Смекни!
smekni.com

Сравнительный анализ философских школ древности

  1. Введение.

2. Древнеиндийскаяфилософия.

3. Древнекитайскаяфилософия.

4. Античнаяфилософия.

5.Заключение.

6.Список литературы


  1. Введение.


Почемуя выбрал именноэту тему длясвоего реферата?Потому,что я хочусравнить античнуюфилософию сдревневосточной.

Задве с половинойтысячи летсвоего осмысленногоразвития человечествоприобрелодовольно обширныйфилософскийопыт,которыйописываетсяи обобщаетсяв многотомныхпроизведениях.

Авторвидит цельфилософии вповышениидуховногоуровня изучающихее, вправильномотраженииокружающейдействительности(своего родапрагматизм),отвергаяпри этом концепции,следованиекоторым понижаетдуховностьчеловека (аесть и такие),либо философскиеспекуляции,не имеющиепрактическогоприменения.Не исключено,что из-заэтого рефератвышел несколько“однобоким”,но в этоми состоит егоособенность.Современноеобщество,с его проблемами,главнойпричиной которыхявляется порожденнаядуховной деградациейжадность,доказываетактуальностьидеи индивидуального(иначе невозможно)духовногороста. На первыйвзгляд,следованиеподобной доктринеявляется глупостью(все равно умрем)и приноситтолько потери(пример – соблюдениеосновных заповедей,без которогоневозможендуховный рост).“Первыйвзгляд”опровергаетсядвумя аргументами:

  1. Исцелениеот болезней.В современнойнауке естьлюди,считающие,что болезниимеют духовнуюприроду,следовательно,не удивительно,что однимитаблеткамивылечить ихне удается.Надо менятьобраз жизни,образ мышления,применяя,разумеется,методысовременноймедицины.

  2. Врезультатеследованияправильномудуховному пути(например,соблюдениеосновных заповедей)развиваютсяличная силаи способностипрактикующего(в результатесохраненияэнергии,котораяобычно тратитсяна удовлетворениестрастей,не приносящихздоровью ничего,кромевреда),его жизньнаполняетсясмыслом.

Естественно,что в даннойработе наиболееполно представленыфилософскиесистемы,отвечающиеуказанномувыше требованию.

Абсолютнаяистина одна,а относительныхмного,но под относительнымиистинами японимаю не всемножествовозможныхпостулатов,а толькоте из них,которые являются“вехами”на пути к абсолютнойистине, такимобразом,отсекаетсямножествобесплодныхтеорий.

Хочетсяпрояснитьпричину,по которой“относительныхистин много”:существуетмножествоусловий длядуховного ростадаже одногочеловека,а сколькосуществуетразличныхличностей?

Авторимеет некоемировоззрение(это что-то вродеидеализма,но не “витающегов облаках”,а признающегосилу материивлиять на сознание),и на егооснове рассматриваетнижеупомянутыефилософскиешколы. Впервыефилософскиеконцепции былиразделены наматериалистическиеи идеалистическиеГегелем,в даннойработе ониклассифицируютсяпо Гегелю.

На мойвзгляд,древневосточнаяфилософияпривлекательнаналичием “пути”,в античной жефилософии этопонятие болееразмыто(исключение– философияПифагора),кроме того,античнаяфилософия(чисто умозрительно)может бытьрассмотренакак упрощениевосточной,но обратногопреобразованияне получится,т.к. древневосточнаяфилософия болееглубока.

Но,расхваливаядревневосточныефилософскиешколы,вынужденпризнать,что срединих есть и такие,что уводятот абсолютнойистины (какправило,их основатели– представителинизших каст),и, возможно,последоватьтакой школедаже хуже,чем какому– либо невежественному(под “невежеством”здесь и далеепонимаетсяне безграмотностьи отсутствиелогики, аложные взгляды,невериев духовныйзакон причиныи следствия,например) учению.С другой стороны,в античнойфилософии естьучения,которыеможно считатьблизкими кистине,но,повторюсь,они выглядятнеглубокимии непроработаннымив сравнениис аналогичнымидревневосточнымиучениями.

В любомслучае, читателюсамому определять,какойфилософскойконцепциипридерживаться,но от еговыбора зависитего будущее,ведь законымирозданияне изменятсяв зависимостиот того, принимаемли мы их во внимание,или нет.


2. Древнеиндийскаяфилософия.


Скореевсего, неудасться раскрытьсуть индийскойфилософии втакой маленькойработе. Причиназаключаетсяв ее (философии)глубине,охватывающейне толькочеловеческоесуществование,но и миры,уровенькоторых вышемира людей.Конечно с этимможно спорить,утверждать,что индусынаивныкак дети,если верятв подобныевещи. Доказательствомсуществованиясверхчеловеческихмиров (мировбогов) являетсяиндийскоеискусство.Известен прием,называемый“свара”– певец сосредотачиваетсвой ум на каком- либо духовномцентре (“чакре”)своего организма(в центре груди,например),из-за чегосовершенноособым образомизменяетсяего голос,эмоции,у слушателявозникаетрезонанснаябиоэнергетическаяактивациясоответствующихцентров,в результатечего слушательиспытываетвозвышенныеэмоции,даже такие,на которыеон сам был неспособен. Силаэтого воздействиязависит отдуховногоуровня исполнителя,от еголичной силы,способностисосредоточитьсяи “передать”состояние, атакжеот восприимчивостислушателя.Стоит отметить,что “свара”проявляетсясильнее всегопри исполнениирелигиозныхпесен, восхваляющихдостоинствабогов. В этомсекрет “индийскогоочарования”.Западным исполнителямэтот приемнеизвестен.

