А |
бсолютная идея-
Абсолютное и относительное - философские категории. А.- безусловное, независимое, безотносительное, самостоятельное, ничем не обусловленное, непреложное. О. (релятивное)- характеризует явление в его отношениях и связях с др. явлениями, в зависимости от них. Движущаяся материя в целом ничем не обусловлена и не ограничена, вечна и неисчерпаема, т.е. абсолютна. Бесчисленные виды и состояния материи, конкретные формы движения, бесконечно сменяющие друг друга, временны, конечны, преходящи, относительны. Каждая вещь относительна, но она частица целого и в этом смысле содержит в себе элемент абсолютного.
Абсолютный дух-
Абстракция- (от лат. abstractio — отвлечение)процесс мыслимого выделения одних и отвлечения
от других свойств и связей предмета. Одна из сторон, форм познания, заключающаяся в мысленном отвлечении от ряда предметов и отношений между ними и выделении какого-либо св-ва и отношения; обозначает и процесс такого отвлечения и его результаты.
Агностицизм - (от греч. agnostos — недоступный познанию) учение, согласно которому человек не
способен познать сущность вещей, не может иметь достоверное знание о них.
Аксиома - (от греч. axioma – принятое положение) – исходное утверждение, предположение, какой-либо научной теории, которое берется в качестве недоказуемого в данной теории и из которого (или совокупности которых) выводятся все остальные предположения теории по принятым в ней правилам вывода. Вопрос об истинности А. решается или в рамках других научных теорий, или при нахождении интерпретаций данной системы. Утверждение, не требующее доказательств.
Анализ - (от греч.-analysis – разложение и synthesis – соединение) – процессы мысленного и фактического разложения целого на составные части и воссоединения целого из частей. В мыслительных операциях А. и С. выступают как логические приемы мышления, совершающиеся при помощи абстрактных понятий и тесно связанные с рядом мыслительных операций. А.- познание частей как элементов сложного целого; приводит к выделению сущности, которая еще не связана с конкретными формами ее проявления. С.- процесс объединения в единое целое частей, свойств, отношений, выделенных посредством А. С. дополняет А. и находится в непосредственном с ним единстве.Способ исследования объектов, к-рый позволяет вычленять отдельные части из целогоподвергать их самостоятельному изучению.
Антагонизм- (греч. Antagonistes- противник) тип противоречия общественного развития, входе
которого изменяется общественный строй.
Аристотель-(384-322 до н. э.), древнегреческий философ. идеи (формы, эйдосы) — внутренние
движущие силы вещей, неотделимые от них. Источник движения и изменчивого
бытия — вечный и неподвижный «ум», нус (перводвигатель).
Атрибут- (от лат. attribuo — придаю, наделяю), необходимое свойство предмета, без которого он
Б |
перестает быть самим собой.
азис и надстройка -– категории исторического материализма, выработанные для характеристики основных структурных элементов каждой общественно-экономической формации. С помощью этих категорий конкретизируется основной вопрос философии применительно к обществу.
Б. - присущая обществу совокупность производственных отношений, необходимо складывающихся в соответствии с определенным уровнем производственных сил.
Н. – это взаимосвязанная система общественных явлений, порожденных экономическим Б. и активно влияющих на него.
Б. и Н. Понятия соотносительные. Б. Определяет качественную особенность данной формации. Б. определяет качественную особенность данной формации, тем самым отделяя ее от других, а порожденная им Н. характеризует своеобразие социальной и духовной жизни каждой формации.
Понятия, выработанные историческим материалистом для характеристики
важнейших структурных элементов каждой исторически определенной
ступени развития общества – О-Э.Ф.
Бихевиоризм - (от англ. behaviour, bihevior — поведение)одно из направлений западной психологии, возникшее в нач.20 в.(основоположник Д Уотсон.) Одно из наиболее распространенных в современной буржуазной философии направлений. Б. Продолжает механистическое направление в философии, сводя психические явления к реакциям организма; отождествляет сознание и поведение, основной единицей которого считает связь стимула и реакции. Все познание сводит к образованию у организмов условных реакций.
Быт- сфера внепроизводственной жизнедеятельности людей, соотносящаяся со сферой труда. Одна из важнейших сфер жизни общества, непосредственно связанная с воспроизводством самого человека, материальная и культурная среда, в которой происходит удовлетворение потребностей в пище, одежде, жилище, отдыхе, развлечениях, поддержании здоровья и т. д. Характер бытовых условий, средства и формы удовлетворения бытовых потребностей в конечном счете определяются способом производства, зависят от изменений в нем. На Б. накладывают глубокий отпечаток обычаи, нравы, традиции народов, классовые различия и т. д.
