Смекни!
smekni.com

Суицид, как социально-философская проблема (стр. 1 из 11)

Министерство образования Российской Федерации

Санкт-Петербургская Лесотехническая академия им. С. М. Кирова

Реферат по дисциплине: философия

«Суицид, как социально-философская проблема»

Выполнила: студентка ФЭУ, II курса, 4 группы

Гузеева Ольга

Преподаватель: А. П. Заостровцев

Санкт-Петербург

2002 год

Оглавление:

Вступление. 3

Отношение различных религий к самоубийству. 4

Христианство. 4

Иудаизм. 5

Ислам. 6

Индуизм и буддизм. 8

Отношение к суициду философов разного времени. 12

Античная философия. 12

Философия Средневековья. 15

Философия Нового времени. 17

Причины, побуждающие к самоубийству. 21

Общественные причины. 22

Психологические причины. 24

Суицидальная Россия: история и современность. 27

Заключение. 30

Список литературы. 32

Вступление.

Мало кто знает, что только в Петербурге количество официально зарегистрированных смертей от суицида в два раза превышает число смертных случаев в результате дорожно-транспортных происшествий. Сегодня Россия занимает второе место в мире по количеству суицидов. Лидирует в этом страшном списке Литва. Причём сейчас специалисты говорят уже об эпидемии самоубийств в нашей стране. Существует так называемый эпидемический порог, который составляет 9 самоубийств в год на 100 тысяч человек. Если эта цифра перекрывается реальными показателями, то медики говорят о наступлении эпидемии. По данным статистики, сегодня в нашей стране зарегистрирован уровень суицидов в 64 человека на 100 тысяч.

По последним прогнозам Всемирной организации здравоохранения, к 2020 году смертность от суицида опередит смертность от рака и выйдет на второе место после сосудистых заболеваний в списке ведущих «убийц» планеты.

На мой взгляд, есть повод задуматься, что происходит на планете Земля. Создаётся впечатление, что она устала носить на себе людей. Вот закончился XX век, который называют веком со­циальных революций и веком технического прогресса, веком космоса и веком атома, веком мировых войн и веком массовой культуры. Все это, конечно, так, но ведь самое важное — не то, что происходит вокруг нас, а то, что творится в нашей душе.

В душе человека в XX веке произошло вот что: ог­ромное и постоянно увеличивающееся количество лю­дей в разных частях планеты перестали хотеть жить. Главный титул прошлого столетия должен бы звучать так: век самоубийств. Изменится ли что-нибудь в новом?

Для того чтобы начать исследование этой проблемы необходимо определить само понятие самоубийство. Оно было точно и исчерпывающе сформулировано Эмилем Дюркгеймом сто лет назад. «Самоубийством называется всякий смертный случай, являющийся непосредственным или опосредованным результатом положительного или отрицательного поступка, совершённого самим пострадавшим, если этот пострадавший знал об ожидавших его результатах». Здесь существенен каждый из трех компонентов.

"Сознательное" и "намеренное" в данном случае не синонимы. Намерение выбрасывающегося на берег кита сомнений не вызывает, но говорить о сознательности этого поступка у нас нет оснований, поскольку нас учи­ли, что животные сознанием не обладают. Возможно, некий мощный, но вероломный инстинкт подсказывает киту, что на берегу его ожидает нечто неописуемо при­ятное, а вовсе не острые камни и тесаки охотников за ворванью.

Наконец, уточнение о "быстром" лишении себя жиз­ни понадобилось для того, чтобы отделить суицид от су­ицидального поведения, которому подвержено большин­ство людей, ибо современная суицидология относит сюда и выбор сопряженной с риском профессии (гонщик, аль­пинист, полицейский, военный), и наркоманию, и алко­голизм, и курение, и даже несоблюдение диеты. Все эти люди (процентов этак девяносто от населения планеты) совершают медленное самоубийство, отлично зная, что гоночные машины разбиваются, капля никотина убива­ет лошадь, пьянство приводит к циррозу, соль — это "белая смерть".

Отношение различных религий к самоубийству.

Христианство.

В Священном Писании прямого осуж­дения самоубийства не содержится, если не считать двух мест — одного в Ветхом Завете и одного в Новом, кото­рые при желании можно истолковать, как запрещающие своевольничать с жизнью и смертью. Во "Второзаконии" Господь произносит: "Я умерщвляю и оживляю, Я по­ражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей" (XXXII, 39). А в "Первом послании к коринфянам" Па­вел говорит: "Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы" (III, 16—17).

Впрочем, грозные слова ветхозаветного Бога скорее относятся к перечислению атрибутов Его могущества, и смысловое ударение здесь делается не на местоимении "Я", а на глаголах. Что же до слов апостола Павла, то в них, пожалуй, все-таки имеется в виду не физическое разрушение тела, а разорение собственной души, кото­рое происходит как раз при жизни.

В Библии можно найти семь случаев очевидного са­моубийства, и ни в одном из этих описаний нет оттенка порицания.

Первый из библейских самоубийц — Авимелех, сын царя Гедеона, умертвивший 70 своих братьев и смер­тельно раненный при осаде Тевеца — одна из жительниц осажденного города бросила в него с башни обло­мок жернова. "Авимелех тотчас позвал отрока, оруже­носца своего, и сказал ему: обнажи меч свой и умертви меня, чтобы не сказали обо мне: женщина убила его. И поразил его отрок его, и он умер" (Суд. IX, 54). Библия осуждает злодеяния Авимелеха, но отнюдь не его само­убийство.

