1-я функция - то , что сам человек более всего в себе ценит
; получая от внешнего мира немного по 1 аспекту ,
довольствуется и этим . В мениях и деятельности по первому
аспекту человек совершенно не склонен никому подчиняться , свои
мнения упорно отстаивает и не прочь сам поруководить . Отношение
к другим людям (социумам ) определяется потребностями 1 аспекта
на данный момент. (Характерно, что советский строй каждый
критикует с точки зрения своей 1-ой и 3-ей функции , что даже
может быть использовано для диагностики типа . )
Первая функция склонна интересоваться другими больше, чем
собой ( о себе успевает позаботится между делом ) , поэтому ей
нужна арена деятельности , люди, которые слушают и слушаются. И к
мнению по 1 аспекту действительно стоит прислушаться , ведь
человек за всеми признает права по 1 аспекту и худого не
посоветует . Впрочем , по 1 аспекту не любят "метать бисер" , но
близких "для их же блага" зачастую стремятся всеми способами
подчинить . Хорошее воспитание по 1-й функции- не демонстрировать
грубо отрицание оценики другого, тактично помогать .
Резюме : 1-я функция определяет мировосприятие человека ,
его "информсационную профессию" , имедж . Человек имеет по этому
элементу максимум информации , наиболее уверенно ей пользуется ;
можно сказать, что это самая сильная функция , "зона личного
произвола".
_ С и л ь н а я м е н т а л ь н а я
п р о д у к т и в н а я
Вторая после 1 по силе осознанности функция . Но в
противоположность ей не акцептная , а продуктивная . Еслипо
первой человек выполняет в обществе роль специалиста ,
консервативного икритичного пользователя и расспространителя
лучших из известных ему стандартов, то второй он пользуется как
инструментом для достижения целей по 1, и относится к
соответствующему аспекту именно как к инструменту . С другой
стороны , оттачивая и совершенствуя этот инструмент ( в
соответствии с тем , как это диктует первая , и ни на йоту
больше !), изобретают и открывают нечто новое , дотле
человечеству неизвестное. И если первую функцию в соционике
называют базовой , то вторую - творческой . В качестве
инструмента может использоваться уже существующая методика , но
поскольку функция донорная , то человеку гораздо интереснее
придумывать самому , чем копаться в старом , которое он обычно
даже не стремится запоминать . Если 1 аспект рассматривается
человпком как объективно данная часть мира , то 2 аспект - скорее
как свои личные умения , качества и творчество , поэтому критика
по 2 аспекту переживается гораздо острее , чем по 1-му , может
даже возникнуть желание во что бы то ни стало доказать
собственную правоту. Поскольку все мы склонны о других судить по
себе , то и к чужим проявлениям по 2 аспекту мы относпмся , как
к своим , т.е. полагаем свободу творчества , требуем
раскрепоститься , но категорически не принимаем пренебрежения
по этим аспектам , даже более категорично , чем по 1 аспекту ,
гипертрофированно остро замечаем недостатки и достоинства других
. Когда нас просят помочь по 2 аспекту, воспринимаем это как
признание наших успехов и с удовольствием помогаем . Более того
, при отсутствии последователей по второму аспекту чувствуем
свою ненужность.
Хорошее воспитание по второй- отсутствие категоричности в
оценках, ненавязчивость . Тренировка этой функции легче , успех
же тождественен самоутверждению в обществе .
Резюме : 2 функция творческая , здесь человек создает новое ,
до него не пзвестное . Творчество ради достижения цели по первой
и самоутверждения .
_ Б л о к "Э Г О"
Блок - это пара функций . Акцептная отражает действительность
, продуктивная формирует на основе информации , воспринятой
акцептной, новую информацию , которая может не вполне
соответствовать реальности. Эта неполнота с одной стороны -
недостаток , а с другой - благодаря ей и только ей возможно
творчество . Особенно это подходит к блоку Эго ( от латинского
"Я" ) , который и называется в соционике блоком творчества .
