Смекни!
smekni.com

Субъективный идеализм Джорджа Беркли (стр. 4 из 4)

Разумеется, Беркли отнюдь не отрицал факта, что механика Ньютона приводит к конкретным результатам и что она в состоянии делать точные предположения. Он отрицает тот факт, что теория Ньютона годится для исследований природы или сущности тел. В действительности, объясняет Беркли, необходимо различать между собой математические гипотезы, задуманные как инструменты для объяснения и предположения, и теории, предусматривающие исследования природы тел. По мнению Беркли, теория Ньютона представляет собой просто совокупность математических гипотез для развития исследований: «Все, что утверждается относительно присущих телам сил, как сил притяжения, так и сил отталкивания, должно рассматриваться только как математическая гипотеза, а не как нечто реально существующее в природе» (1, С. 338). Беркли утверждает, что этого было бы достаточно, даже если теория Ньютона не в состоянии описать истинную действительность мира (6, С. 368).

Интересна аргументация ньютоновскую теорию Поппер: Ввиду того, что как сила тяжести, так и инерция присущи каждой частице материи, то как одна, так и другая будут пропорциональны количеству материи тела, а поэтому пропорциональны друг другу. Отсюда - закон пропорциональности инерционной и гравитационной массы. А поскольку тяготение исходит из каждой частицы, мы получаем закон, что притяжение обратно пропорционально квадрату расстояния. Иными словами, нютоновские законы движения просто описывают на математическом языке состояние вещей, обусловленное внутренними, сущностными свойствами материи. (6, С. 368).

И все же именно против подобных сущностных интерпретаций теории Ньютона (для которого эта точка зрения оказалась последней и окончательной, не нуждающейся в последующих объяснениях, исправлениях и исключениях) Беркли прибережет свои лучшие доводы и самые эффективные возражения. «Большая историческая заслуга Беркли состоит в… том, что он осудил применение в науке объяснение с точки зрения сущности» (5).

Критические выступления Беркли против Ньютона «удивительно похожи… на философию физики, которую в течение нескольких лет преподавал Эрнест Мах, убежденный в ее новизне и революционном характере. <…> Самое поразительное заключается в том, что Беркли и Мах – оба большие почитатели Ньютона – критикуют понятия абсолютного времени, абсолютного пространства и абсолютного движения, пользуясь очень сходными критериями. Критические выступления, как Маха, так и Беркли завершаются призывом не принимать во внимание аргументов в поддержку абсолютного пространства Ньютона (таких, как маятник Фуко, круговращение ведра с водой, воздействие центробежных сил на форму Земли), поскольку все эти виды движения относительны в системе неподвижных звезд» (5).

Эту же теоретическую близость Беркли и Маха заметил Ленин в своей книге «Материализм и эмпириокритицизм» (1908). Вот как охарактеризовал Ленин учение Беркли в целом: «Будем считать внешний мир, природу – «комбинацией ощущений», вызываемых в нашем уме божеством. Признайте это, откажитесь искать вне сознания, вне человека «основы» этих ощущений – и я признаю в рамках своей идеалистической теории познания все естествознание, все значение и достоверность его выводов. Мне нужна именно эта рамка и только эта рамка для моих выводов в пользу «мира и религии»» (3). Говоря об отношении махистов к естественным наукам, он замечает, что у Беркли хорошо выражает сущность «идеалистической философии и ее общественное значение». В конечном итоге, по мнению Ленина, ««новейшие» махисты не привели против материалистов ни одного, буквально ни единого довода, которого бы не было у епископа Беркли» (3).

Заключение

Джордж Беркли - один из наиболее заметных мыслителей XVIII века. Он жил и работал в эпоху промышленной революции, технического прогресса и великих научных открытий, проливавших свет на природу мира, в эпоху, когда религия начала сдавать свои многовековые позиции в сознании людей, уступая место научному и философскому мировоззрению. (13)

В историю философской мысли Беркли вошел как один из наиболее ярких представителей идеализма. В недавнем прошлом именно эти философы в нашей стране подвергались большой критике с позиций материализма. Их философские концепции излагались как реакционные. Философское учение Джорджа Беркли направлено на опровержение материализма и обоснование религии. (14)

