Сначала такая постановка вопроса об отношении философии к религии вызывала со стороны «Нового пути» возражения. Исходя из безоговорочного принятия религии, новопутейцы заявили о недопустимости оправдания религии, ибо это занятие ставило религию в зависимость от успеха ее оправдания. На деле спор шел лишь об оттенках подхода к религии двух групп богоискателей. И в том и в другом случае речь шла о модернизации христианства и о более или менее последовательной выработке различных религиозно-философских доктрин, отвечавших (в основном) политике либерализма по отношению к религии и церкви.
Социальным коррелятом идей и проектов деятелей «нового религиозного сознания» была объективная потребность молодого русского империализма подчинить своим интересам религию и церковь. Безусловно, это предполагало определенную модернизацию идеологии и организации церкви, но ее главная функция должна была остаться прежней.
К 1905 году Булгаков предельно кратко перечислил основные черты антипозитивистского идеализма «нового религиозного сознания»: «. . .трансцендентный реализм в гносеологии и онтологии, спиритуализм в метафизике, большая или меньшая близость к христианскому теизму, понимаемому как религия богочеловечества, в религиозной философии. Истинным духовным отцом русского идеализма, дело которого приходится продолжать и развивать теперешнему философскому поколению, является Владимир Соловьев» .
3. ДУХОВНЫЙ РЕНЕССАНС НАЧАЛА XX В.
ЕГО СУЩНОСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЙ СМЫСЛ
К концу первого десятилетия XX в. результатом бурно расцветшего кризисного и декадентского религиозно-философского мышления стал в России духовный ренессанс начала XX в.
Круг вопросов, захвативших умы религиозных философов, был поистине безграничен. Основные темы и категории «нового религиозного сознания» связывались, во-первых, с различными «позитивными» дуалистическими или плюралистическими началами, подлежащими «синтезу», и философствованием по поводу долженствующего воплощения этого «синтеза»; во-вторых, с проблематикой антагонистических явлений и обсуждением форм их действительного или возможного примирения.
Если попытаться в рамках этих двух типов проблем выделить их основные комбинации, то получится следующая таблица.
I. «ПОЗИТИВНЫЕ» ПРОБЛЕМЫ «НОВОГО РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ»
Дуалистические и плюралистические начала, подлежащие синтезу в «новой культуре и жизни (религии)»
1. Бог — человек, общество, человечество; «небо — земля»
2. Теогония — космогония — антропогония — история
2.Христианство — язычество (античность); жизнь — религия
4. Бог — государство (власть)
Их долженствующее и ожидаемое разрешение
богочеловечество
«становящееся всеединство», реализация «божьего замысла о мире и человеке» и т. п.
в аспекте социальном и в плане духовной культуры: осуществление «духовного возрождения»
теократия: новая, истинная, «свободная», «анархическая»;
«христианская общественность»
5. Трансцендентное — имманентное —
ноуменальное
экстаз, трансцендирование, вечность; «антиномический синтез»; духовный, ноуменальный мир
6 Дух—плоть (тело, воплощение)
7. Свобода — творчество — жизнь — гнозис — «революция духа»
8. Вера — воля — разум —
чувство — свобода — дух — любовь — надежда
9. Жизнь — знание; религия — философия; теургия — искусство; эрос — логос; истина — добро — красота; я — ты — мы; микрокосм — микротеос—«нравственная вселенная»
10. Мужское — женское
«освященная плоть (пол)», совершенное «соединение плоти и духа»,«религиозный материализм», «богоматериализм»
в перспективе религиозного и духовного «возрождения»: наступление эпохи «религиозного творчества», «претворение» культуры и жизни в «христианское бытие»
в аспекте гносеологии: «целостный» акт познания, «соборное», «синтетическое», «онтологическое» познание, «живое знание»
в аспекте антропологическом:
человек «нового религиозного сознания», «соборный» человек;
в социальном смысле: «соборность», «новое религиозное сознание»
«духовный» андрогин
II. ПРОБЛЕМАТИКА АНТАГОНИСТИЧЕСКИ СВЯЗАННЫХ ВОПРОСОВ
Антагонистические явления или доктрины
1. «Историческое» христианство и церковь как социальный институт—церковь «мистическая», «апокалипсическое христианство» и т. д.
