Смекни!
smekni.com

Роль бессознательного в понятии сознания (стр. 6 из 8)

Обращаясь к феноменологии бессознательного, Фрейд стремиться понять механизм перехода психических актов из сферы бессознательного в систему сознания, раскрыть содержание бессознательных процессов. Речь идет фактически о познании бессознательного, что в более широком плане непосредственно связано с психоаналитической теорией познания как таковой.

Исходная теоретическая установка, лежащая в основе психоаналитической теории познания, состоит в признании Фрейдом того, что подобно физическому, психическое не должно быть в действительности непременно таким, каким оно нам кажется. Но как возможно познание бессознательного психического, если оно, по выражению основателя психоанализа, столь же неизвестно нам в своей внутренней сущности, как реальность внешнего мира? Для Фрейда ответ на этот вопрос не представляет сложности, как это может показаться на первый взгляд пишет В. Лейбин в [4]. И дело не в том, что он не понимает всех трудностей, возникающих на пути познания бессознательного. Сама ограниченность психоаналитической теории, выражающаяся в односторонней практической направленности и есть лимитирующий фактор.

За всеми неясностями и недомолвками, касающимися понятийного аппарата психоаналитической философии, стоит ее методологическая, эвристическая и содержательная ограниченность, не позволяющая в конечном счете понять природу бессознательного [4]. Если психоаналитическая теория познания ограничивается выявлением бессознательных влечений, признав тот предел, за который не может идти дальше психоаналитик, пытающийся осмыслить бессознательные проявления человека, то не означает ли это, что фактически Фрейд признал невозможность средствами психоанализа раскрыть природу бессознательного психического. Именно к этому выводу как раз и вынужден был прийти основатель психоанализа [4].

Личность как полигенезисный информационный продукт

В рассмотрении бессознательного, как детерминанты сознания основополагающую роль играет изучение происхождения самой личности, ее эволюция или социальный онтогенез.

В основном, личность изучают три научные отрасли: психология, социология и социальная психология, как междисциплинарная наука. Однако здесь кроется очевидное упущение в широком смысле личность это прежде всего информация, так она состоит из информации переданной в нее обществом (социальный аспект) и природной средой (биологический аспект). Следовательно необходимо изучать возникновение и развитие личности с позиции информационного подхода, включающего в себя различные методики системного анализа и методы социальной кибернетики.

Какова же взаимосвязь понятий сознания, бессознательного и личности? Где находятся истоки личности? Что есть личность в информационном смысле? На поставленные вопросы необходимо попытаться дать ответ.

Информация формирующая личность в форме конструкций языка и соотносящихся с ними состояний общественной жизни, а также среды проживания, деятельностной среды в целом, непрерывно поступает в индивида.

Выделим общество как источник информации и индивида, как потребителя информации и рассмотрим возможные стадии социального онтогенеза индивида в личность.

Рисунок 2. Социальный онтогенез личности и продуктивность ее деятельности при взаимодействии с общественным психическим.

Учитывая, что личность возникает как биосоциальный продукт природы, из биомассы человеческой популяции (БЧП) и общественного психического (ОП), следует рассматривать личность как квант общественного сознания (или общественного психического), возникшего в системе БЧП-ОП

Рисунок 3. Происхождение личности.

Как видно из рис. 3 механизмы обеспечивающие психический базис личности складываются из разных локусов системы БЧП-ОП. В БЧП имеется многоуровневая генеалогическая структура детерминирующая биологический компонент формирования бессознательного, а в ОП существуют некоторый набор разнородных информационных каналов, обеспечивающих передачу данных в индивида.

Опираясь на вышеприведенное можно заключить, что личность создается внутри системы БЧП-ОП для ее собственных нужд. Личность порождается, ее функционирование, то есть эффективное взаимодействие с ОП, поддерживается в течение времени стабильности структуры носителя личности человеческого тела и, затем, эффективность взаимодействия падает до нуля. Этому уровню соответствует смерть индивида (рис. 2).

Таким образом личность на уровне системы БЧП-ОП является полигенезисным информационным продуктом. Возникновение личности не зависит от нее самой, хотя на стадии продуктивного информационного обмена (рис. 2), личность принимает участие в процессе поддержки БЧП-ОП, порождая и содействуя развитию новых элементов БЧП-ОП. Весь характер социального онтогенеза осуществляется вне зависимости от воли личности сознательная компонента ее бездействует, подчиняясь общественному бессознательному.