Длядревнеиндийскойфилософиихарактеренинтерес какк человеку,так и к целостностимира. Многиеиндусы считают,что наЗападе слишкомрезко противопоставляютБога человекуи природе,в то время каквесь мир одушевленодним и тем жедухом,одним и тем жеБогом.

Индийскаямысль довольномистична. Смистикой органичносвязана сосредоточенностьиндусов,которая признаетсяодним из необходимыхдостоинствчеловека. Индусысчитают,что именноискусствомистики,духовныепереживанияи медитациине раз позволялиим противостоятьпревратностямистории.

Индийскуюфилософию частообвиняли впессимизме,догматизме,консерватизме,чуждости идеепрогресса,абсолютизациипсихического.Эти обвинениявыглядят “притянутымиза уши”в виду того,что напротяжениидвух с половинойтысячелетийиндийскаяфилософиядостойно выполняетсвое назначение– направляетдеятельностьсвоих почитателей.

Ниже приведенкраткий обзорфилософскихшкол древнеиндийскойфилософии.


Брахманизм.


Бpахманывысказываютпредположенияо возникновениимира. Брахма(безличноесущее) - универсальный принцип. Избрахманизмапроизошлипервые школыйоги.


Кpитическиешколы.


Адживика(натуpалистически-фаталистическоеучение), Буддизм,Джайнизм, Чаpвака(Локаята). Согласные:Hьяя (логика),Вайшешика(понятие обатомах), Веданта(мир - иллюзия),Миманса, Йога.Обpаз мировогокосмическогочеловека - Пуpуша.Атман - индивидуальноечастное начало.Это системаобъективногоидеализма.Дpугой способобъективногомиpоустpойства:материальноеначало - пpакpити(естественнаяпpичинно-следственнаясвязь).


Джайнизм.


Джива (живое)и аджива (неживое).Провозглашаетдуализм. Сущностьчеловека двояка- материальнаяи духовная.Джайнистыподробно разработаликонцепцию кармыи различаютвосемь видовразных карм(злые и добрые).Джайнистыверят, что человекпри помощисвоей духовнойсути можетконтролироватьматериальнуюсуть и управлятьею. Бог - это всеголишь душа, котораякогда-то жилав материальномтеле и освободиласьиз пут кармыв цепи перерождений.В этике джайнизмаговорится оправильномпонимании,обусловленномправильнойверой, о правильномпознании ивытекающемотсюда правильномзнании и о правильнойжизни.


Буддизм.


Будда(просветленный)- принц Гаутам.Центром ученияявляются четыреблагородныеистины. Существованиечеловека неразрывносвязано состраданием.Рождение, болезнь,старость, смерть,встреча с неприятным,расставаниес приятным,невозможностьдостичь желаемого- это все ведетк страданию.Причиной страданияявляется жажда.Устранениепричин страданиязаключаетсяв устранениижажды. Существуетвосьмеричныйпуть избавленияот страданий:правильноесуждение, правильноерешение, правильнаяречь, правильнаяжизнь (соблюдениепяти заповедей),правильноестремление,правильноевнимание иправильноесосредоточение.Отвергаетсяжизнь, посвященнаячувственнымудовольствиям,и путь самоистязания.При соблюденииэтого, человекв конце концовдостигнетнирваны. Hиpвана- постепенноеугасание желаний,связанных сэтой жизнью.Это наступает,во-пеpвых, в этойжизни и, во-втоpых,для каждого.


Локаята(иногда чарвака).


Материалистическоенаправление.Отрицаниесуществованиязагробнойжизни, законакармы и самсары.Человек состоитиз четырехматериальныхэлементов -земли, воды,огня и воздуха.Соединяясь,они образуюттело, органычувств, и на их основе возникаетдуховное начало.В человеке нетничего, чтопережило быего смерть.


Индуизм.


Философскоеобоснованиеиндуизма заключаетсяв шести системах.Связывает ихстремлениенайти путь, накотором можнодостичь искупленияиз пут кармыи цепи перерождений.


Санкхья.


Учит,что существуетпервичнаяматериальнаяпервопричинамира. Превращениеиз аморфнойформы в мирсуществ и предметовосуществлялосьпод влияниемтрех качественныхэлементов -стремление,тьма, ясность.В каждой вещипреобладаетодин из этихтрех качественныхэлементов. Всанкхье признаетсясуществованиеабсолютнойдуши, котораянезависимаот материальнойосновы мира.Ее нельзя наблюдатьи обнаружить.При соединениивозникаетдвадцать пятьисходных принципов:материальныеи духовные.


Йога.


Важный элемент- тренировка.Самообладание,овладениедыханием приопределенныхположенияхтела, изоляциячувств от внешнихвлияний, концентрациямысли, медитация,состояниеотторжения- освобождениеот телеснойоболочки.


Вайшешика.


Существуютпостоянныеизменения,вечный и циклическийпроцесс возникновенияи упадка. В этомпроцессе, однако,имеется устойчивыйэлемент атом.


Ньяя.


Система, вкоторой делаетсяупор на исследованииметафизическихвопросов припомощи логики.


Веданта,Миманса.


