Смекни!
smekni.com

Русская религиозная философия конца XIX- начала XX вв. Вл. Соловьев, Н. Бердяев, В. Розанов, С. Булгаков (стр. 7 из 11)

БУЛГАКОВ Сергей Никола­евич (1871—1944) — философ, экономист, публицист, богос­лов, представитель религиозно­го Ренессанса в России начала XX века. Родился 16 июля 1871 г. в городе Ливны Орловс­кой губернии. По признанию фи­лософа, глубинные интуиции творчества были навеяны ему еще в детстве — жизнью с рус­ской природой и церковными службами в бедном храме ро­дного городка. Отец Б. был про­винциальным священником. Закончив четырехклас­сное духовное училище в Ливнах, Б. в 1884 г. поступает в Орловскую духовную семина­рию. Но уже в первых классах семинарии его постиг тяжелый мировоззренческий кризис, ко­торый закончился утратой ре­лигиозной веры на долгие годы (вплоть до 30-летнего возраста). Летом 1887 г., незадолго до окон­чания семинарии, когда началь­ство прочило способного уче­ника в студенты духовной ака­демии, Б. прекращает учебу и поступает в Елецкую гимназию, а по окончании ее в 1890 г. — в Московский университет, на юридический факультет. В сту­денческие годы начинается его увлечение марксизмом. По окончании Московского уни­верситета в 1894 г. Б. был остав­лен на факультете для подго­товки к профессорскому зва­нию. 1896 г. датируется его пер­вая книга «О рынках при капи­талистическом производстве», написанная с марксистских по­зиций. Успешно сдав магистер­ский экзамен, Б. в 1898 г. от­правляется в Германию — ро­дину социал-демократии и марксизма — для работы над диссер­тацией, задача которой была применить основные положе­ния марксизма к земледелию. Б. приобретает известность в социал-демократических кругах, знакомится с Г. В. Плехановым, встречается — по его рекомен­дации — с К. Каутским, А. Бе­белем, В. Либкнехтом, пишет ряд статей по политической эко­номии. Однако в Германии у Б. началось быстрое разочарова­ние в марксизме, наступил оче­редной кризис мироощущения. Б. возвращается на родину «по­терявшим почву» и с надлом­ленной верой в прежние идеа­лы. К изумлению и негодова­нию своих единомышленников по социал-демократическому движению совершается пово­рот Б. от марксизма к идеализ­му, который нашел свое выра­жение в ряде статей, написан­ных в период 1900—1903 гг., объединенных в сборнике «От марксизма к идеализму» (1903). Существенные причины, пов­лиявшие на обращение Б. к ре­лигиозной вере и идеализму: значительное духовное воздей­ствие творчества Ф. М. Досто­евского и Вл. С. Соловьева, личное общение с Л. Н. Толс­тым, «чудесная встреча» с «Сик­стинской Мадонной», пережи­тая им в Дрездене. Поворот от марксизма к идеализму означал новую эпоху в жизни Б. — он сознательно и всецело переходит на позиции религиозного миропонимания. В 1901 г. Б. защитил магистерскую диссер­тацию «Капитализм и земледе­лие», в которой выразил несо­гласие с тем, что положения Маркса оправдываются в сель­скохозяйственном производст­ве, и был назначен профессо­ром Киевского политехничес­кого института по кафедре по­литэкономии. Популярность приносит ему цикл лекций о А. П. Чехове и статьи, вошедшие впоследст­вии в сборник «Тихие думы» (1918). В 1906 г. Б. возвратился в Москву приват-доцентом уни­верситета, затем получает ка­федру в Коммерческом инсти­туте. В том же году он участвует в создании Союза христианс­кой политики. Не приняв рево­люцию 1905 г., он приходит к мысли о создании христиан­ского освободительного движе­ния. В 1907 г. Б. избирается во вторую Государственную Думу как беспартийный «христианс­кий социалист», но Дума не оправдала его надежд и, четыре месяца заседаний окончатель­но в ней разочаровали. В 1905 г. Б. был одним из инициаторов создания московского Религи­озно-философского общества памяти Вл. Соловьева, которое кроме него, посещали также Н. А. Бердяев, В. Ф. Эрн, Е. Н. Трубецкой, С. Л. Франк и дру­гие известные философы, ис­кавшие спасения России на путях нравственно-религиозного обновления. В 1910 г. Б. вместе с единомышленниками органи­зует книгоиздательство «Путь», где публикуются наиболее зна­чительные его произведения, со­зданные в этот период — «Два града» (1911) и «Философия хо­зяйства» (1912), за которое он получает в Московском уни­верситете степень доктора по­литической экономии. В то же время он пишет ряд публицис­тических статей, самая значи­тельная из которых «Героизм и подвижничество» была помеще­на в сборнике «Вехи» (1909). Книга «Свет невечерний» (1917) завершает этот период творчес­тва мыслителя. Когда началась первая мировая война, Б. уви­дел в этом событии не только крах «мещанской культуры» Европы, но и возможность осу­ществления мессианского пред­назначения России. Этому во­просу был посвящен его доклад «Русские думы», прочитанный 6 октября 1914 г. на заседании московского РФО, а также кни­га «Война и русское самосозна­ние» (1915). В отличие от Бердя­ева, Франка, П. Б. Струве и ряда других философов, при­ветствовавших Февральскую революцию, Б. воспринял ее как гибель того, что было для него самым дорогим в русской жиз­ни. Свое отношение к револю­ции он выразил в работах «Хрис­тианство и социализм» (1917), «На пиру богов. Современные диалоги» (1921) и др. События Февральской и Октябрьской революций вызвали у философа тревожные предчувствия лич­ной судьбы, «Страшного Суда раньше смерти», «истления за­живо», которыми он делится с В. В. Розановым в письме от 12 декабря 1917 г. В этот сложный для себя период Б. принимает решение стать священником, решение, которое он вынаши­вал по крайней мере десятиле­тие. Этому способствовало ус­транение серьезного для него препятствия — союза правосла­вия с самодержавием. 11 июня 1918 года в Даниловом монас­тыре состоялось рукоположе­ние Булгакова в дьяконы, а че­рез две недели — в храме клад­бища Св. Духа — в иереи. Б. стано­вится отцом Сергием — так он отныне пожелал быть именуе­мым. За принятие священства Б. исключается из числа про­фессоров университета, уезжа­ет в Крым, где в это время находилась его семья, стано­вится профессором политэко­номии и богословия в Симфе­ропольском университете. Здесь он пишет работы «Трагедия фи­лософии» и «Философия име­ни». По существу, с этого вре­мени начинается богословский период творчества мыслителя.

