Смекни!
smekni.com

Творчество и интуиция (стр. 2 из 4)

Проявления творческой деятельности многообразны. Это мно­гообразие отражает потребность всех сфер общества в прогрес­сивных изменениях и вместе с тем богатство сущностных сил че­ловека. Определенные виды творчества тяготеют преимущес­твенно к материально-практической или к духовной сфере об­щественной жизни. Так, например, техническое творчество нап­равлено на преобразование прежде всего материального произ­водства. Его наивысшее проявление — крупнейшие изобретения (паровая машина, космическая ракета, лазер). Научному и худо­жественному творчеству принадлежит важнейшая роль в отра­жении и духовном пересоздании действительности: научные от­крытия дают представление об устройстве мира, литературные, музыкальные и другие шедевры постигают действительность и самого человека в художественных образах, существенно тем са­мым влияя на мировоззрение людей. Особое место занимает со­циальное творчество. В широком смысле слова оно охватывает все виды творчества, в узком — имеет своим предметом преиму­щественно совершенствование общественных отношений.

Разграничение сфер влияния различных видов творчества, отчасти закрепленное в специальных институтах, регламентиру­ющих их функционирование и развитие (система образования и воспитания, право, творческие союзы и др.), не только не исклю­чает, но, напротив, предполагает взаимодействие всех видов творчества: например, на стыке научного и технического твор­чества возникает научно-техническое творчество; своеобразный синтез художественного и технического творчества представляет собой дизайн.

Каждый вид творчества включает подвиды. В искусстве — это роды и жанры, в науке — различные сферы и типы исследо­вания, в технике — изобретательство, конструирование и др. Наиболее сложным с этой точки зрения является социальное творчество, включающее ряд подвидов, которые, впрочем, мо­гут перерасти в особые виды. Экономическое (хозяйственное) творчество — один из наиболее быстро развивающихся его под­видов — наиболее непосредственно реагирует на жизненные потребности людей и в значительной мере формирует их. К чис­лу других подвидов относятся политическое, правовое, педаго­гическое творчество, связанные с соответствующими социаль­ными институтами. Подвиды могут образовываться и в резуль­тате комбинирования основных видов творчества.

Дифференциация творческой деятельности не исчерпывает­ся выделением основных видов и подвидов. Не менее важна дифференциация в аспекте форм творчества. Под формой твор­чества следует понимать специфический способ выражения его содержания, включая как внешнюю обусловленность, так и внутреннюю напряженность творческого действия.

Прежде всего необходимо учитывать различие форм творчес­тва в ценностном плане, т.е. в зависимости от вклада в культуру и социальный прогресс. Сравнительная шкала нововведений строится на основе их иерархической соподчиненности: опреде­ленные формы творчества рассматриваются как промежуточные ступени между репродуктивной деятельностью и наиболее выда­ющимися достижениями культуры. Место в этой иерархии ха­рактеризует уровень творчества. Формы творчества располагают при этом как от низшей к высшей, так и от высшей к низшей.

Применяя "восходящий" принцип расположения форм твор­чества, их совокупность можно представить в виде усеченной пи­рамиды. Нижнее, широкое, основание составляет самая много­численная группа участников трудовой, научной, технической и другой деятельности, которые откликаются на запросы жизни, находя (иногда стихийно) оригинальные решения, не выходя­щие, однако, за пределы разового или местного применения. Среднее основание социальной пирамиды, отражающее соответ­ствующий уровень творчества, составляют инициаторы, резуль­таты деятельности которых способствуют прогрессу определен­ных отраслей деятельности. Верхнее, узкое, основание содержит сравнительно немногочисленный слой новаторов, т.е. основоположников новых направлений духовно-теоретической или пра­ктической деятельности. В пределах этого уровня можно выде­лить "суперуровень", т.е. уникальных по своим способностям и энергии людей, придавших серьезное ускорение общественному прогрессу в целом (К. Маркс и Дж. Кейнс — в экономике, И. Нью­тон и А. Эйнштейн — в физике, В. Шекспир и В. Моцарт — в ис­кусстве и др.).

Высшие формы творчества зависят от низших, поскольку достижению творческой самостоятельности предшествует подра­жание известным образцам. Взаимосвязь уровней происходит и в обратном направлении, которому, пожалуй, принадлежит гла­венствующая роль в условиях действующей культуры. Так, крупнейшие изобретения открывают новые направления общес­твенного развития, побуждают к имеющим местное значение усовершенствованиям. Конечно, следует учитывать и непрерыв­ное изменение градаций на шкале новизны в ходе исторического развития.

