Декаданс.
Понятие“декаданс”первоначальноприменялоськ историческойлитературе.Применительнок эпохам упадка.А затем былопереименованнона упадоч. лит-ре.:
В80е годы XIX в воФранции декаданс-мистали называтьсебя литерат-худ.явл. откровенновраждебныхреализму. “Декаданс”в их пониманииозначал эстетич.неприятие окр.мира, подчеркнутыйиндивидуализм,утонченностьи осознаниесебя носителямивысокой культуры.
Русскиймодернизм.
Серебрянныйвек русскойпоэзии. Этоттермин еще вначале векаупотребил всв. статье философНик. Бер-в. “Мыживем в серебрянномвеке”. В эмигратцииредактор журнала“Апполон”Марковскийнаписал воспоминания“На Парнасесер-ого века”.
Русскиймодернизмделился на 3течения : Символизм,Акменизм, Фунуризм
Символизм.
1892 -1912 гг. Родилсяон на почве непсихологич.а социальной.
Онидемонстр. отказалисьот служенияобщ. задаче,разочаровав.в культ-полит.программенародничества.
Русскийсимволизм былпопыткой уйтиот действительности.Символистыотошли от традицийрусской лит-рыв мир идеалист.философии, вмир индивид.восприятияжизни.
Русск.символизмвнутренне оченьнеоднороден.К началу 1900г.символизм имел3 направления:
1. Былопредст. Мин-м,Мережковским,Гиппиус идр.,связавшимиискусство сбогоискательнымиидеями. Этиписателидемонстративноотказывалисьот прогресс.традиц. русск.лит-ры и провозглашалиновые принцыпылитературы.
2. В.Брюсов, Бальмонди др. Заявилио себе во 2й половине90х годов XIX. Онирассматривалинов. напр-ие,как чисто литерат.явление. Этимпоэтам былосвойственноипрессионическоевосприятиежизни и стремлениек чисто художественномуисполнениюпоэзии.
Брюсови Бальмонт также как и Мережковскийи др. получилиназвание старшиесимволисты.
3. Младшиесимволисты.Блок, Белый,Соловьев пришлив лит-ру в началевека. Выступалис фил. бож-мпониманиеммира в духе В,Соловьева.Развернутаяпоэтич. декларатциясимволистов- статья Д. Меряжковского.Статья “О причинахупадка и новыхтечениях современнойрусской лит-ре”.
Вэтой статьеМереж. обозначил3 осн. эл. новогоискусства:мистическоесодержание,символы и расширениехудожественнойвпечатлительности”.
“ Впоэзи то, чтоне сказаннои мерцает сквозьтемноту символадействуетсильнее насердце чем то,что выраженнословами слова,только определяютограничиваютмысль, а символывыражают безграничнуюсторону мысли”.
КонстантинБальмонд“Элементарныеслова о символистическойпоэзии”. “Реалистывсегда явл.простыминаюлюдателями,символисты- всегда мыслители”.
“Говорят,что символистынепонятны...”,”Если вы любитенепоср. впечатл.,наслаждайтесьв сиволизмесвойственнойему новизнойи роскошьюкартин. Есливы любите впечатл.сложные, читайтемежду строк- тайные строкивыступают ибудут говоритьс вами красноречиво.
Брюсов“Ключи тайн”.
“Искусство- есть постижениемира любыминерассуд-мипутями. Создискусства - этоприотворенныедвери в вечность.“Искусствоначинаетсяв тот миг, когдахудожник пытаетсяуюснить самомусебе свои темные,тайные чувствования.Где нет этойтайности - нетискусства.Искусство можетбыть велич-йсилой, котороеимеет человечество”.
Мистическоесодержаниепроизрастаетиз идеалистическойфилософии, ониисходят из идеидвоеличия, т.е.противопост.мира земногои небесногомира, мира реальногои царства духовного.
Мирреальный - низкий,осязаемый,познаваемые,постеж. разумом,рациональный.Высшая ступень- мировая душа- это ирреальныймир, мир непознаваемого,непостижимогоразума, а восп.сердцем и душой.
Исскуство- это ср-во преобр-ямира земного,низшего, грубого.Искусствопомогает достичидеалов, приобщитьсяк царству души.Велика рольпоэта символиста,он творец новойжизни, пророк,помогает создатьнового человека.Миссий поэта- самая высокаяна земле. Искусствовыше всех сферчеловеч. жизни.
Символ- и есть тот знаккоторый соед-тэти 2 реальности,это связь мировземного и небесного.Связь этаустанавливаетсятолько чувствами,интуитивно,иррационально.Символ - бесконечнаяцепь смыслов.В отличии отслова он многозадачен.Брюсов называлсимволизм“поэзией намеков”.
“Детиночи”
Устремляянаши очи
Натемнеющийвосток
Детискорби, детиночи
Ждемпридет ли нашпророк
Мыневедомое чуем,
И снадеждою всердцах
Умираямы тоскуем
Понесозданныммирам
Дерзновеннынаши речи
Нона смерть обречены
Слишкомранние предтечья
Слишкоммедленной весны
Погребенныхвоскресенье
И средиглубокой тьмы
Петуханочное пенье
Холодутра - это мы
Нашигимны - нашистоны
Мыдля новой красоты
Нарушаемвсе законы
Преступаемвсе черты
Мы- соблаз неутомленных
Мы- посмешишелюдей
Искрав пепле оскорбленных
Ипотухших алтарей
Мы- над бездноюступеней
Детиночи, солнцаждем
Светувидим и кактени
Мыв лучах егоуйдем.