ОмГТУ
Реферат
по философии
на тему
«Современное технологическое общество: проблемы и пути их решения»
(по книге Эриха Фромма «Революция надежды»)
Выполнил: студент гр. Л-211 Горошко В.О.
Проверил: Мосиенко Л.И.
Омск - 2003 г.
План реферата:
1. Введение
2. Что такое надежда?
3. Современное технологическое общество
a. Его принципы
b. Его воздействие на человека
c. Потребность в уверенности
4. Что значит быть человеком?
a. Человеческая природа в различных своих проявлениях
b. Условия человеческого существования
c. Потребность выжить и не только выжить
5. Шаги по гуманизации технологического общества
a. Гуманистическое планирование
b. Активизация человека и высвобождение его энергии
c. Гуманизированное потребление
6. Заключение
Введение.
В своей книге «Революция надежды» Эрих Фромм даёт характеристику современному технологическому обществу и роли человека в нём. В работе предпринимается попытка свести вместе две проблемные области, которые, обычно, рассматриваются порознь: структуру человеческого характера, его особенности и скрытые возможности и современные социальные, политические и экономические проблемы. На протяжении всей книги преследуется одна цель – объединить их, связать воедино их обсуждение.
Новое, полностью механизированное общество Фромм сравнивает с призраком. Нацеленное на максимальное производство материальных благ и их распределение, управляемое компьютерами, оно сделает человека сытым и довольным, но пассивным, безжизненным и бесчувственным, всё больше превращая его в частицу тотальной машины. С победой нового общества исчезнут индивидуализм и возможность побыть наедине с собой, чувства к другим людям будут задаваться с помощью психологических и прочих средств или же с помощью наркотиков. Этот новый тип общества был предсказан Оруэллом в его книге «1984» и Олдосом Хаксли в книге «О дивный новый мир».
Наиболее зловещая черта настоящего, по Фромму состоит в том, что человек, похоже, утрачивает контроль над собственной системой. Он выполняет решения, которые принимают за него электронные машины. У человека нет других целей, кроме всё большего производства и потребления. Человек ничего не желает, ему грозит опасность внутренней омертвелости из-за пассивности.
Автор считает, что человечество стоит перед лицом трагической, неразрешимой дилеммы: «Надо ли нам производить больных людей во имя здоровой экономики, или мы можем поставить наши материальные ресурсы, изобретения, компьютеры на службу человеку? Стоит ли людям оставаться пассивными и зависимыми во имя сильной, хорошо отлаженной организации?» Эрих Фромм видит возможность вернуть социальную систему под контроль человеку. Его надежды в этом плане основаны на следующих обстоятельствах:
1. Человеческая природа – это не абстракция, не бесконечно податливая система, которой можно пренебречь. Изучение системы «Человек» позволяет нам понять, какие особенности социально-экономической системы воздействуют на человека, как расстройство системы «Человек» приводит к расстройству всей социальной системы.
2. Возрастающая неудовлетворённость человека его нынешним образом жизни, её пассивностью и невыразимой скукой. Эта тенденция всё усиливается, потому что значительная часть населения развитых стран, уже вкусив полного удовлетворения материальных потребностей, обнаружила, что потребительский рай не приносит обещанного счастья.
Фромм предлагает с самого начала внести ясность в один вопрос. Сегодня широко распространено настроение безнадёжности относительно возможности изменить принятый курс. Эта безнадёжность остаётся неосознанной и люди пытаются сохранить «оптимизм» и возлагают надежды на дальнейший «прогресс». Прежде чем рассматривать современную ситуацию и возможности для надежды, следует сначала понять, что такое надежда.
Что такое надежда?
Эрих Фромм утверждает, что надежда – это решающий элемент в любой попытке осуществить социальные изменения в направлении большей жизненности, осознанности и разума. Многие не различают понятий «надеяться» и «хотеть», «желать». Но если бы они были равносильны, то те, кто страстно желает иметь машины, дома и прочую ерунду, причём побольше и получше, - были бы носителями надежды. Но это не так; это люди, жаждущие всё большего потребления, а не носители надежды.
Фромм считает, что объект надежды – не вещь, а более полная жизнь, состояние большей жизненности, освобождение от вечной скуки, или, говоря языком теологов, спасение.
Надежда – это внутренняя готовность, напряжённая, но ещё не растраченная внутренняя активность.