Насанскрите слововеданта означаетконец вед.К Ведантев широком смыслеотносятся:собственноВеданта,пурва-миманса,некоторыеучения вишнуизмаи шиваизма,а такженеоиндуизма.СобственноВеданта – однаиз шести ортодоксальных(признающихавторитет вед)философскихсистем;сочинение“Веданта-сутра”(или “Брахма-сутра”)приписываетсямудрецу Бадараяне(4-3 вв. до н.э.). Высшаяреальностьи причина всегосуществующего– вечный несотворенныйбрахман. Цельюбытия Ведантасчитает “освобождение”,достижениеизначальноготождестваиндивидуальногодуховногоначала (атмана)и брахмана.Позднейшиеварианты собственноВеданты:адвайта-веданта(не двойственная)Шанкары,учениеРамануджи.ПредставителиВеданты в новоевремя:Рамакришна,Вивекананда,Радхакришнани др.

Насанскрите словомиманса означаетисследование.Миманса – однаиз шести ортодоксальных(признающихавторитет Вед)систем индийскойфилософии.Основана Джаймини.Исходя из абсолютногозначения ведийскогоритуала и отрицаябезусловнуюценность мокши(освобождения)и религиозногоотшельничества,Мимансаутверждалаидеал сравнительноболее деятельнойжизни и способствоваласкладываниюсоциальнойсистемы индуизма.


Древнеиндийскаяфилософия исовременность.


Несмотряна свое древнеепроисхождение,индийскаяфилософияпродолжаетвлиять на умысовременныхлюдей.Например,в древнейшихсвященныхписаниях планеты– Ведах (датируемыхтысячелетиямидо нашей эры)– содержатсязнания, которымисовременноечеловечествопо большейчасти еще неможет воспользоваться.Знания этипоражают своейсложностьюи универсальностьюи затрагиваютбуквально всестороны человеческойжизни: физика,математика,химия, астрономия,биология,архитектура,космология,медицина, техника,музыка, литература,и многие другие.Иногда они дажепревосходятсовременныенаучные познания.Лишь тольков последниенесколькодесятилетийученые началинаходитьподтверждениемногим казавшимсяранее мифологическимифактам.
Нижеприводятсялишь некоторыеиз достиженийдревнеиндийскойнауки и техники,которые быливновь воплощеныв Европе и СевернойАмерике лишьза последние100-150 лет.



Медицинаи биология

Достиженияи знания

Первыеупоминания

Открытысовременнойнаукой

Пластическиеоперации Сушрута(4000-2000 гг. до РХ) Немецкиемедики 1968 год.
Протезы РигВеда (1.116.15) ХХвек
Числохромосом Махабхарата 1890 год
Соединениемужских и женскиххромосом взиготе БхагаватаПурана ХХвек
Уребенка слышносердцебиениена 2-ой месяцбеременности АйтареяУпанишада,БхагаватаПурана Робинсон,1972 год
Искусственноеоплодотворение Махабхарата Стептое,1978
Партеногенез Махабхарата ХХвек
Увеличениепродолжительнос-тижизни прикосмическихпутешествиях БхагаватаПурана Ещене подтверждено
Делениеклеток (на 3слоя) БхагаватаПурана ХХвек
Микроорганизмы Махабхарата XVIII век
Жизньв растениях Всяведическаятрадиция Боз,XIX век
Изучениеприроды сна ПрашнаУпанишада,Йога-сутрыПатанджали ХХвек
Анализстроения уха РигВеда, АйтареяУпанишада Лабиринт-Макналли,1925 год

Физика

Достиженияи знания

Первыеупоминания

Открытысовременнойнаукой

Скоростьсвета РигВеда, Саянбхашья(1400 г) XIX век
Планеты,которые находятсяза Сатурном Махабхарата XVII-XIXвека
Космическиепутешествия Многиепроизведения Наначальнойстадии
Силагравитации ПрашнаУпанишада XVII век
Ультрафиолетовыйи инфракрасныйспектры МундакаУпанишада ХХвек
Тахионы,передвигающиесябыстрее света МундакаУпанишада Сударшан,1968 год
Ядерноеоружие Махабхарата,БхагаватаПурана СерединаХХ века
Черныедыры МундакаУпанишада ХХвек
Летательныеаппараты (тяжелеевоздуха) РигВеда, Рамаяна,Махабхарата КонецХIХ века
Субатомныечастицы БхагаватаПурана Томас,Резерфорд,Чадвик, ХХ век
Использованиезвука дляразру-шенияматериальныхобъектов Махабхарата("ваджра-астра") Гавро,1964
Круговоротводы в природе РигВеда, Рамаяна XIX век

Хотя времяпоявления илинаписанияведическихтекстов - четырехизначальныхВед, а такжеУпанишад, Пуран,Махабхаратыи Рамаяны –очень трудноопределить,все ученыеподтверждаютих значительнуюдревность. Так,они относятвремя появленийдревнейшихчастей Риг Ведык IV-III тысячелетиюдо РХ.
Другиеведическиеписания по ихподсчетам былизаписаны в Iтысячелетиидо РХ – первыхвеках по РХ.
Это частичносовпадает свнутреннейведическойтрадицией,согласно которойВеды были впервыесобраны воедино,отредактированыи записаны вIII тысячелетиидо РХ (а до этогоони передавалисьисключительноустно по цепиученическойпреемственности,от духовногоучителя - к ученику).
Помимо исчерпывающихматериальных,в ведическихпроизведенияхпредставленыпоразительныедуховные итонкоматериальныезнания: личныйБог, всепроникающийБрахман, душа,закон кармы,круг перевоплощений- "колесо самсары".Также в этихписаниях описаныэзотерическиепути развитиянеобычайныхмистическихсил и духовноговозвышениячеловека.
Итак,что же такоеВеды? В принципе,это слово можнодаже не переводитьс санскрита- слово "веда"переводитьсяна русский как"ведать", "знать".То есть Веды– это, буквально,книги знания.Согласно самойведическойтрадиции, изначальносуществовалатолько однаВеда, полученнаянепосредственноот ВерховногоГоспода Вишну.Однако около5 тысяч лет назад,в связи с духовнойдеградациейчеловечества,мудрец Вьясаразделил единуюВеду на 4 части,самхиты: Риг,Сама, Яджур иАтхарва.
Ведическиеписания – этоогромный сводпроизведений,которые примыкаютк изначальнымчетырем Ведам.Это брахманы(описание иобъяснениесакральногозначения ведическихжертвоприношений),араньяки (книгидля людей, которыерешили отрешитьсяот мира) и Упанишады(философскиепроизведения,в которых описываетсяАбсолютнаяистина). Каждаябрахмана, араньякаи Упанишадаотносится кодной из Вед.Все вышеперечисленныепроизведенияназываются"шрути" - "услышанное".

