Смекни!
smekni.com

Сущность тоталитаризма (стр. 1 из 4)

Центр гуманитарного образования НАН Украины

Одесский филиал

кафедра философии

СУЩНОСТЬ

Реферат аспиранта Большого Д.В.

Научный руководитель — к.х.н. Мешкова С.Б.

Преподаватель — профессор Кирилюк А.С.

Одесса, 1996 г.


Содержание

1. Возникновение понятия «тоталитаризм» стр. 2

2. Общепризнанные определения тоталитаризма. Особен­ности советского тоталитаризма стр. 3

3. О возникновении тоталитаризма стр. 5

4. Фашизм и коммунизм как формы тоталитаризма стр. 6

5. Стереотипное представление буржуазных учёных о тоталитаризме: стр. 12

* В экономике стр. 12

* В политической сфере стр. 14

* В духовной сфере стр. 16

* Контроль за свободой мысли и подавление инакомыслия стр. 17

* Разделение населения на «наших» и «не­на­ших» стр. 17

* Тоталитаризм создаёт особый тип человека стр. 18

* Государство вмешивается даже в личную жизнь человека стр. 19

6. Заключение стр. 20

Литература стр. 21

1. Возникновение понятия «тоталитаризм»

Понятие «тоталитаризм» впервые возникло в окружении Муссолини в середине двадцатых годов. В тридцатые годы «то­та­ли­тар­ным» стал называть себя гитлеровский режим в Германии. Тогда же это понятие вошло в обиход научной и публицистической литературы Запада для обозначения фашизма. Термин «тоталитаризм» до начала периода «холодной войны» использовался лишь как публицистический приём, ибо конкретного определения не имел и политологической нагрузки не нёс. Статус же научной концепции за этим термином утвердил собравшийся в 1952 году в США политологический симпозиум, где тоталитаризм был определён как «закрытая и неподвижная социокультурная и политическая структура, в которой всякое действие — от воспитания детей до производства и распределения товаров — направляется и контролируется из единого центра» [9].

Необходимо отметить, что и до сих пор значительная часть политологов считает тоталитаризм всего лишь политической метафорой, используемой в идеологической борьбе. В частности, в американской «Энциклопедии социальных наук» 1968 года он назван «ненаучной концепцией» [9].

Марксизм не пользуется понятием «тоталитаризм» как недостаточным, не раскрывающим существа предмета. Напротив, по мнению марксистов, внеклассовое противопоставление «об­ще­че­ло­­­­­­­­­­­­­­­веческого» тоталитаризма «общечелове­чес­кой» демократии лишь затрудняет осмысление природы общественных отношений, скрывает действительное положение вещей, уводит от понимания исторических и общественных процессов как борьбы интересов различных классов. Говорить о тоталитаризме в таком разрезе можно только уточняя — о каком именно тоталитаризме: буржуазном или пролетарском. Можно также утверждать, что этот термин используется специально для того, чтобы не говорить о диктатуре (буржуазии или пролетариата), для увода общественного сознания от действительных противоречий в мире и в буржуазном обществе в частности.

Именно в этом расхождение между марксистами и буржуазными философами и политологами — тоталитаризма «вообще» не может быть, как не может быть демократии «вообще». Это понятия классовые. В силу традиции и стремления к точности формулировок марксисты вместо слова «тоталитаризм» употребляют выражение «крайняя форма диктатуры» — соответственно буржуазии или пролетариата.

2. Общепризнанные определения тоталитаризма. Особенности советского тоталитаризма

З.Бжезинский на основе изучения мировых тоталитарных режимов выделил в качестве основных признаков тоталитаризма наличие единственной массовой партии во главе с лидером-диктатором; официально господствующую в обществе идеологию; монополию на средства массовой информации, на вооружённые силы; систему террористического полицейского контроля; централизованную систему контроля и управления экономикой [9].[1]

Нынешние российские политологи [1, 2, 3, 9, 10], опираясь на западные исследования, определяют следующие особенности советского тоталитаризма: абсолютная единоличная власть; индокринация общества (внушение единой доктрины); изначальная аморальность и полное презрение к человеку; синтез элементов азиатского деспотизма и радикальных идеологических доктрин; исключительная ориентация на будущее; патетические апелляции к массам; опора на внешнюю экспансию; великодержавные амбиции; всемогущая вера в мировой революционный процесс во главе со страной-лидером[2].

В конце 20-30 годов под влиянием культа личности Сталина сформировалась доктрина, которая была призвана идеологически обосновать складывающуюся тогда командно-бюрократическую систему. Внешне эта доктрина была облечена в марксистско-ленинскую терминологию, а по существу являла собой отход от творческого марксизма, от ленинизма. Некоторые ограничения советской и партийной демократии, неизбежные на первых порах в условиях упрочения Советской власти, Сталин возвёл в норму внутрипартийной и государственной жизни. Важнейший ленинский принцип внутрипартийной демократии — коллективность руководства — был Сталиным грубо нарушен. Случилось то, о чём Ленин предупреждал партию в «Письме к съезду»[3]. Сталин, по существу, установил своё единовластие в партии, а формы использования этой власти приобрели преступный характер [6].