Второе направление дифференциации форм творчества осу­ществляется в зависимости от субъекта творчества — личнос­ти или коллектива. Различают индивидуальное и коллектив­ное творчество. Как то, так и другое своеобразно воплощают различные пути формирования субъекта творчества и его соци­альную обусловленность. В индивидуальном творчестве гла­венствующим является стремление творческой личности к са­мостоятельности, свободе действий. Коллективное творчество предполагает необходимость сотрудничества (кооперации), личные интересы учитываются при этом опосредованно. По­нятно, что различие между названными формами творчества не следует абсолютизировать, поскольку в "чистом виде" они не встречаются. Индивидуальное творчество так или иначе осу­ществляется в определенном коллективе. В свою очередь, пло­дотворное сотрудничество не только не исключает, но, напро­тив, требует ярких индивидуальностей. Применяемые в един­стве обе формы творчества позволяют реализовать присущие личности потребности в самореализации, общении и придать коллективу необходимые ему стабильность и динамику.

Третье направление дифференциации форм творчества прово­дится в зависимости от отношения к процессу труда, в соответ­ствии с чем различают профессиональное и непрофессиональное (самодеятельное) творчество. В первом случае создание нововве­дений и их включение в социальную действительность обуслов­лено самим характером деятельности, служебными обязанностя­ми (работа в НИИ, КБ, театральных коллективах и др.). Во вто­ром случае творчество людей в той или иной сфере деятельности является побочным с точки зрения их социального статуса или основного круга занятий. Самодеятельное творчество выступает как дополнение к основной трудовой деятельности или как раз­новидность досуга. Оно же — резерв для развития профессио­нального творчества.

Закономерное возрастание роли профессионального и самоде­ятельного творчества в структуре экономической деятельности имеет в настоящее время исключительно важное значение для Республики Беларусь (как и для других стран СНГ). Практика неоспоримо свидетельствует о высокой деловой активности слоя предпринимателей (особенно занимающихся малым и средним бизнесом), которые более динамично создают новые рабочие мес­та, осваивают новые виды продукции. Сказанное, однако, от­нюдь не означает недооценки государственного сектора экономи­ки, но для его работников еще предстоит найти адекватные но­вым условиям формы поощрения творческой активности.


3. Творчество и интуиция

Творчество есть принятие нестандартных решений в ситуа­циях, не имеющих аналогов в прошлом. В творчестве не только создается нечто оригинальное, но и развиваются сущностные си­лы человека, его способности и мастерство. Творчество есть са­мореализация, объективация свободы. Хотя в творчестве присут­ствует бессознательный элемент, оно не противоположно рациональности', а является ее естественным и необходимым дополнени­ем. Рациональное - фундамент, условие для проявления творчества.

Имеются разные уровни творчества. Новое для индивида не всегда является новым для общества. Высшее творчество в науке, производстве, культуре и политике определяется принципиаль­ной новизной полученных результатов в масштабах их историче­ской значимости. Да и для отдельного человека поначалу творче­ски-уникальное, теряя новизну, превращается в привычно-стандартное. Это понимал Н. А. Бердяев, отметивший "трагиче­ское несоответствие между творческим горением, в котором за­рождается творческий замысел, интуиция, образ, и холодом законической реализации творчества", т. е. происходит потухание творческого огня в духовных творениях, социальном учрежде­нии. В этом трагедия творчества и его граница, наличие восхо­дящей и нисходящей линий в творческом прозрении. "Творчест­во носит напряженно-личный характер, и вместе с тем оно есть забвение личности... Творчество всегда есть самоопределение, выход из пределов своего замкнутого бытия". Принимая эти ори­гинальные суждения, мы не можем согласиться с таким: "Твор­чество есть... тайна явления нового, небывалого, ни из чего не вытекающего, ни из чего не рождающегося". Но ведь творче­ство имеет объектно-субъектную природу: мир и его фрагменты не удовлетворяют человека, вследствие чего он, "включая" ду­ховные потенции и "озарения", материализует их в своих дейст­виях по изменению действительности. Положительная творче­ская деятельность субъективна по форме (осуществляется чело­веком) и объективна по содержанию (опирается на конструктив­ные процессы объективного мира).