Для этих целей он использовал номиналистические принципы, установленные Уильямом Оккамом. Идеалистически переработав номинализм и сенсуализм, Беркли пришел к выводу о несуществовании материи. Для него нет более отвлеченного, более абстрактного (а потому менее оправданного) понятия, чем бытие как таковое, чем понятие носителя качеств как чего-то отличного от самих качеств как субстанции. Основой берклианского отрицания материи служит его номиналистически-сенсуалистская концепция познаваемости: наше познание не дает никаких оснований для признания существования материи, поскольку материя как субстанция не есть «идея», не есть то, благодаря чему мы только и можем утверждать о существовании чего-либо.

Основное положение философии Беркли состоит в полном отождествлении свойств предметов с ощущениями этих свойств человеком. Объекты внешнего мира рассматриваются им как некие комбинации различных ощущений, идей, существующих только в сознании человека. Существовать для вещей значит быть воспринимаемыми - esse est percipi. В основе своей критики материализма Беркли опирается на концепцию абстрактных идей. По его мнению, абстракции, как нечто отвлеченное, не могут существовать вообще.

В целом, картину мира, согласно берклианской философии можно представить следующим образом: абсолютно существует только бог, дух существует относительно бога, ощущения - относительно духа, а вещественные объекты - относительно ощущений, причем существование последних постоянно ставится им под сомнение. (11)

Суммируя вышесказанное, можно сказать, что учение Беркли о бытии есть идеалистический монизм, полагающий единство мира в его духовности.

Какую же роль сыграл Беркли и его учение в истории философии? Прежде всего, он стал одним из основоположников идеализма, приняв активное участие в борьбе двух философских лагерей, он сформулировал все основные доводы, которые могут быть направлены идеалистами против материализма, он очень четко поставил вопрос о соотношении объективного и субъективного в ощущениях, о причинности и видах существования. Его работы затрагивают фундаментальные области научного знания и ставят вопросы, остающиеся без ответа и по сей день. Без сомнения, Беркли можно назвать выдающимся классиком идеализма. (13)

В своих работах он критикует материалистов. Но касается существования или несуществования бога, то вряд ли ему удалось заставить атеистов отказаться от своих убеждений, а для людей, искренне верующих, никакие доказательства не нужны. Хотя, несомненно, что обоснования существования творца, приведенные в работах Беркли, дают людям верующим еще одно подтверждение их веры.(12)

Джордж Беркли сыграл значительную роль в истории философии. Берклианство – это начальная и одновременно классическая форма субъективного идеализма Нового времени, главный источник этого вида идеализма в последовавший затем период упадка буржуазной философии: уже Шопенгауэр пошел от Канта вспять Беркли. Методологически вся западноевропейская и американская мысль ХХ столетия за исключение неотомизма, экзистенциализма, неореализма и близких к ним по духу течений восходит, так или иначе, к Берклиевой эпистемологии. Естественно назвать здесь Юма, также без сомнения, наложившего печать своих воззрений на последующую идеалистическую мысль, но без Беркли не было бы и Юма (4, С. 495).

Список литературы

1. Беркли Дж. Сочинения. – М.: Мысль, 2000. – 556с.

2. История философии. Учебник для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 576с.

3. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм

4. Нарский И.С. У истоков субъективного идеализма // Беркли Дж. Сочинения. – М., 2000. – С. 495 – 527.

5. Поппер К.Р. Заметка о Беркли как предшественнике Маха и Эйнштейна

6. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 3. Новое время. – Санкт-Петербург: ТОО ТК «Петрополис», 1996. – 736с.

7. Философский словарь. /Под ред. М. М. Розенталя. – М.: Политиздат, 1975. – 496с.

8. http://www.philosophy.ru/edu/ref/blin/b.html

9. http://www.karganov.ru/study/Post/philosophy2.html#12

10. http://philos.nsu.ru/classics/histphil_2.html

11. http://instruct11.narod.ru/FILOSOFIE/Files/38.html

12. http://www.utm.edu/research/iep/b/berkeley.htm

13. http://skeptik.dp.ua/lib/fil/berkly.htm

14. http://philos.nsu.ru/classics/histphil_2.html

15. http://pycckuu-gyx.narod.ru/berkel1.htm