3. О возникновении тоталитаризма

В среде буржуазных политологов нет единого мнения о том, когда вообще возник тоталитаризм. Одни считают его вечным атрибутом человеческой истории [10], другие — достоянием индустриальной эпохи, третьи — феноменом исключительно двадцатого века [1].

Историческим прототипом тоталитарных режимов принято считать восточные деспотии. Однако ряд учёных настаивает, что между тоталитаризмом и ортодоксальными системами прошлого (и восточными, и европейскими) есть ряд коренных различий. Одно из них состоит в том, что эти системы в отличие от тоталитарных не менялись, а если и менялись, то достаточно медленно.

В средневековой Европе церковь указывала во что веровать, но позволяла держаться одних и тех же верований от рождения до смерти[4]. Особенность же тоталитарного государства та, что контролируя мысль, оно не фиксирует её на чём-то одном. Выдвигаются догмы, не подлежащие обсуждению, однако корректируемые изо дня в день. Догмы нужны для абсолютного повиновения подданных, однако невозможно обойтись без корректив, диктуемых потребностями политики власть предержащих [1].

Дж.Оруэлл в 1941 году в своей статье «Литература и тоталитаризм» [4] приводит такой пример: «... до сентября 1939 года каждому немцу вменялось в обязанность испытывать к русскому большевизму отвращение и ужас, после сентября 1939 года — восторг и страстное сочувствие. Если между Россией и Германией начнётся война, а это весьма вероятно в ближайшие несколько лет, с неизбежностью вновь произойдёт крутая перемена.»

4. Фашизм и коммунизм как формы тоталитаризма

Одна из задач, поставленных западными политиками перед «холодной войной», состояла (и состоит) в том, чтобы уравнять в массовом общественном сознании понятия «коммунизм» и «фашизм». Выискивание в обоих режимах общих черт и подведение их под общий внеклассовый и, следовательно, ненаучный знаменатель «тоталитариз­ма» позволяет эту задачу решить[5].

Большинство буржуазных политологов солидарны во мнении о единстве происхождения фашизма и коммунизма [10]. Даже такие противоположности, как теория классовой борьбы и национально-расовая идея, интернационализм и национализм выполняли, по их мнению, одинаковые функции. Вот, к примеру, типичный взгляд такой категории учёных:

«В марксизме национализм представляет собой побочный продукт капиталистического развития, которому противопоставляется идея интернационализма. Подавление национального начала входило интегральной частью в культуру тоталитаризма в СССР. Советские люди были объявлены членами «новой исторической общности» в лице интернационального советского народа. Эта идеология приобрела в своеобразно перевёрнутой форме функции национализма и служила потребности сохранения целостности СССР в условиях сепаратистских устремлений отдельных национальных регионов.

Что касается фашизма, то в нём произошло органическое слияние социализма и национализма. Расизм и национализм в фашизме сыграли роль, аналогичную той, которую сыграли теория классовой борьбы и идея интернационализма в коммунизме. Фашизм отождествлял общество с нацией, а нацию — с государством. Государство рассматривалось как юридическое воплощение нации и стояло неизмеримо выше и отдельно взятых индивидов, и организаций, из которых национальная община состоит.

Таким образом, и интернационализм, и национализм были поставлены на службу идентичным целям: обоснования и идеологического обслуживания тоталитарных режимов фашистского и коммунистического толка» [1].

Существует довольно устойчивое мнение, согласно которому появление советской коммунистической империи на Востоке и нацистского третьего рейха на Западе объясняется национально-историческими традициями России и Германии, и в сущности это лишь продолжение истории этих стран в новых условиях [1]. Такое мнение верно лишь отчасти, так как в России и Германии традиционно были сильны тенденции централизма и культ сильного государства, но для такого феномена, как тоталитаризм необходима особая социально-экономическая ситуация, которая стала бы благоприятной почвой для его возникновения.

К сожалению, подобная ситуация сложилась в России в начале ХХ-го века. Подавляющее большинство населения страны было малограмотным, огромные массы рабочих из разорившихся крестьян жили просто в нищете. Всё это привело к тому, что в обществе восторжествовали примитивные, простые и утопические идеи с одной стороны, а с другой — стремление к достижению реальных ценностей социального реванша. Ко времени возникновения тоталитарного режима массы были слабо подготовлены политически, но жаждали социальных благ и выдвижения на общественную поверхность. Лозунг социальной справедливости был абстрактным призывом, более близкими были призывы ко всеобщему равенству, социальной уравниловке, что в результате переросло в диктат социальной исключительности по принципу рабочего, бедняцкого происхождения [9].