И. Якович
Свобода воли
«Боже! Дай мне силы изменить в моей жизни то,
что я могу изменить, дай мне мужество принять то,
что изменить не в моей власти,
и дай мне мудрость отличить одно от другого»
(Древняя мудрость)
Важнейшим философским вопросом является понятие – свободы воли. Если мы предположим, что свобода воли человека выражается в самоосознании, которое рассматривается как способность человека осознанно и самостоятельно планировать, и реализовывать перспективы своего определения в мире. То становится очевидным, что эта проблема вплотную соотносится с проблемой становления всего жизненного пути личности, «единственного и неповторимого» (М.М.Бахтин).
Очевидно, что субъект начинает объединять себя с более полным потоком жизни, и это воссоединение позволяет ему вырваться из эмпирической обусловленности и начать действовать в соответствии со своими высшими смыслами. Эти смыслы звучат, как голос его внутренней необходимости. Если вспомнить известную лютеровскою фразу: «здесь стою и не могу иначе!», то она, наилучшим образом, выражает понимание этой внутренней необходимости.
Австрийский психолог, автор метода «логотерапии» В.Франкл, в своей книге «Человек в поисках смысла» в главе «Самотрансценденция как феномен человека», писал: «.....человеческое существование характеризуется преодолением границ среды обитания вида «Homo sapiens». Человек стремиться и выходит за ее пределы, в мир, и действительно достигает его - мир, наполненный другими людьми и общением с ними, смыслами и их реализацией».
Древние философы несколько иначе смотрели на понятие «точки (топоса) свободы», вслед за Р.Декартом, который решал эту проблему со свойственной ему позиции дуализма, пытался решать Б.Спиноза, верный принципам монизма. Спиноза утверждал, что воля является универсальной сущностью или идеей, которая бесконечна и может простираться за пределы разума. Универсальность воли в том, что она применима как к одному индивидууму, так и к бесконечному их числу. Свободу человека Спиноза рассматривал через могущество разума, а могущество души определялось ее познавательной способностью.
Многие современные ученые, с большим энтузиазмом обсуждали данную проблему. Можно обратиться к статье А.А.Пузырея «В стороне Декарта», где, по мнению автора: свобода – это феномен полного внутреннего самоопределения - и с этим можно согласиться.
В дальнейшей логике нашего рассуждения появляется большое количество вопросов. На что же именно в нашей жизни мы можем влиять? И способен ли субъект влиять на выход из причинно- следственных связей, реагировать каждый раз по-новому и не тянуть прежние наработки в будущее? Способен ли субъект воссоединить себя с высшими, вечными смыслами, создав полноту собственной жизни? Можно ли постичь себя истинного? На каком периоде своего развития человек способен проявлять свою свободу воли, и в какой мере она допустима? Почему человек естественным путем, от природы не получает этого знания?
Несмотря на то, что в основе нашей природы лежит стремление к равновесию (гомеостаз) и здравый эгоизм — желание максимального получения при минимальных усилиях — почему мы, в отличие от животных, совершаем необдуманные и неэффективные поступки? Возможно, в большинстве случаев жизни «Аннушка уже пролила масло», а мы-то считаем, что ход событий зависит от нас?
Очевидно, мы ошибаемся именно в осознании пределов наших возможностей, в постановке целей. Природа не дает нам информации о том, в каких поступках мы действительно свободны, а в каких существует лишь иллюзия свободы, нет у нас этого врожденного инстинкта. Судьба позволяет нам ошибаться — как каждому человеку, так и всему человечеству.
Попытки разобраться
В попытке разобраться в поставленных проблемах, обратимся к очень важному вопросу:
«Когда человек становится способным что-то выбирать?» Для поиска ответа можно проследить развитие человеческой личности в онтогенезе.
Основным двигателем развития личности ученые считают социокультурные условия, в которые помещен индивид.
Индивид рождается с определенными врожденными задатками и только в особых условиях, они могут развиться в способности. Мы знаем большое количество примеров, когда дети с выдающимися задатками к музыке или науке не имели должного влияния среды на развитие этих задатков и претворение их в способности. Постепенно, влияние этих генетических индивидных качеств, слабело и со временем уже ничто не выдавало в обычном человеке потенциального «великого музыканта» или «ученого».
На протяжении всей нашей жизни мы обусловлены социальной ситуацией развития (ССР). В течение жизни она меняется. Это и ведет человека к развитию. Развитие это непрерывный процесс самодвижения, характеризующийся в первую очередь постоянным возникновением и образованием нового, не бывшего на прежних ступенях. С материалистической точки зрения развитие - это процесс, характеризующийся единством материальной и психической сторон, единством общественного и личного.