Бытие- 1) обозначает весь мир(материалистическая философия). Философское понятие, обозначающее существующий независимо от сознания объективный мир, материю. Рассматривая материальность мира и его Б. как понятия тождественные, диалектический материализм отвергает идеалистическое представление о Б. как о существующем до материи и независимо от нее.
2) существование чего-либо вообще. Наиболее общее и абстрактное понятие, обозначающее существование чего-либо вообще. В этом случае Б. следует отличать от реальности, существования, действительности и т. д., как более конкретных и глубоких характеристик объективных процессов и явлений.
В |
еды (ведение) - памятники древнеиндийской литературы (кон. 2-го — нач. 1-го тыс. до н. э.) на
древнеиндийском (ведийском) языке. Веды, или ведическую литературу, составляют сборники гимнов и жертвенных формул. Четыре главные священные книги др. индийцев: Ригведа, Атхарваведа, Самаведа, Яджурведа. Были созданы в течение 12-7 вв. до н.э. Словом Веды обозначаются и относящиеся к данным книгам брахманы (книги, излагающие и толкующие ведийские обряды), араньяки («лесные книги»), где объясняется мистический смысл ведийских обрядов и раскрывается ведийская символика, и созданные позднее Упанишады (книги, в которых культ и мифология В. получают философское обоснование и где на первый план выступает общее рассуждение о боге, человеке и природе). Слово В. употребляется также нарицательно, в смысле «священная книга», «высшая мудрость». Наряду с древними религиозными представлениями в В. имеются и умозрительные разделы, где уже ставятся вопросы о причинах и целях существования мира и поступков человека.
Вера- такое отношение ксобытиям, теориям и даже вымыслам, когда они принимаются за
достоверность и истинное без доказательств. Не основанная на знании убежденность в истинности того или иного явления. Слепая вера в сверхъестественное – составная часть всякой религии. В обычном словоупотреблении В. – это уверенность в научных гипотезах, предположениях, которые в данный момент еще не могут быть доказаны не теоретически, ни экспериментально.
Вероятность-
Вечность - бесконечная длительность времени существования мира, обусловленная несотворимостью и неуничтожимостью материи, ее субстанциональностью, материальным единством мира.
Вещество- вид материи, который обладает массой покоя.ВЕЩЕСТВО И ПОЛЕ – фундаментальное физическое понятие, обозначающее два основных вида материи на макроскопическом уровне: В. - совокупность дискретных образований, обладающих массой покоя (атомы, молекулы и то, что из них построено); П. – вид материи, характеризующийся непрерывностью и имеющий нулевую массу покоя (электромагнитное поле и поле тяготения)
Взаимодействие- всеобщая форма связей тел и явлений, выражающаяся в их взаимном влиянии
друг на друга и изменении.
Возможное и действительное- категории материал. диалектики, выражающие две необходимые,
объективно существующие стадии в развитие любого предмета, явления. Категории, с помощью которых отображается развитие материального мира. Категория В. фиксирует объективную тенденцию развития существующих явлений, наличия условий их выполнения или, как минимум, отсутствие обстоятельств, препятствующих этому возникновению. Категория Д. представляет собой объект, который уже существует в качестве реализации некоторой В. Переход В. в Д. Основан на причинной связи явлений объективного мира.
Война- состояние вооруженной борьбы между гос-вами, нациями или классами, которая по своей социально-политической сущности представляет продолжение политики этих государств, классов средствами вооруженного насилия. В. присущи классово-антогонистическим обществам и обусловлены господством частной собственности, политикой эксплуататорских классов. Различают два вида войн. Несправедливые В. служат продолжением политики эксплуататорских классов, укреплению их господства и их обогащению, они препятствуют общественному прогрессу, защищая старое, изжившее себя. Справедливые В. направлены на освобождение народа от классового и национального угнетения. Однако в ходе войны ее характер может измениться.
Волюнтаризм- (от лат. voluntas — воля; термин введен Ф. Теннисом в 1883), направление в
философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия.Деятельность, не считающаяся с объективными условиями, характеризующаяся произвольными решениями осуществляющих ее лиц.
Время-форма последовательной смены явлений и длительность состояний материи, основные формы существования материи.В современной формальной логике предложение определенного языка, рассматриваемое в связи с оценками его истинности или модальности. В., включающее в себя другое В., называют сложным, в противном случае – простым. Всякое высказывание выражает некоторую мысль, являющуюся его содержанием и называется смыслом В. Та или иная истинностная оценка В. называется его истинностным значением. Наряду с термином В. употребляется термин «суждение».