Помимо этогодревнейшегосвода, существуеткорпус писаний"смрити" -"запомненное",который называютиногда "пятойВедой". Смритисостоит из 18Пуран - обширныхпроизвдений,охватывающихбольшое количествотем, от социологиидо мистики, иРамаяны и Махабхараты- двух великихэпическихпроизведений,в которых такжезатрагиваетсямного вопросов.Например, частьюМахабхаратыявляетсяБхагавад-гита- один из самыхизвестныхфилософскихтрактатовИндии.


3. Древнекитайскаяфилософия.


Одна изинтересныхособенностейкитайскойфилософии –это отношениямежду обществоми человеком,правителеми его подчиненными.Не теория познания,не логика,не эстетика,а этикастоитна первомместе в размышленияхосновныхпредставителейкитайскойфилософии.Возраст китайскойфилософии тотже, чтои у индийской– более 2,5тысяч лет.

Китайскиефилософы, такжекак и их коллегииз других регионов,уделялипристальноевнимание единствумира. В связис этим вводилисьпредставлениятянь(небо) и дао(путь,законизменениявещей).

Ниже приведенкраткий обзорфилософскихшкол древнекитайскойфилософии.


Даосизм.


Китайскаяфилософиягораздо меньшеинтересоваласьвопросом строениямира. Толькодаосизм болееили менее решилэтот вопрос.

ОснованЛао-цзы в 604 г. дон.э. Дао - всеобщаязакономерность,первоосноваи завершениевсего существующего;вечно, безымянно,бестелестнои бесформенно;присутствуетвезде.

Вцентре вниманиястоят природа,космос и человек.Мир пребываетв постоянномдвижении иизменении,развивается,живет и действуетспонтанно, безкаких-либопричин. Космическийчеловек - Поньга.Мир появилсяиз его частей.Философия:безличностныеначала принадлежатВселенной. Дао- путь, дорога,причина, цельразвития мира.Два Дао: незыблемое,постоянноеначало, некаяпустота. Ононе познаваемо,мы толькодогадываемся,что оно есть.Втоpое: реальноеДао - направленностьпути человекаего судьбой,естественнаяприрода вещей.Появляютсяеще два первоначала- небо и земля.Поньга рождается,раздвигаяпустоту, образуянебо и землю.Безличностныеначала: дваДао: Ян - некотороемужское начало(светлое, активное), Инь - некотороеженское начало(темное, пассивное).Ян устремляетсяв небо, Инь вземлю. Есть ещеодин элемент- Цзы, выполняющийроль склеивающегоначала междуЯн и Инь. Даоразлито повсюду- идея пантеистическогоначала (божественноеначало - вездеразлито, вездеего можно найти).Что надо, чтобыпознать? Пpинципнедеяния - Увей.В этом миреничего нельзяменять, к Даонадо приобщаться.Тот, кто мудр,тот не говорит.Представленияо Дао есть и уКонфуция и вдругих школах.


Конфуцианство.


Основатель- Кун-цзы (551 - 471 гг.до н.э.). Небо -высшая силаи грозный повелитель,судьба и рок.Основа порядкав стране - ли(церемонии иритуалы). Каждыйдолжен следоватьдао - "правильныйпуть". Конфуцийразвивал концепциюполитики: лучше,если бы народзнал, поэтомунужно его просвещать.Характернаоpиентацияна практическоеповедение.Конфуция интересовалоположениечеловека вобществе. Каковчеловек посвоей природе?Конфуций: скорееон добр илинейтрален.Откуда зло? -от недостаткаобразованияи воспитаниячеловека. Hеобходимообразовыватькаждого и всех,но в рамкахкастового слоя.Судьба помещаетчеловека вопределенныйслой. Чтобы ейне сопротивлялись,человека нужнообразумить.Реализовална практикеряд принциповповедения:человеколюбие(жень), справедливость(инь), знание(джи), церемонии(ли), уважениек родителям(сяо), принциппочитаниястаршего брата(ди, все наследовалстарший брат),принцип почитаниягосподина. Всеуправляетсягосударствомна основе сакральныхнорм. Юpидическаянорма вродебы не нужна.Эту системуразвили: ученикиМен-цзы (природачеловека-пpиpодадобра), Сюнь-цзы(исказил концепцию- природа человека- природа зла).Испpавить зломожно образованиеми воспитанием.Появилисьшколы,противоположныеКонфуцию пометодам решенияпроблем.


Моизм.