Критерий возраста - новообразования, которые характеризуют сущность каждого возраста. Новообразование – новый тип строения личности, ее деятельности, те психические и социальные изменения которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание человека, его отношения к среде его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период.
Социальная ситуация развития – это специфическое для данного возраста, единственное и неповторимое отношение между человеком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Социальная ситуация - это исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии личности в течение определенного периода. Она определяет весь образ жизни человека, и его социальное бытие.
Для младенца ССР - это его мать и близкие, от которых он полностью зависит. Далее по мере взросления ребенок выделяет из своего окружения людей, с которыми ему хочется общаться. Если ребенок ходит в ясли и в детский сад, то возможностей выбора сверстников для общения у него достаточно. Но выборы эти бессознательные, интуитивные по принципу нравится - не нравится. Школа дает ребенку еще большую «условную свободу выбора», ребенок может выбирать с кем сидеть за партой, с кем играть, но в этом возрасте дети часто бывают конформистами, они пытаются подражать поведению старших товарищей, примыкают к группировкам, становятся бездумными исполнителями чужой воли. В этом возрасте ребенку необходимо, чтобы общество его приняло и он не слишком щепетилен в выборе этого общества, «...с кем угодно, лишь бы не быть одному».
Пожалуй, о первых попытках реального свободного выбора может идти речь, когда у ребенка происходит относительная автономия от взрослых и наступает фаза интимизации отношений с людьми. Это примерно 15-17 лет. К этому возрасту человек способен на иерархию и автономию мотива, соподчинение одних желаний другим. Психологи называют этот период вторым рождением личности. Если есть второй период, то, очевидно, что был и первый.
Интересное исследование провел Отечественный психолог А.Н.Леонтьев.
Детям, в возрасте от 3 до 5 лет предлагали решить невыполнимую задачу. Например: не вставая со стула, достать игрушку, лежащую на большом расстоянии. Все экспериментаторы выходили из комнаты и оставляли ребенка одного. Часто дети, не долго думая, вставали со стула, забирали игрушку, спокойно садились обратно и начинали с ней играть. Когда экспериментаторы спрашивали этих детей о соблюдении условий задания и те говорили, что не вставали с места, то их угощали конфетами и хвалили. При этом некоторые дети ели конфеты и плакали, некоторые отказывались от конфет, другие съедали все и просили еще. Случаи, когда ребенку было стыдно за свой обман, получили название - эффект «горькой конфеты». Ученые считают, что это признаки первого рождения личности человека.
В общепринятом смысле можно сказать, что на рубеже от 3-5 лет у ребенка зарождается такое морально-этическое образование, как совесть и это свидетельствует о появлении у него первых личностных качеств, т.е. это начальные шаги, когда постепенно ребенок из индивида превращается в личность. В.Франкл говорил: «Орган смысла - совесть, а совесть-это бессознательный Бог».
Далее, второе рождение личности происходит у человека на рубеже полового созревания и характеризуется, как уже было сказано, способностью соподчинения собственных мотивов, потребностью ставить цели, достигать их и главное; в этот период созревает очень важное личностное образование- воля.
В концепции Аристотеля воля определяет не только инициацию произвольных действий, но и их выбор, и их регуляцию при осуществлении. Произвольными действиями или поступками Аристотель называет действия, имеющие источник активности в самом человеке, т.е. осуществляемые по решению человека. Воля понимается Аристотелем, как самостоятельная сила души, и как способность человека к определенной активности, идущей от него самого.
Декарт рассматривал понятие «воля» как способность души формировать желания и определять побуждения к любому действию человека, которые нельзя объяснить на основе рефлекторного принципа. Функция воли: используя разум, бороться со страстями для обеспечения побуждения к избранным действиям. Страсти возникают под влиянием вещей, а желания порождаются непосредственно душой. Воля может выступить против страстей и затормозить движения, «к которым страсть располагает тело». Разум рассматривался - как собственное орудие воли. Декарт относил к сильным душам те, в которых имеются твердые и определенные суждения о добре и зле. Слабые души - воля которых не заставила себя следовать определенным правилам.
Если принять все вышесказанное, то понятно, что для формирования личности необходимы определенные условия, есть ряд характеристик свидетельствующих о достаточной зрелости личности – понятие добра и зла, волевая регуляция, личностные смыслы и т.д.