«Если надежда, вера и стойкость сопутствуют жизни, как же получается, что столь многие теряют их, причём людям нравится их собственное рабство и зависимость?» - спрашивает себя автор. Люди начинают с надежды, веры и стойкости. Но когда начинается жизнь, превратности окружающего мира и случайности начинают либо способствовать потенциалу надежды, либо мешать ему.
Одной из основных причин безнадёжности по Фромму является формирование полностью бюрократизированного индустриального общества и бессилие индивида перед лицом организации.
Эрих Фромм заключает: «Движение к такому общественному и культурному укладу, при котором верховодит человек, зависит от способности вступить в борьбу с нашей безнадёжностью. Прежде всего, мы должны её осознать. Кроме того, мы должны выяснить, есть ли реальная возможность изменить нашу социальную, экономическую и культурную жизнь в таком направлении, которое позволит снова надеяться. Если нет такой реальной возможности, тогда, действительно, надежда – сущее безрассудство. Но если реальная возможность есть, тогда возможна надежда, основанная на изучении новых альтернатив и вариантов и на совместных действиях по осуществлению этих новых альтернатив».
Современное технологическое общество.
a. Его принципы.
Фромм выделяет два важнейших принципа, по которым функционирует современное технологическое общество. Первый принцип заключается в следующем: нечто должно быть сделано, если это технически возможно. Если возможно создание ядерного оружия, то его следует создать, даже если оно грозит полным уничтожением человека. Если возможны полёты на Луну и другие планеты, то это следует сделать, даже отказавшись от удовлетворения многих потребностей здесь, на Земле. Второй принцип – максимум производительности и выпуска продукции. Требование максимума производительности приводит к требованию минимума индивидуализации, когда личность представляет из себя чисто количественную единицу. Такими единицами легче управлять с помощью бюрократических правил, поскольку они не создают ни проблем, ни трений. Чтобы достичь подобного результата, людей надо лишить индивидуальности и научить причислять себя к корпорации. Автор приводит следующий пример: гигантские телефонные системы, в которых используется техника записи контактов между операторами и клиентами и с помощью которых клиентам предлагают оценить рабочие качества сотрудников, их установки и т. п., - имели своей целью исподволь внушить «надлежащую» служащему позицию, подогнать обслуживающий персонал под единый стандарт и тем самым повысить эффективность.
Фромм утверждает, что общей особенностью организации труда является постоянное устранение элементов творчества (включая элемент риска и неопределённости) и совместного труда путём деления и подразделения задания до такого уровня, когда не остаётся места ни для рассуждения, ни для межличностного контакта, да они и не требуются.
Принцип максимального производства утверждает: что бы мы ни производили, чем больше произведём, тем лучше. Экономический рост осмысливается через всё возрастающее производство и пока не видно предела, за которым производство стабилизировалось бы.
Принципом постоянного и безграничного ускорения руководствуется не только промышленное производство. Тот же самый критерий применяется и в системе образования: чем больше выпускников колледжей, тем лучше. То же самое и в спорте: каждый новый рекорд рассматривается как прогресс.
Фромм замечает: в условиях экономического принципа максимума производства потребитель должен быть готов к тому, чтобы хотеть, а значит, и потреблять всё больше и больше. Промышленность полагается на желание потребителя иметь всё больше товаров. Пользуясь эффектом устаревания, она заставляет его покупать новые вещи, хотя старые могли бы послужить гораздо дольше. Внося изменения в моду на одежду, товары длительного пользования, даже на пищу, она психологически принуждает его покупать больше, чем, наверное, ему нужно или хочется.
Чтобы показать беспокойство промышленности по поводу того, что могло бы случиться с экономикой, если бы изменился образ жизни, Фромм приводит высказывание банкира одного из ведущих коммерческих банков: «Одежду стали бы приобретать для того, чтобы носить её; пищу стали бы покупать по соображениям экономии и, исходя из её питательной ценности; автомобили разбирали бы на составные части, и одни и те же владельцы пользовались бы ими все 10 – 15 лет, в течение которых их можно использовать; дома стали бы строить и содержать за то, что они дают кров, а не потому, что такие дома в моде или что такой же дом у соседа. И что тогда было бы с рынком, полностью зависящим от новых моделей, новых стилей, новых идей?»
b. Его воздействие на человека.
Эрих Фромм считает, что воздействие этого типа организации крайне пагубно сказывается на психологическом состоянии человека. Человек становится придатком машины, подчиняясь её ритму и требованиям. Она превращает его в тотального потребителя, единственная цель которого – больше иметь и больше использовать. Это общество производит массу бесполезных вещей и, одновременно, массу бесполезных людей. Человек становится вещью и перестаёт быть человеком.