Главноевнимание уделяетсяпроблемамсоциальнойэтики, котораясвязываетсяпосредствомстрогой организациис деспотическойвластью главы.Весь смыслзаключаетсяв идеях всеобщейлюбви и преуспеваемости,взаимной пользы.Школа моизма(Мен-цзы). Судьбыкак таковойнет, все людиравны - образовыватьнужно всех.Каждый самуправляет своейсудьбой. Самыебольшие демократыв Дpевнем Китае.Должны бытьгосударственныепринципы образования.

Легизм.


Шан Ян (природачеловека - зло).Учение, сосредоточившееглавное вниманиена вопросахсоциально-политическихизменений. Егопредставителизанималисьпроблемамисоциальнойтеории и проблемами,связаннымис государственнымуправлением.Законники - непослушаниеи уважение, азакон, жесточайшиеюридическиерегламентации.Hикто не обязанлюбить, но каждыйобязан исполнятьзакон. За нарушение– наказание;чем меньшепроступок, тембольше наказание.Если пресечьв самом начале,то не будет идалее преступлений.Как наблюдатьза исполнениемзаконов, какконтролировать?Хань Фан-цзы:надо, чтобыкаждый следилза каждым идоносил. Hаказаниеза недоносительство.Система тотальнойслежки и доносительстваначальнику.


Эклектики.


Стремлениесоединить водну системувзгляды и концепцииразличных школ.Они утверждали,что каждая изшкол постигаетдействительностьсвоим способоми необходимоэти способыобъединитьв такую целостность,которая былабы новой универсальнойсистемойинтерпретациимира.


Древнекитайскаяфилософия исовременность.

Наибольшеевлияние нафилософиюсовременногоКитая оказалашкола Конфуция,появилисьшколы так называемогонового конфуцианства,принципыэтих школ – втом числе умелоорганизованныепроцессы образованияи воспитаниямолодежи оказываютблаготворноевлияние наразвитие современногокитайскогообщества.

Внастоящее времясуществуюттакже последователидаосизма (восновном,в Китае),даосскиешколы считаютсятайными,но от этогоих влияние насовременноеобщество неуменьшается.Например,каждыйкитаец хотьнемного знакомс каким – либостилем ушу,практикуяэтот стиль сразличнымицелями:самооборона,исцелениеот недугов ит.п. Но в каждомстиле ушу естьтак называемая“внутренняяработа”(этот аспектесть даже в такназываемых“внешних”стилях, нотам ей уделяетсяменьше внимания).Дело в том, что“внутренняяработа”выполняетсяпо даосскойсистемесамосовершенствования.О “внутреннихпрактиках”даосизма вообщемало известно,т.к. существуеттрадиция неоставлятьписьменныхруководствпо этой системесамосовершенствования,либо оставлятьих в зашифрованнойформе,пример– довольноизвестнаядаосская алхимия,“выплавлениепилюли бессмертия”.Если принятьтакой трактаткак прямоеруководствок действию,произойдетсильнейшееотравлениетакого “практикующего”,были случаии летальныхисходов.

Целидаосской алхимии(как и японскогоаналога - сэндо),в зависимостиот уровня практики– обрести телои душу ребенка(омоложениеорганизма,продлениежизни),превращениепрактикующегов сверхчеловеческоесущество ислияние с Дао(с миром Богов),т.е. достижениебессмертия– у достигшеговысшей целидаосизма сознание,в отличие отобычного человека,в момент смертине прерывается,и он рождаетсяв высшем мире.Доказательствомдостиженияявляютсясверхчеловеческиеспособноститакого человека(которые неафишируются,чтобы предотвратитьпадение из-загордости),например,необычнаяфизическаясила (вспомнитеБрюса Ли – онвнешне ничемне отличалсяот среднегокитайца).

Ночудес не бываетдаже в даосизме,и сверхчеловеческиеспособностидостигаютсясверхчеловеческимтрудом. Требуетсястрого соблюдатьзаповеди,прежде всего,касающиесясохраненияжизненных сил(т.е. вести жизньмонаха,есть болеемягкий подход– сексуальныеотношениядопускаютсятолько длярождения детей).Практика даосизмаопасна – известныслучаи,когда практикующие,не соблюдающиезаповеди,сходили с ума,т.е. вместоожидаемоговозрастаниядуховности,деградировали.Как правило,даосы не едятмясо,кроме того,едят меньшесреднего человека.

Какучат даосскиемастера, вчеловеке естьизначальнаяжизненнаяэнергия (истиннаяци) и постнатальнаяци. Постнатальнаяци – это жизненнаяэнергия,приобретаемаяиз пищи и в процесседыхания. Изначальнаяци способствуетразвитию,расходуетсяпри сексуальныхконтактах,в результатемы начинаемжить за счетгрубой постнатальнойци (душа грубеет).Но постнатальнаяци может бытьпреобразованав изначальную,которая находитсяв почках. Прирастрате сексуальнойэнергии мозгсжимается,клеткиначинают отмирать.Если в молодоститратить изначальнуюци – развиваетсяслабоумие.Изначальнаяци тратитьсятакже на процессыжизнедеятельности.Растрата ци- это самоубийство.В Китае былмонах,проживший290 лет. Его 4 секрета:

  1. занималсяцигун – контролировалэнергию;

  2. монах;

  3. скудноепитание;

  4. велпрактику искорененияжеланий.

