Смекни!
smekni.com

Русская религиозная философия конца XIX- начала XX вв. Вл. Соловьев, Н. Бердяев, В. Розанов, С. Булгаков (стр. 11 из 11)

Х

ХРИСТИАНСТВО - одна из трех т. наз. мировых религий (наряду с буддизмом я исламом). Возникло в 1 в. в вост. провинциях Римской им­перии, отразив надежды и чаяния за­давленных тяжким гнетом людей, от­чаявшихся изменить свою участь собственными силами и уверовавших в избавление от страданий с помощью мессии, или „божественного спасите­ля". X. было порождено настроениями безысходности, особенно остро про­явившимися у масс после подавления восстаний рабов, выступлений бедноты и покоренных народов против римско­го владычества и эксплуататорских классов. Вероучение X. сложилось на основе идей ряда мессианских сект, заимствовав нек-рые элементы греко-римской и вост. религий, а также под влиянием античных философов Фило-на Александрийского и Сенеки. Цент­ральное место в X. занимает вера в ис­купительную жертву „сына божьего" Иисуса Христа, к-рый был казнен на­местником Иудеи Понтием Пилатом, но затем якобы воскрес из мертвых и вознесся на небо, открыв тем самым возможность воскрешения своих по­следователей. Приверженцы X. верят в грядущее второе пришествие Хри­ста на землю для того, чтобы судить живых и мертвых, даровать вечное блаженство праведникам, а грешни­ков обречь на адские мучения. Пере­нося вопрос о достижении счастья пра­ведниками в потусторонний мир, объ­являя терпеливое перенесение тягот жизни непременным условием гряду­щего блаженства, X. добивалось смире­ния и покорности масс, их примире­ния с несправедливым социальным строем. На протяжении всей своей ис­тории X. развивалось в обстановке внутренних противоречий, обусловлен­ных неоднородностью его классового состава, различными классовыми инте­ресами его приверженцев. Эти проти­воречия приводили к расколам в его рядах, к образованию различных те­чений и направлений. В 1054 г. в нем выделились два крупных направления: зап. (католицизм) и вост. (правосла­вие). В 16 в. в результате Реформации, мощного антифеодального и антикато­лического движения в Европе, возник­ла третья разновидность X. - протес­тантизм. В свою очередь эти направле­ния распадаются на более мелкие те­чения, расходящиеся между собой в интерпретации отдельных теологиче­ских и культовых вопросов, но сохра­няющие незыблемыми осн. принципы X. В настоящее время X. — наиболеераспространенная религия на земном шаре. Она представлена множеством церквей и сект, специфика деятель­ности и политическая ориентация к-рых обусловлены конкретными со­циальными условиями их существова­ния.

Э

ЭКЛЕКТИКА (греч. ekiego - выби­раю) - смешение различных, зачастую противоположных т. зр., философских взглядов, теоретических посылок, по­литических оценок и т. п. Так, напр., эклек­тичны многочисленные попытки соеди­нить материализм и идеализм и т.п.

Я

„Я" (в философии) — духовный центр человеческой личности, индиви­дуальности, относящейся деятельно к миру и к себе самой. Собственным „я" обладает человек, самостоятельно кон­тролирующий свои поступки и способ­ный к всесторонней инициативе. Идеа­листические концепции в истории фи­лософии, толкуя „я" в качестве иде­ального начала, не усматривали кон­кретно-исторического, деятельного ос­нования человеческого „я". Часто эта проблема ставилась в них как пробле­ма исходного пункта построения фило­софских систем. По Декарту, „я об­наруживает себя как то, что принадле­жит к мыслящей субстанции, как ин­туитивное начало рационального позна­ния и этим утверждает свою самосто­ятельность. Т. зр. изолированного ин­дивида и созерцательность в пределах идеализма приводили к солипсизму, в пределах метафизического материа­лизма — к низведению человека до уровня пассивного объекта, к-рый под­чиняется внешнему ходу истории.

Литература

1. Кувакин В.А. Религиозная философия в России ( начало ХХ века ), М. «Мысль»,1980.

2. Кувакин В.А. Философия Вл. Соловьева. М. «Знание», 1988.

3. А.Г.Спиркин. Философия. М. «Гардарика», 1998г. – 816с.

4. Лосев А.Ф. Вл. Соловьев. М. «Мысль», 1983г. – 206с.

5. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. М. «Прогресс», 1990г. – 512с.

6. Сто русских философов. Библиографический словарь. Сост. и ред. А.Д. Сухов, М., «Мирта», 1995 г. – 320 с.

7. Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова, М., Политиздат, 1986. – 590с.