[3] Непонятно, что здесь имеют авторы [6] в виду. Скорее всего они не читали ленинского “Письма к съезду”. Процитирую. “Сталин слишком груб, и этот недостаток, вполне терпимый в среде и в отношениях между нами, коммунистами, становится нетерпимым в должности генсека. Поэтому я предлагаю товарищам обдумать способ перемещения Сталина с этого места и назначить на его место другого человека, который во всех других отношениях отличался бы от тов. Сталина одним перевесом, именно, более терпим, более лоялен, более вежлив и более внимателен к мелочам, меньше капризности и т.д. Это обстоятельство может показаться ничтожной мелочью. Но я думаю, что с точки зрения предохранения от раскола и с точки зрения написанного мною выше о взаимоотношениях Сталина и Троцкого, это не мелочь, или это такая мелочь, которая может получить решающее значение” [5]. Ленин грубость Сталина замечал лишь сквозь призму его отношений с Троцким. Раскола же партии не произошло — наоборот, под сталинским руководством партия стала монолитнее.
Больше того, в своём “завещании” Ленин, слегка критикуя Сталина за грубость, высоко о нём отзывается. При этом он характеризует остальных лидеров РКП(б) куда резче, чем Сталина (небольшевизм Троцкого, неслучайность октябрьского эпизода Зиновьева и Каменева, не вполне марксистские воззрения Бухарина, невозможность в политическом плане положиться на Пятакова...)
[4] Впрочем, с этим трудно согласиться. Было в Европе правило: чья власть — того и вера. Если феодал веру менял, её должны были сменить и подданные.
[5] Некоторые интеллигенты несогласны со знаком тождества между классовостью исследовательского подхода и его научностью. Отметая вульгарные заявления типа “Истинно то, что полезно для класса”, следует заметить, что классовая основа всех без исключения общественных процессов в своё время была неопровержима доказана и подтверждена практикой, и сегодня игнорировать классовый характер социальных явлений — значит отбросить научность и погрузиться в шарлатанство.
[6] Об этом же хорошо рассказано в [3].
[7] Интересно проследить, как влияет на экономические показатели возврат к рыночным отношениям. К середине 1995 года производство упало до 48 % от уровня “дореформенного” 1990 года, причём в высоко-технологичных областях — до 10-40 %. Даже в тяжелейшие годы Великой Отечественной войны падение, точнее, вынужденное роковыми обстоятельствами снижение остановилось на 64 % от довоенного уровня, чтобы — в условиях войны! — опять пойти вверх. И не было ничего похожего в тогдашние времена на нынешнюю научно-техническую и структурную деградацию производства. Второй показатель: уровень жизни большинства народа снизился до 20-30 % от “дореформенного”, а треть населения оказалась за чертой бедности. Не стоит уж говорить о таких мелочах, как деградация науки, образования, здравоохранения [8].
[8] В этой связи вспоминается осень 1991 года. Тогда в СССР, в Москве, в Академии труда и социальных отношений состоялся советско-американский симпозиум, на котором были и японцы. Вот что сказал там японский миллиардер Хероси Теравама в ответ на разглагольствования советских экономистов и социологов о “японском чуде”: “Вы не говорите об основном. О вашей первенствующей роли в мире. В 1939 году вы, русские, были умными, а мы, японцы, дураками. В 1949 году вы стали ещё умнее, а мы были пока дураками. А в 1955 году мы поумнели, а вы превратились в пятилетних детей. Вся наша экономическая система практически полностью скопирована с вашей, с той лишь разницей, что у нас капитализм, частные производители, и мы более 15 % роста никогда не достигали, а вы же — при общественной собственности на средства производства — достигали 30 % и более. Во всех наших фирмах висят ваши лозунги сталинской поры” [5].