Прирастрате сексуальнойэнергии происходитоблысение,уменьшаетсяколичествоспинномозговойжидкости. Припомощи цигуна(сэндо) можновосстановитьвыпавшие волосы.Практика воздержанияот сексуальныхконтактовусиливаетпечень. У печениесть функция,регулирующаясвободноепротеканиеци,если же ци нетечет свободно– возникаютболезни. Слабаяпечень приводитк уменьшениюспособностисосредоточитьум. Для сублимациисексуальнойэнергии необходимоиспользоватьдыхательныеупражнения.Подвижный образжизни усиливаетселезенку,голоданиеусиливаетселезенку,сладкое – наоборот,ослабляет. Оважности заповедей:совершениеубийства угнетаетфункцию печени,воровство –функцию селезенки,прелюбодеяние– функцию почек;кофе,чай,шоколад – плоховлияют на печень.Нарушениезаповедейухудшает работусердца.

Пятьступеней внутреннейпрактики даосизма:

  1. исправлениенедостатковтела – боевыеискусства,при этом нельзярастрачиватьэнергию;

  2. малаянебесная орбита(не являетсясекретной) –становлениесемени энергиейци,размер наработаннойэнергии доводитсядо размератела;

  3. большаянебесная орбита– созданноетонкое теловыходит измакушки;

  4. тренировкатонкого телаи достижениепустоты;

  5. изпустоты – слияниес Дао.

Хочетсяотметить,что невозможно“перепрыгнуть”через ступень.


4.Античная философия.


Античнаягреческая игреко-римскаяфилософия имеютболее чемтысячелетнююисторию – с 6в. до н.э. до 529 годан.э. В историиантичностиразличаетсянесколькоэтапов.

1. Эпоханатуралистов.Между 6 и 5 векамидо н.э. мы видимпредставителейразных школ:ионийцев,пифагорейцев,элеатов,атомистов,эклектиков.

2. Софистыи Сократ сталипервыми гуманистами,они попыталисьответить навопрос,в чем же сутьчеловека.

3.Платон и Аристотельдали важнейшиеобразцы большогофилософскогосинтеза.

4. Эллинистическийпериод эпохизавоеванийАлександраМакедонскогозакончилсявместе с языческойэрой кинизма,эпикуреизма,стоицизма,скептицизма,эклектизма.

5. Религиозныйпериод неоплатонизмаи его модификаций.

6. Христианскаямысль в лицеФилона Александрийского,попытавшегосясинтезироватьВетхий Завети греческуюмысль. Этоподготовилосредневековуюцивилизациюи европейскоехристианство.

Ниже приведенкраткий обзорфилософскихшкол периодаантичной классическойфилософии(имеютсядва направления:идеалистическое,и материалистическое).


Материалистыставят проблему архе- первоначаламира.


Милетскаяшкола.

Фалес.

624-547д.н.эАрхе-это вода. Мирпроизошел изводы, в водезародиласьжизнь.


Анаксимандр.

610-546д.н.эАрхе-это апейрон,проматерияиз которойвозник мир,являющий собойсочетаниепротивоположностей:теплое и холодное,сухое и влажное.Из этой проматериивозникаютчетыре превоэлемента:огонь, вода,земля, воздух.Наш мир одиниз множествадругих миров.


Анаксимен.

585-525д.н.эАрхе-воздух. В зависимостиот степениуплотненияпоявляются:вода, огонь,земля, камень,металл, ветер,облака.


Ксенофан.

580-487д.н.эВсев мире состоитиз воды и земли.Боги-порождениелюдского ума.Бог - это самаприрода


Парменид.

540-480д.н.эСтавитвопрос о путяхпознания окружающегомира. Нельзядоверять чувствам,нужно руководствоватьсярациональнымпознанием.


Зенон.

490-430д.н.эСтавитвопрос о природедвижения. Движение-диалектикапрерывногои непрерывного.Отрицаниедвижения- обманчувств. Чувствамдоверять нельзя.


Гераклит.

544-483д.н.эМирникем не создан,он вечен, онзакономерновоспламеняетсяи угасает. Изчистого разума,логоса путемраскола и борьбыпроизошломножествовещей. Все течет,но в этом теченииивластвуетлогос, как закон.Мудрость- естьпознание разума,быть мудрымозначает склонитьсяперед логосоми подчинитьсяему. Толькотаким путемчеловек можетобрести душевнуюясность (высшеесчастье).


Эмпедокл.

487-424д.н.эЧетыреначала, корнямира: земля,вода, огонь,воздух. Этикорни пассивны,но на них действуютактивные силы:вражда и дружба.Под их влияниемкорни мирапостоянноперемешиваются.Образованиежизни: из четырехкорней подвлиянием дружбывозникают частиживотных, происходитсоединениеотдельныхчастей. Случайные,неоправданныесоединенияпорождаютчудовищ.


Анаксагор.

500-428д.н.эНельзяупотреблятьтермины - возникаети уничтожается.Надо говорить- смешиваетсяи разделяется.В основе всехвещей существуютсемена геометрии,это проматерия.Ничто не возникаетизначальнои ничто не пропадает.Нус (ум)- силаразделяющаяи сливающая.Источник движенияпротивостоитматерии.


Демокрит.

460-371д.н.эВ основематерии лежататомы. Пустотавне атома,пространствовне материи.Если бы небылопустоты, тоневозможнобыло бы разделитьяблоко. Атомыразличаютсяформой: огоньиз шарообразных,земля из кубическихи т.д. Демокритвыделял двавида качества:1. первичноекачество,зависящееот свойстватомов: плотность,величина, рыхлость.2. Вторичноекачество -вещьвоспринимаетсячеловеком:горячее, холодное,вкус, запах.Представлениео космосе, помнению Демокрита- миры бесчисленныи различны поразмерам, однимиры растут,другие разрушаются;погибают другот друга.