В начале 1923 г. Б. высылается за границу. Через Константи­нополь он попадает в Прагу, куда его пригласили на кафедру церковного права Русского юри­дического факультета. Из Пра­ги он отправляется в Париж, где в 1925 г. был основан Русский православный богословский ин­ститут, впоследствии переиме­нованный в академию. С само­го его основания и до конца своих дней Б. являлся его бес­сменным деканом и профессо­ром богословия. Наступает рас­цвет богословского творчества мыслителя. Им создается це­лый ряд богословских сочине­ний — «Святые Петр и Иоанн»(1927), «Купина неопалимая»(1928), «Друг жениха» (1928), «Лествица Иаковля» (1929), «Икона и иконопочитание» (1931), большая трилогия «О богочеловечестве», куда вошли «Агнец Божий» (1933), «Утеши­тель» (1936) и «Невеста Агнца» (1938), и др. В этих работах видное место принадлежало учению о Софии, Премудрости Божией. Именно это учение Б. вызвало обвинение его в ереси, которое было предъявлено, поч­ти одновременно, как со сторо­ны Московской патриархии — митрополитом московским Сер­гием, так и зарубежной Правос­лавной церковью, епископами из состава карловацкого собо­ра. Б. в своих докладах по пово­ду обоих обвинений выразил протест против именования сво­их взглядов ересью. Свободу бо-гословствования он считал од­ним из преимуществ правосла­вия и сожалел о непонимании этого. В годы эмиграции Б. много сил и времени отдал раз­витию экуменичегого движения, сближению православия с дру­гими христианскими вероуче­ниями, принимал участие в Рус­ском христианском студенче­ском движении. В 1934 и 1936гг. он совершает поездки в США, где читает циклы лекций в Нью-Йорке, Чикаго, Бостоне и дру­гих городах, произносит пропо­веди в епископальных (англи­канских) храмах. Отличавший­ся неустанной богословской и общественной деятельностью, о. Сергий, однако, никогда не имел собственного храма, а всегда или «сослужил» архиереям или настоятелям, или имел лишь случайные службы. В послед­ние годы жизни Б. тяжело болел (в 1939 г. у него был обнаружен рак горла), перенес две опера­ции, но продолжал активно ра­ботать, хотя это стоило ему боль­ших усилий. Написал «Софиологию смерти» (1939), записы­вал и раздавал свои проповеди. Умер Б. 13 июля 1944 г. от кровоизлияния в мозг. Похоро­нен недалеко от Парижа, на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.

ЭРН Владимир Францевич (1882—1917) — религиозный философ, историк философии, публицист. Родился 5 (17) ав­густа 1882 г. в Тифлисе. Отец Гавриил Андреевич Арефьев, от­чим, усыновивший его, Э. Франц Карлович, шведско-немецкого происхождения, люте­ранин, после окончания меди­цинского факультета Дерптского университета работал в Тиф­лисском аптечном управлении; мать Ольга Павловна Райская, полурусская, полуполька, пра­вославная. Со времени учебы во 2-й Тифлисской гимназии Э. связан тесной дружбой с П. А. Флоренским и А. В. Ельчаниновым, с которыми организо­вал гимназический литератур­но-философский кружок. В 1900—1904 гг. изучает филосо­фию в Московском универси­тете. Оставлен при кафедре все­общей истории, позже стано­вится доцентом, а затем про­фессором университета.

Ком­плекс идей, развиваемых Э. в его работах, сложился доста­точно рано. Прежде всего сле­дует отметить постоянное вни­мание Э. к Платону и платониз­му. Возникнув в гимназические годы, оно получило новый им­пульс во время слушания уни­верситетских лекций С. Н. Тру­бецкого.