Следующий самоубийца, Самсон, и вовсе восхваляет­ся как герой. Захваченный филистимлянами, ослеплен­ный и лишенный своей чудодейственной силы, он обру­шил на головы врагов крышу дома и погиб под обломка­ми вместе с ними. "И сказал Самсон: умри, душа моя, вместе с Филистимлянами! И уперся всею силою, и об­рушил дом на владельцев и на весь народ, бывший в нем. И было умерших, которых умертвил Самсон при смерти своей, более, нежели сколько умертвил он в жизни сво­ей" (Суд. XVI, 30). В этих словах звучит явное одобрение поступку богатыря, да и апостол Павел, который якобы осуждает самоубийц, перечисляет Самсона среди проро­ков, "которые верою побеждали царства, творили прав­ду, получали обетования" (Евр. XI, 33).

В "Первой книге Царств" описано самоубийство царя Саула и его оруженосца. Потерпев поражение от филис­тимлян и потеряв в бою троих сыновей, раненный стре­лами царь велел оруженосцу заколоть его мечом. "Но оруженосец не хотел, ибо очень боялся. Тогда Саул взял меч свой и пал на него. Оруженосец его, увидев, что Саул умер, и сам пал на свой меч и умер с ним" (XXXI, 4-5).

Ахитофел, неверный советник царя Давида и участ­ник заговора Авессалома, покончил с собой, когда царе­вич пренебрег его планом мятежа. "И увидел Ахитофел, что не исполнен совет его, и оседлал осла, и собрался, и пошел в дом свой, в город свой, и сделал завещание дому своему, и удавился, и умер, и был погребен в гробе отца своего" (2 Цар. XVII, 23). Опять простая констата­ция, без какой-либо моральной оценки.

Последний из ветхозаветных самоубийц — иудейс­кий старейшина Разис — предпочитает смерть позору пленения. В Писании звучит несомненное восхище­ние:

"Когда же толпа хотела овладеть башнею и врыва­лась в ворота двора, и уже приказано было принести огня, чтобы зажечь ворота, тогда он, в неизбежной опасности быть захваченным, пронзил себя мечом, желая лучше доблестно умереть, нежели попасться в руки беззаконников и недостойно обесчестить свое благородство. Но как удар оказался от поспешности неверен, а толпы уже вторгались в двери, то он, от­важно вбежав на стену, мужественно бросился с нее на толпу народа. Когда же стоявшие поспешно рас­ступились, и осталось пустое пространство, то он упал в середину на чрево. Дыша еще и сгорая негодовани­ем, несмотря на лившуюся ручьем кровь и тяжелые раны, встал и, пробежав сквозь толпу народа, остановился на одной крутой скале. Совершенно уже ис­текая кровью, он вырвал у себя внутренности и, взяв их обеими руками, бросил в толпу и, моля Господа жизни и духа опять дать ему жизнь и дыхание, окон­чил таким образом жизнь" (2 Мак. XIV, 41-46).

В Новом Завете самоубийца всего один, зато знаме­нитейший из всех и даже давший впоследствии назва­ние самому явлению — "иудин грех". Если оставить в стороне позднейшие богословские интерпретации само­убийства Иуды Симонова из Кариота и обратиться не­посредственно к тексту Писания, мы увидим, что еван­гелист отзывается о смерти предателя лаконично и бес­страстно: "И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился" (Мф. XXVII, 5). То, что Иуда уда­вился, — не новое преступление, а свидетельство раска­яния в содеянном. В словах же Петра (Деян. I, 18), рас­сказывающего ученикам об иудиной участи, звучит гад­ливость ("и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его") и осуждение предатель­ства — но не осуждение самоказни.

Иудаизм.

Отношение к самоубийству другой религии того же корня, иудаизма, носит негативный характер, но без запугива­ния, свойственного воинственному и агрессивному исто­рическому христианству. Ни в Библии, ни в Талмуде суицид как таковой не осуждается. Наоборот, как сказано выше, некоторые самоубийцы (Самсон, Разис) прославляются как герои, и, в отличие от позднего хри­стианства, иудаизм не пытался впоследствии пересмот­реть свое отношение к альтруистическому самоубийству — для него было сделано исключение. В древности существовал обычай, согласно которому самоубийц не хоронили до захода солнца, о чем пишет Иосиф Флавий. Однако законодательно запрет на добро­вольный уход из жизни был оформлен лишь в посттал­мудический период и наиболее полно изложен в трактате "Семахот", классическом тексте, посвященном смерти и трауру. Самоубийство рассмотрено во второй главе "Семахота" — там же, где идет речь о казненных преступни­ках. Самоубиение названо худшим из грехов, еще более тяжелым злодеянием, чем убийство, ибо самоубийца отвергает Божий суд и пренебрегает правом на грядущую жизнь. Вместе с тем преступления этого рода считались подсудными не людям, а Богу — то есть не земному суду, а небесному. Попытка самоубийства карается мягко — бичеванием. Если же грешник осуществил свой замысел до конца, ему не мо­жет быть отказано в траурном обряде, но церемония от­правляется в усеченном виде: сочувствие и уважение дол­жно выказывать по отношению к родственникам усоп­шего, но не по отношению к самому покойнику.