ИДЕАЛИЗМ.


Орфей.

Требуетвести чистуюжизнь, религиозныецеримонии. Винодолжно восприниматьсякак символслияния с богом.Главный бог Вакх-бог вина.

Пифагор.

580-500д.н.эГоворило бессмертиидуши. Тело - гробницадуши. Необходимовыбраться изкруга перевоплощения.Изучать науки.Труд - идеалпрезренных,только разумдостоен почитания.Чувственноепознание неявляется истинным.Математика- деятельностьлогики и мысли.Вся вселенная- гармония ичисла.

СОФИСТЫ.

Протагор.

480-410д.н.э"Человекесть мера всехвещей - сущихв их бытии и несущих в их небытии."Поэтому невозможнаобщезначимаяистина. Всеотносительно.Для одного итого же человеканикогда однои то же не бываетистинным. Ничегоне существует.Если бы что-либосуществовало,то оно было бынепознаваемо.Если бы дажечто-нибудьсуществовалои оно было быпознаваемо,то знания о немнельзя былобы сообщитьдругим.


Сократ.

469-399д.н.эЦельфилософии непознание мира,а научить человека,как надо жить.Выделяет двавида знаний:конкретноеи абстрактное."Я знаю то, чтоя ничего незнаю". С этогоначинаетсяпуть познания.Источник знания- внутреннийголос. Знаниеуже находитсяв душе человека,надо его толькооттуда извлеч.Итог познания- три основныедобродетели:умеренность,храбрость,справедливость.


Платон.

427-347д.н.эСуществуетдва мира: миридей - истинноебытие, мир изменчивыхнепостоянныхвещей. Вещи -смесь бытияи небытия, идеальногои не идеального.Наш мир - миртеней, отражениеистинного мира.Парадокс знаний- если ты что-тознаешь, то зачемтебе это познавать.Если ты ничегоне знаешь, токак найдешь,что искать.Учение о душе- душа бессмертна,является причинойсамой себя. Вней находятсявсе предзнания.Предзнание- знание о сущностивещей. Сущностьвещи - идея. Платонприходит кмысли, что идеисуществуютв другом мире.Платон выделяетидеальноевремя, когдалюди рождалисьиз земли, ненуждались вжилище, занималисьфилософией.Затем возникланеобходимостьборьбы, самосохранения.Идеальное времяуходит в прошлое.Возникаетгосударство.Идеальноегосударство- правят не многие,но способные,одаренные отприроды, смноголетнейподготовкой.Каждый занимаетсясвоим делом:работники,воины, стратеги,правители -философы.Произведения:"Апология","Пир", "Государство","Законы" и т.д.


Аристотель.

384-322д.н.эСистеманаук - теоритическая(познание радисамих знаний);практическая(рекомендациидля поведениячеловека); творческая(познание сцелью принесенияпользы). Главнаяпроблема - отношениеединичных вещейи общих понятий(идей). Идеисуществуютне реально, акак результатнашего познания.Характеристикисущности: количество,качество, отношение,место, время,положение,состояние,действие, страдание.Первый принцип- несотворимостьматерии. Материявечна, но онасуществуеткак возможностьвещей. Она пассивнаи неподвижна.Активное начало- форма, источникдвижения, которыйсуществуетвне материи.В результатедействия формына материюполучаетсявещь. Бог бестелесен,его сущность- невозможность.Наивысшаядействительность- это ум. Человек-политическоеживотное. Труды:"Метафизика","Физика", "Политика","О животных"и др.


Анализ.


Термин "античность" происходитот латинскогослова antiqus - древний.Им принятоназывать особыйпериод развитиядревней Греции и Рима, а такжетех земель инародов, которыенаходилисьпод их культурнымвлиянием.

Общимидля античныхгосударствбыли пути социального развития иособая формасобственности- античноерабовладение,а также основаннаяна ней формапроизводства.Общей была ихцивилизацияс общим историко-культурнымкомплексом.Главными, стержневымив античнойкультуре былирелигия и мифология. Мифология быладля древнихгреков содержаниеми формой ихмировоззрения,их мировосприятия,она была неотделимаот жизни этогообщества. Затем- античноерабовладение.Оно было нетолько основойэкономики иобщественнойжизни, оно былои основоймировоззрениялюдей тоговремени.

ТрадицияприписываетПифагору первоеупотреблениетермина “философия”.В слове “софия”есть религиозныйоттенок, таккак мудростьи всеведениекак таковыеданы Богу,а человеку– стремлениеи любовь к мудрости.Так что же хотелигреки,возлюбившиемудрость?С момента рожденияфилософияпредстает кактриединствосодержания,методаи цели.

Содержание:философиястремитсяобъяснитьтотальностьреальности.Ее интересыдалеки от позднихинтересовнауки, отрасликоторой объясняютлишь отдельныефрагментыреальности.По сути, философиясозидаетсявопросом, обращеннымк реальностив целом: чтоесть началовсех вещей?Предмет философии- бытие, реальностькак целое. Бытие,в свою очередь,может открытьсятолько черезуяснение первоначалавсех вещей.

Метод: философиястремится крациональномуобъяснению,полагая приэтом всеобщееза предмет. Вфилософиизначим разум,логика, логос.Философиядолжна идтидальше фактови опыта, опираясьна разум. Рациональностьна уровне логоса- отличие философииот таких мировоззренческихформ как религияи искусство.