Уже здесь на этапе общего рассмотрения статуса сознания в личности, на уровне социального онтогенеза личности, неизбежно приходим к выводу о том, что личность осуществляющая как бы сознательную деятельность практический на 100% ограничена в реализации своей воли. Выполняется воля бессознательного через сознание. Личность находится в состоянии кажущейся сознательности.

Это говорит прежде всего о том, что общественное психическое воспринимающееся обычно как нечто дискретное - распределенное в индивидах, на самом деле является цельной информационной системой, непрерывной на уровне социального бессознательного, экспансированное во множестве локальных сознаний. Информационная природа человеческого общества, как социума, лежит в его общем бессознательном базисе, обуславливающим внешнюю, поверхностную деятельностную сторону сознательной активности индивида

Рисунок 4. Интегративная информационная сущность локального сознания.

Между локальным сознанием и общественным бессознательным существуют множественные потоки информационного взаимодействия. Поскольку личность не мыслится вне общества, иначе пропадает цель ее существования, за счет этих потоков она как бы перекрывается с обществом. Говоря иначе, личность не автономна она размазана, а раз так, то построение модели психики личности должно осуществляться с учетом этого факта. Размазанность (диффузность) определяется непрерывностью информационного обмена между личностью и обществом.

Можно ли количественно выразить меру сознательного в личности с учетом ее интеграции в БЧП-ОП и определить от чего она зависит?

Если принять что, за период времени Dt в индивида поступило количество информации Dn, тогда текущее количество информации в индивиде за период Dt будет равно

Аn=Dn-k+r, (1)

где kи rесть коэффициенты убывания количества информации в системе и, соответственно, ее нарастание. В понимании kлежат психические процессы приводящие к потере хранимых в памяти сведений, а за rстоят процессы создания новой информации в системе. По сути дела эти коэффициенты разложимы. Учитывая двухкомпонентность психики текущее количество информации сознания можно определить, как

Un= Аn-Bn, (2)

где Bn - количество информации бессознательного.

А меру информации бессознательного:

Bn = Аn-Un,(3)

где Un - количество информации сознательного.

Таким образом количественная мера информации сознания зависит:

1. от внешнего информационного потока или (что одно и тоже) информации среды D и, от

2. kи rкоэффициентов убывания количества информации в системе и ее нарастания.

3. А также, от некоторой функции y=f(x) (где y параметр относящийся к бессознательному, а х - к сознанию), определяющей количественную разницу между Bn и Un. Причем, как установлено в разд. 3.4.1 Bn>>Un. Данная функция детерминирована генетически и является const.

Полезный эффект личности в системе БЧП-ОП зависит от конкретного значения коэффициентов в (1).

Обобщая можно сказать, что личность по своей природе виртуальна. Как информация общественного психического личность каждого не родившегося индивида потенциально существует в ОП. При появлении физического носителя (тела индивида) ОП транслирует (проецирует) в него данные. На основе этих данных и возможностей физического носителя информации (ФНИ), формируется личность как информационный продукт. Этот продукт существует лишь некоторый, незначительный в историческом плане (общий возраст ОП), промежуток времени в течении которого, в качестве вычислительного элемента (кванта ОП) работает на ОП, будучи зависимой от него на все 100%. В последующем, в результате естественного износа ФНИ, ОП вынуждена отказаться от личности (локального сознания). ОП по сути дела теряет свой квант и в результате личность терпит крах она нивелируется, просто исчезает. Все это означает, что ОП создает и уничтожает кванты, каждый из который виртуален. Таков социальный онтогенез личности с позиции информационного подхода.

Учитывая рост численности населения на Земле, очевидно, что ОП заинтересована в сохранении порождаемых квантов. В связи с чем, необходимо или решить проблему износа ФНИ или создать новый биотехнический или технический ФНИ для длительного существования в нем квантов ОП.

Изложенные мысли в настоящем разделе целесообразно обозначить как информационная теория социального онтогенеза личности (ИТСОЛ).

организация среды сознания

Один из наименее изученных вопросов, а он является важным в понимании организации сознания, - это топология процессов в сознанииДля исследования этой проблематики необходимо пользоваться четкими определениями и априори введенными постулатами.