[9] Существует обывательское мнение, будто власть в обществе принадлежит государственным чиновникам (президенту с министрами) или парламентским заседателям (депутатам). Объективная реальность же мало зависит от мнения обывателей. Объективная реальность заключается в том, что действительной властью в любом классовом обществе обладают лишь представители господствующего класса, и даже не столько отдельные представители, как весь класс в целом. Деятельность президентов и депутатов сводится к обслуживанию правящего класса — то есть буржуазии в “цивилизованном правовом государстве” и пролетариата — в государстве социалистическом. Более того, всякий президент или депутат лишь до тех пор могут выполнять свои обязанности, пока они верой и правдой служат господствующему классу: судьбы М.Горбачёва, С.Альенде, Верховного Совета России и т.д. ярко это иллюстрируют.
Ссылки на Италию, где в парламент выбрали как-то порноактрису, или на США, где президентом стал фермер Дж.Картер, недостойны серьёзного рассмотрения, ибо каждый, кто хотя бы бегло знакомился с Марксом, знает, что с выбором рабочих в парламент не может установиться диктатура пролетариата, так как политическая власть в обществе определяется не личностью того или иного государственного чиновника, а общественными отношениями, в первую голову отношениями собственности.
Любой депутат имеет реальной власти не больше, чем, скажем, регулировщик на перекрёстке (тот тоже может кого-то оштрафовать или помиловать). Поэтому пусть даже половина населения ходит в депутатах — власть всё равно будет в руках ничтожной кучки далеко не лучших представителей общества — элиты, распоряжающейся, контролирующей или владеющей собственностью.
[10] Чтобы обхаять лишний раз советскую юридическую науку и практику, обычно вспоминают процессы над троцкистами и реабилитацию осуждённых на этих процессах во времена перестройки.
Не странно ли? Процессы были открытые, а реабилитация проходит секретно, в тайне от народа. Вначале Горбачёв политически реабилитирует троцкистов в своём докладе к 70-летию Советской власти, и лишь затем А.Н.Яковлев осуществляет это юридически. Почему не наоборот? Как это принято в “цивилизованном мире”!
Почему ничего не говорится о показаниях сотен свидетелей по этим делам? Почему в материалах комиссии нет ссылок на закрытые заседания суда (27.01.37, 9.03.38)? В 30-е годы их нельзя было опубликовать, а почему это не сделать сейчас? Закрытые заседания, где как раз, по просьбам самих подследственных, они рассказывали о своей шпионской деятельности, говорят о том, что никаких репрессий, пыток по отношению к подсудимым не было. Однако общественное мнение всячески ориентируют, что подсудимых избивали.
На процессах троцкистов обвиняли в том, что своей целью они ставили “свержение существующего в СССР социалистического общественного государственного строя, восстановление в СССР капитализма и власти буржуазии путём диверсионно-вредительской, шпионо-изменнической деятельности, направленной на подрыв экономической и оборонной мощи Советского государства и содействия иностранным агрессорам в поражении и расчленении СССР” [5]. Можно ли это считать наговором?
[11] По самой своей сути такая идеология стоит неизмеримо ниже таких великих достижений общечеловечества, как “Американская мечта” или либеральный тезис о том, что интересы личности выше интересов общества.
[12] если не учитывать идеологию крестьянской общины, племенные религии и весь образ жизни племени, ислам, христианство, иудаизм и все секты вместе взятые.
[13] например, “рабов божьих”
[14] Ярким примером тоталитарного искусства служит живопись Западной Европы периода безраздельного господства католичества, где любая картина изображала только сюжеты из “Святого Писания”.
[15] Из этого учения буквально выпирают ненаучные приёмы, заключающиеся в игнорировании известных фактов, выдумывании новых и построении на этом базисе социальной апологетики капитализма. К примеру, берётся неугодная данному политологу система, ей приписываются выгодные для критики качества, а затем уже они подвергаются нападкам уже не столько на уровне логики, сколько на уровне чувств. Произведения Дж. Оруэлла являются ярчайшим примером такого научно-публицистического мошенничества.