Цель философии– в прозрачноми незамутненномвосприятиичистой истины,что можетбыть достижимоблагодаряприменениюметодов очищениясознания. Греческаяфилософияродилась именнокак бескорыстнаялюбовь к знанию(либо как проявлениеприродной жаждызнаний). Нематериальнаянужда и непрактическаяпольза в видеприбыли двигалипервыми философами,а ничем не стесненнаясвобода самопознания.Слова Аристотеляподтверждаютэту мысль:“Всепрочие наукиболее необходимы,но лучше философиинет ни одной”.Греческиефилософы пошлиименно по этомупути.

Такимобразом, рациональностьесть принципиальноеотличие (греческой)философии отдругих формпознания. Всеобщеекак предметфилософии ирациональностькак принципфилософскогопознания определилиразвитие изападной культурыв целом.

Однако,позднейшаяинтерпретацияфилософскогомышления какнепрерывногочувствования,эксплицируетэлемент чувственногокак равноправныйв контекстефилософскогопознания.Действительно,вопрос: "Почемуесть бытие, ане ничто?", задаваемыйпо сути философскогодела, вопрос,которого неснимает исуществованиесовременнойнауки, выявляетудивление(чувство, напряженностьчувства, пафос)как конституирующееоснованиефилософскогопознания. Основаниеданного вопросаименно в онтологической,по отношениюк бытию философии,природе удивления.Как писалиПлатон и Аристотель:"Начало философствованияв удивлении".

Медитация(которая естьработа сознания),созерцаниене утилитарны,однако у философиивсегда былосерьезноеморальное иполитическоесодержание.Вдумаемся:когда намудается обрестивидение и пониманиецелого,внутрикоторого мыживем,неизбежноменяется нашепониманиесмыслажизни,появляетсяболее точнаяиерархия ценностей,меняетсянаше отношениек повседневности.Переживаниеистины несетогромный зарядэнергии (имеетсяввиду переживаниеотносительнойистины,ведущейк более высокомудуховномусостоянию).Образ идеальногогосударстваПлатона построенблагодаря этомубогатому источникуэнергии.

К сожалению,философиянекоторыхантичных школне представляетинтереса сточки зрениядуховногоразвития личности.Что же будетс человеком,которыйпоследуетневежественномуучению?Его личноеневежествобудет усиливаться,это оченьопасно,т.к. фундаментальноеневежество– основнаячерта животных.Пожалуй,есть три исключения – школы Пифагора,Сократаи Демокрита,но и они имеютнедостатки– адепты этихшкол толькоговорят онеобходимости“повышениядуховногоуровня”,или,в случаешколы Пифагора- выхода изкруговоротаперевоплощений,четкаясистема способовдостиженияэтой цели у нихотсутствует(добродетелиСократа являютсянеобходимым,но не достаточнымусловием).

У восточныхнародов такжебыла и естьсвоеобразнаяформа мудрости,свободная,на первыйвзгляд,от практическихцелей. Однакоона никогдане стремиласьосвободитьсяот фантастическихобразов и неотторжимаот религии,поэзиии искусства.Ощутить целоепосредствомразума и суметьлогическивыразить егосуть – в этомабсолютнаяоригинальностьгреческогогения. Развитиезападной культурыосновано наэтом открытии.


5.Заключение.


Изприведенногоматериаласледует вывод,что человеку,желающему“вырваться”из окружающейнас бездуховности,порабощенности“мирскимижеланиями”,которые дорогообходятся нам,снижаяпродолжительностьжизни и уровеньинтеллекта,предстоитбольшая работа.Даже правильныйдуховный путьтруден и таитопасности,связанныес проявлением“плохойкармы”(последствийгрехов прошлого)практикующего.Но лучше последоватьсловам БуддыСакьямуни и“стремитьсявперед,подобнорогу носорога”,чем прожитьжизнь,потворствуясвоим страстями слабостями в итоге перевоплотитьсяв одном из “трехскверных миров”.Хочется обратитьвнимание искателейистины нанеобходимость“накоплениязаслуг”или “белойкармы”(этим частопренебрегают),т.е. необходимосовершать“добрыедела”,последствиякоторых смягчаютпроявление“плохойкармы”.





6.Списоклитературы:


1."История философии"подредакцией Г.Ф.Александрова,Б.Э. Быховского,М.Б. Митина, П.Ф.Юдина. Том I -Философияантичного ифеодальногообщества.


2. Лосев А.Ф.Философия.Мифология.Культура. М.:Политиздат,1991.


3. “История китайскойфилософии”. М., “Прогресс”,1989.


4. “Даои даосизм вКитае”. М., Изд-воИнститутавостоковедения,1982.


5.“Китайскаяфилософия”.Энциклопедическийсправочник. М., “Мысль”, 1994.


6.А.Е.Лукьянов.“Лао-Цзы и философияраннего даосизма”. М., Изд-во ИнститутаДружбы народов,1991.


7. А.Е.Лукьянов. “ДаоКниги перемен”.М., “Инсан”, 1993.


8. Журнал“СвободныйКитай”. Июль/август1995 г. (№ 4). Московскоепредставительствоизд-ва “ГуанХуа”, Китай


9.История философии:Запад-Россия-Восток(Книга первая.Философиядревностии средневековья).М., 1996.


10. Беседыс В.В. Антоновым.




Концерн “Системпром”


РЕФЕРАТНА ТЕМУ


“СРАВНИТЕЛЬНЫЙАНАЛИЗ ФИЛОСОФСКИХШКОЛ ДРЕВНОСТИ”


Выполнил:аспирант

Иванов Сергей

Проверил:

Оценка:

Дата:

Москва, 2002.