2. «Царство кесаря — царство духа»
3. Материализм, позитивизм, атеизм — религия, религиозная философия
4. Научные представления о развитии природы и общественной жизни, материалистические или позитивистские «религии прогресса»- идеи «замысла божьего», религиозная историософия
5. Феноменальное — ноуменальное; эмпирическое — трансцендентное, мистическое
6. Материя — дух
Существующие или возможные «негативные» формы, разрешения их борьбы
официальное православие, церковная казенщина, «церковный позитивизм»
папоцезаризм, цезарепапизм, торжество «грядущего Хама», демократия, социализм
в аспекте общественно-политической и идейной жизни России:
победа революционно-демократических и материалистических традиций, «сектантского», атеистического духа русской интеллигенции
«абсурдность» и «бесчеловечность» бытия; «дурная» бесконечность мира и истории как «бессмысленной» смены поколений; «конечность», ограниченность существования человека в мире
«дурная» бесконечность мира явлений; мир науки; материалистическое и позитивистское мышление
объективная реальность, материализм, наука
7. «Отвлеченные» начала —«целостное» знание; эмпиризм, рационализм — мистицизм;
рассудок — разум, «сверхразум», абсолютный разум; разум — абсурд; интеллектуализм — волюнтаризм, иррационализм
8. Смирение, аскетизм, монашество, святость — свобода, творчество, гениальность; эманация— творчество
9. Род — личность, общее — индивидуальное
в аспекте антропологическом:
«отвлеченный», «греховный», «внешний», «объективированный» и «социализированный» субъект; мещанин, обыватель
косная атмосфера византийско-монашеского православия; «позитивизм» официального православия
безличная родовая жизнь, «деградация личности в процессе деторождения», бытовщина, мещанство
Широкий спектр подлежащих «синтезу» или антагонистически связанных идей — в той или иной их комбинации, с теми или иными оттенками—обсуждался большинством русских религиозных философов начала XX в. Лидерами этого большинства были В. Розанов, Д. Мережковский, С. Булгаков, Н. Бердяев, С. Франк, П. Флоренский, Л. Шестов, В. Эрн, Вяч. Иванов, С. Трубецкой, Д. Философов и многие другие .
Религиозное или «духовное возрождение» России, о котором заговорила почти вся интеллигенция на рубеже веков, понималось сначала не только как возвращение к средневековому религиозному климату, но и создание атмосферы «свободы», «творчества» и «синтеза» всех областей общественной и духовной жизни под сенью христианского мировоззрения. Хотя эти связанные с религией максималистские вожделения и были, пожалуй, центральными для представителей богоискательства, но в обстановке острых противоречий и сложной классовой борьбы они неминуемо должны были дополняться вполне земными требованиями либерально-буржуазных реформ в области надстройки, в том числе и в области религии и церкви.
«Это была, - писал много лет спустя Н. Бердяев, - эпоха пробуждения в России самостоятельной ( идеалистической ) философской мысли, расцвет поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму … видели новые зори , соединяли чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни … Изначально в этот русский ренессанс вошли элементы упадочности … Культурный ренессанс явился у нас в предреволюционную эпоху и сопровождался острым чувством приближающейся гибели старой России. Было возбуждение и напряженность, но не было настоящей радости». Русская религиозная философия ХХ века формировалась, кроме того, в неустанной и систематической борьбе с гуманизмом и идеалами Возрождения, что также не дает никакого основания для проведения каких-либо параллелей между двумя этими явлениями.
«Новому религиозному сознанию» были присущи универсалистские притязания. Многие его представители были склонны говорить не просто о философском или о религиозно-философском возрождении, а именно о «духовном».
Одним из факторов, который явным и косвенным образом вплетается в процесс отражения православием современности и отчасти обусловливает его эволюцию, является идеологическое, идейно-философское и религиозно-модернистское наследие «нового религиозного сознания», ведущие представители которого одновременно составляли внецерковную ветвь религиозного реформаторства. Однако это влияние настолько специфично и сложно по своему проявлению, что о нем необходимо говорить дифференцированно, выделив предварительно аспект проблемы ««новое религиозное сознание» и современность»: влияние некоторых идей и установок религиозных философов начала XX в. как представителей внецерковной линии религиозного реформаторства на современных православных модернистов-церковников.
Другой точкой соприкосновения между современным модернизмом и проблематикой «нового религиозного сознания» оказался повышенный интерес к проблеме человека. «Нельзя не видеть,—замечает в этой связи П. К. Курочкин,—что поворот к проблеме человека, в частности его социальной активности,—важнейший аспект модернизации современной религии… Из всех религий самый обостренный интерес к человеку проявляет христианство. Реальным содержанием известной фразы Н. А. Бердяева: «Христианство осталось незаконченным откровением об абсолютном значении и призвании человека»—является утверждение «абсолютной ценности» индивидуальной личности в христианской религии.