Смекни!
smekni.com

Современное технологическое общество: проблемы и пути их решения (стр. 2 из 3)

Всё своё время он тратит на то, к чему у него нет интереса, с людьми, не представляющими для него интереса, производя вещи, в которых он не заинтересован; а когда он не производит, он потребляет. Человек без усилий, без внутренней активности «вбирает в себя» всё, что ни обрушивает на него индустрия, развеивающая скуку (и нагоняющая тоску), - сигареты, спиртное, кино, телевидение, спорт, - с тем лишь ограничением, что ему по карману.

Автор утверждает – внутренняя пассивность человека в индустриальном обществе сегодня – одна из наиболее характерных и патологических его черт. Он всё вбирает в себя, он хочет насытиться, но он не шевелится, не проявляет инициативы, не переваривает пищи, какой бы она не была. Вместо того чтобы продуктивно овладевать тем, что ему досталось в наследство, он накапливает это или потребляет. Ему систематически чего-то серьёзно не хватает и это почти не отличается от того, что можно наблюдать у людей в состоянии депрессии.

Внутренняя пассивность человека – всего лишь один симптом целостного комплекса, который можно назвать «синдромом отчуждения». Будучи пассивным, человек не соотносит себя с миром активно. Он вынужден подчиняться своим идолам и их требованиям. Поэтому он чувствует себя бессильным, одиноким и встревоженным.

Среди патогенных воздействий на человека со стороны технологического общества Фромм упоминает ещё два: невозможность побыть наедине с собой и исчезновение личностного человеческого общения.

Возможность побыть наедине с собой – понятие сложное. Она была и остаётся привилегией средних и высших классов, поскольку сама её основа – место, где человек предоставлен самому себе, - дорого стоит. Возможность погрузиться в свой внутренний мир представляется важным условием продуктивного развития личности. Прежде всего потому, что уединение необходимо, чтобы сосредоточиться, освободиться от постоянного «шума» человеческой болтовни и нежелательного вторжения в собственные духовные процессы. Если все сведения частного характера превращать в общедоступные, то переживания станут всё более поверхностными и сходными. Люди будут бояться почувствовать «нечто неправильное»; их ещё легче станет подвергать психологической манипуляции.

c. Потребность в уверенности.

Фромм утверждает, что важнейшим обстоятельством для понимания человеческого поведения в современном обществе является потребность человека в уверенности. У человека нет набора инстинктов, регулирующих его поведение автоматически. Ему приходится выбирать, а это означает, что в ответственейших случаях он рискует жизнью, если выбор сделан неправильно. Обуревающие человека сомнения, когда ему предстоит принять решение – и часто быстро, - вызывают болезненное напряжение и могут даже подвергнуть серьёзному испытанию его способность к быстрым решениям. Как следствие у человека возникает глубокая потребность в уверенности; ему хочется верить, что нет нужды сомневаться, что его способ принятия решений правилен. Такова одна из психологических причин веры в идолов и политических лидеров. Все они устраняют колебания и риск из процесса принятия решений.

Как замечает Фромм, потребность быть уверенным существует и в сфере мысли, чувства и эстетических оценок. По мере увеличения грамотности и развития средств массовой информации человек быстро научился тому, какие мысли «правильны», какое поведение считать надлежащим, какие чувства нормальны, каким вкусам «пришла пора». Всё что теперь надо делать человеку, - это воспринимать сигналы средств массовой информации, и он может быть уверен, что не совершит ошибки. Модные журналы подсказывают, какой стиль сейчас предпочтителен, новые методы поиска подходящего брачного партнёра основаны на решениях компьютера.

Что значит быть человеком?

a. Человеческая природа в различных своих проявлениях.

После обсуждения нынешнего положения человека в технологическом обществе Эрих Фромм приступает к рассмотрению проблемы гуманизации технологического общества. Прежде всего, следует разобраться, что значит – быть человеком, то есть каков тот человеческий элемент, который надо учитывать как основной фактор в функционировании социальной системы.

Типичной ошибкой в понимании сущности человека Фромм считает принятие особой формы бытия человека за его сущность. Так человек обычно определяет свою человечность в понятиях того общества, с которым он себя отождествляет. Однако, если есть правило, то есть и исключения. Всегда находились люди, обращавшие свой взор за пределы собственного общества. В своё время их, может быть, и называли дураками или преступниками, но в летописи человеческой истории они составляют перечень великих людей, узревших нечто такое, что можно назвать универсально человеческим и что не совпадало с мнением людей их времени. Всегда находились люди, и достаточно смелые, и с достаточным воображением, чтобы заглянуть за границы собственного социального опыта.

