провел в систему понятийный аппарат диалектики, он выводит одну категорию из другой. Формирует закономерности отражающие универсальные связи мира, познания и мышления. Причем категории мышления, абсолютны, они привносятся в мир, а не берутся из мира.
Он видит источник движения в борьбе противоположностей внутри объекта, в отрицании старого новым.
К числу наиболее значительных концепций развития относятся диалектико-материалестическая концепция. Она сложилась в 40х г. Прошого века в учении Маркса и Энгельса. Развитие осуществляется как «отрицание отрицания», по спирали , а не по прямой линии , как «перерывы постепенности», превращения количества в качество , внутренние импульсы к развитию даются противоречием. Эта концепция била политизирована во в взглядах Ленина и Сталина , которые абсолютизировали элемент борьбы , отрицания , скачки взрывного характера - революции.
Наряду с такой концепцией возможна и иная интерпретация диалектики - гуманистическая. Превращая людей не в пассивные элементы своего класса, а разрешающая диалектику единичного и общего в истории в пользу человека.
Наряду с диалектикой существовали другие методы мышления: это - софистика, эклектика, метафизика, дот манизм
Софистика как совокупность видов аргументации , в использовании правил логики приводила к псевдо-истине , поскольку софизм - преднамеренное нарушение правил логики для доказательства не истинного , а желаемого. Но в движении познания софистика способствует выявлению проблемы логического противоречия системы знаний.
Эклектика - есть механическое соединение фактов и формулировок, элементов, относящихся к разным сторонам объекта, что ведет к ложному отражению мира. Эклектики подменяют логическое основание сообразное поставленной целью. Сегодня эклектика применяется в рекламе, в средствах массовой информации.
Метафизика - способ мышления противоположный диалектическому. Как метод она имеет ряд принципов:
1) Объекты рассматриваются вне связи друг с другом.
2) Признается развитие, но не видит причины саморазвития, самодвижения; признаются изменения предметов, процессов количественного, но не качественного.
3) Истина абсолютна , застывшая , конечная она не есть процесс.
Долгое время метафизика обслуживала теологию, потом понималась как анти-диалектика.
С точки зрения соответствия содержания науки конца ХХ века и исторической практике человечества материалистическая диалектика наиболее предпочтительна, диалектический материализм определяет диалектику как учение о развитии природы , общества и мышления, то есть о развитии его наиболее полном и глубоком виде. Диалектика предметов, процессов окружающего мира, природы и общества является объективной , отражение в сознании объективной диалектики превращает ее в субъективную , диалектику познания мира и диалектику мира и диалектику мышления. Таким образом субъективная диалектика вторична, она совпадает с объективной по содержанию, но различна по форме.
Такое понимание диалектики делает ее наукой, в которой совпадают:
1) Диалектика бытия - становящаяся теорией развития мира на уровне природных проявлений и общественного бытия.
2) Диалектика отраженного мира в двух формах - диалектика как теория познания, раскрывающая как достигаются знания и диалектика как логика, раскрывающая законы диалектического мышления.
Диалектика как наука имеет своим объектом бытие как объективное так и субъективное, предметом ее являются связи и развитие этого бытия (мира). Как наука, как система знаний диалектика включает понятия, категории, принципы и законы.
Принцип - наиболее общая идея, итог познания объективных закономерностей, вокруг которой формируется теория. Основные принципы диалектики:
* принцип всеобщей связи;
* принцип развития;
* принципы историзма, причинности, системности.
Все предметы, объекты, процессы окружающего нас мира находятся в самых разнообразных связях и отношениях. Системность представляет собой всеобщее. Неотъемлемое свойство материи, ее атрибут. При этом принцип всеобщей связи отражает неорганизованность, системность мира, указывая на связь, объединяющие все предметы мира, носящую универсальную, всеобъемлющий характер.
Принцип всеобщей связи утверждает, что связь носит всеобщий характер, все взаимодействует со всем , вязь не привносится из в не, а присуща самим предметам, и процессам, изменение связи влечет изменение характера.
Связь - это такое отношение зависимости между явлениями, вещами, процессами, где один объект действует на другой веществом, энергией или информацией, когда изменение одного объекта необходимо предполагает изменение другого.
Типы связи различны как различны ровни организации материи. Это притяжение и отталкивание, борьба видов и классовая борьба, содействие и противодействие, симпатия и антипатия (физические, химические, биологические, социальные).Формы связей бывают: внешние и внутренние, непосредственные и опосредованные, генетические и функциональные, пространственные и временные, закономерные и случайные.
Необходимые, устойчивые, существенные, повторяющиеся связи образуют закон.
Среди различных типов связей особое место образуют систематизирующие связи. Система - это такое соединение элементов , которое приводит к возникновению свойств не присущих предметам в их разобщенности. В понимании того что есть система решающую роль играет знание слова «элемент». Элемент - это наименьшая часть системы , без которого, хотя бы одного система не существует. При этом элемент может состоять из частей (организм не может быть без кровеносной системы как элемент в системе организма, при этом кровеносная система состоит из элементов).
Устойчивые связи между элементами образуют структуру системы , то есть обеспечивает ее упорядоченность. Характер этой упорядоченности, ее направленность показывают организацию системы. При этом структура прежде всего - это закономерные связи элементов, в которых наиболее значимы интегрирующие связи. Чем же определяется качество системы - элементами или структурой. Представители школы структурно - функционального анализа (Т. Парсонс), некоторые лингвисты абсолютизируют роль структуры в развитии систем. При этом научно-философский подход к качеству систем, выявляя их зависимость от структур, главную роль отдает элементам, как материальным носителям связей и отношений, составляющих структуру схемы.