Фромм приводит несколько определений человека, способных одним словом охватить специфически человеческое: “Человека определяли как Homo faber – производящий орудия. В самом деле человек производит орудия, но наши предки тоже производили орудия ещё до того, как стали людьми в полном смысле слова. Человека определяли как Homo sapiens, но в этом определении всё зависит от того, что подразумевать под sapiens. Использовать мысль, чтобы отыскать более подходящие средства для выживания или пути достижения желаемого, - такая способность есть и у животных, и если имеется в виду этот вид достижений, то разница между человеком и животными оказывается в лучшем случае количественной. Если же, однако, понимать под sapiens знание, имея в виду мысль, пытающуюся понять сердцевину явлений, проникающую за обманчивую поверхность к «подлинно подлинному», мысль, цель которой – не манипулировать, а постигать, тогда Homo sapiens было бы действительно правильным определением человека… Можно бы добавить ещё два определения человека. Одно – Homo negans – человек, способный сказать «нет», хотя большинство людей говорят «да», когда это требуется для выживания или успеха… Другим определением человека стало бы Homo esperans – надеющийся человек. Надеяться – это основное условие, для того чтобы быть человеком. Если человек отказался от всякой надежды, он вошёл во врата ада – знает он об этом или нет – и оставил позади себя всё человеческое”.

Наверное, к этим определениям можно добавить ещё несколько подобных определений, но все они не отвечают на вопрос: что же значит – быть человеком? Автор утверждает, что бессмысленно искать ответ в том направлении, откуда подобные ответы чаще всего и извлекают: хорош или плох человек, любящий он или губящий, легковерный или независимый и т. п. Все эти и многие другие качества, – разнообразные возможности быть человеком. Все эти проявления человеческой природы не отвечают на вопрос, что же такое – быть человеком. Ответ на этот вопрос следует искать не в области многообразных человеческих возможностей, а в сфере самих условий человеческого существования, из которых проистекают все эти возможности в качестве альтернатив.

b. Условия человеческого существования

Фромм выделяет два взаимосвязанных условия человеческого существования. Во-первых, уменьшение зависимости от инстинктов по мере продвижения эволюции животных, достигающее низшей точки в человеке, в которой значение инстинктов приближается к нулевой отметке. Во-вторых, колоссальное увеличение размеров и усложнение мозга по сравнению с весом тела. Увеличившаяся кора головного мозга – основа сознания, воображения и всех тех приспособлений, таких, как речь и создание символов, которые характеризуют человеческое существование.

Свои решения человек принимает не на основании инстинктов, он вынужден принимать их сам. Он сталкивается с необходимостью выбора, и в каждом принимаемом решении есть риск провала. Взамен инстинктам человеку приходится искать принципы, по которым он будет действовать и принимать решения. По Фромму, человек вынужден бороться не только против таких опасностей, как смерть, голод, причинение боли, но также против ещё одной опасности: душевного заболевания. Другими словами, ему приходится защищаться не только от опасности потерять жизнь, но и от опасности потерять рассудок. Существует множество способов, с помощью которых человек может отыскать решение задачи, как оставаться живым и сохранить душевное здоровье. Одни из них лучше, другие хуже. Под словом «лучше» подразумевается путь, способствующий увеличению силы, ясности, радости, независимости, под словом «хуже» - всё наоборот.

c. Потребность выжить и не только выжить.

Чтобы полностью объяснить человеческие затруднения и варианты выбора, Эрих Фромм описывает другой тип социального конфликта, присущий человеческому существованию. Поскольку у человека есть тело и телесные потребности, в основном такие же как и у животного, у человека есть стремление к физическому выживанию. Тело человека заставляет его стремиться к выживанию вне зависимости от обстоятельств, от того, счастлив он или несчастлив, раб он или свободный. Вследствие этого человек должен работать или заставлять других работать на себя. Если бы человек удовольствовался тем, чтобы тратить свою жизнь на обеспечение процесса жизни, не было бы проблем. Но таковы уж особенности человека, что его не удовлетворит жизнь муравья, что помимо области биологического или материального выживания существует характерная для человека сфера, которую можно назвать превосходящей потребности простого выживания, или надутилитарной.