Общие свойства блока - строгий диктат ( индивид упрямо
отстаивает свои мнения и стремится внедрить их в социум ) ;
знание и распространение лучших стандартов , идеалов ; оценка
общества ; основное средство воздействия ( 2-я ради 1-ой ) ;
эго не знает сомнений , переживаний , угрызений совести ; при
его реализации индивид смел и бесстрашен , всегда уверен, что
найдет выход из сложившейся ситуации; для эго хапрактерны
словесные поправки по поводу всего, недостаточно разумного , или
, наоборот , опасного ; Эго - социально - демонстративный,
автономный или творческий блок ; блок точной самооценки ; блок
, при реализации которого человек требует адекватного его
способностям и качествам признания ; старание действовать
полностью самостоятельно .
По аспектам блока Эго шутят , сами не боятся показаться
смешными , поскольку юмор допустим лишь по аспектам, в которых
человек чувствует себя сильным . Не очень-то считаются с
авторитетами и общепринятыми нормами. По этим аспектам не
стесняются вступать в спор , высказывать возмущение и восхищение
, диктовать моду и давать безаппеляционные реплики .
Прекрасное понимание людей по этим составляющим .
Блок Эго включается энергично в активность только после того,
как приобретает последователей , желающих пользоваться его
идеями , но неспособных осуществить их , соответственно
ситуации ._ С л а б а я а к ц е п т н а я
м е н т а л ь н а я
Эту функцию отличает от первой "слабость". Ей не уделяется
обычно достаточно внимания , информация хотя и накапливается
, но медленно , от случая к случаю , уверенности в ее правильном
восприятии нет , скорость получения и первичной переработки
невелика , поэтому знаний не всегда хватает даже для собственных
нужд . Однако даже очень большое количество информации мало
помогает прибавить уверенности в себе , поэтому тут нет
четкой сферы интересов ; способна заинтересовать любая
необычная информация ( т.е. , почти любая ) . Ввиду того, что
человеку трудно здесь отличить главное от второстепенного , он
при принятии решения колеблется , не уверен , есть ли у него
право поступать так , как он поступает , поэтому частенько он
задает по этому элементу окружающим вопросы , конечно , если
уверен , что к ним уважительно отнесутся . Поскольку критика
воспринимается не очень приятно , сами критикуют окружающих
очень осторожно , не навязывая своего мнения . Память по этому
аспекту далеко не идеальная ( как можно четко запомнить то , что
и в данный момент воспринимается туманно ) . Мнению других
противостоять трудно, поэтому есть желание соответствовать
стандартам, быть не хуже большинства . Свои ошибки индивид
склонен списывать на то , что не научили . При возможности
помочь ( советом , делом страшнее ) кому - нибудь, человек не
применет выдать имеющуюся информацию, дать совет в надежде , что
и к нему отнесутся не хуже .
4-й функции нужна ненавязчивая помощь делом ( но при этом
пользоваться прямой помощю других совестно ) , человек , с
которым всегда готов обсудить интересующий вопрос и одобрить
принятое решение , нужен свободный приток информации . Тогда
возможен новый ее уровень развития, человек делается гораздо
более уверен в себе, интенсивнее и спокойнее живет, его 4-я
функция начинает напоминать энциклопедию, из которой окружающие
могут почерпнуть бездну полезного . Успех тем больше , чем
спокойнее отношение к данному аспекту , и чем больше уделяется
ему внимания . Но никогда 4-я функция не бывает настолько
категоричной и волевой , как 1-я . Для нее невозможно подняться
на тот уровень видения мира и его глобальных проблем , она при
лучшем своем развитии остается прикладной и обслуживающей
интересы самого индивида , его семьи , но не всего социума .
Резюме : 4-я функция - суггестивная ( внушаемая ) ,
функция пассивного изучения внешнего мира и следования
навязываемым стандартам.
_ С л а б а я п р о д у к т и в н а я
м е н т а л ь н а я
Самая слабая из всех ментальных , информация
воспринимается очень поверхностно , да и то не всегда . Четвертая
функция предоставляет мало информации, которой для точного знания
, чуства и уверенных действий по третьему элементу явно и почти
всегда не достает. Это определяет и то, что во первых, очень
тяжело сопротивляться нажиму окружающих ( МНС ) , который
воспринимается как очень не тактичный , а с другой стороны
приводит к множеству комплексов , неадекватных реакций на
окружающее ( например , самобичевание , чтоб пожалели ) ,
выдумывание реально не существующих вещей и т.п. ( естественно ,
что в дела других человек старается не вмешиваться, если только
это не касается его лично, очень не любит навязчивых и любопытных
. Обсуждение возможно только с его подачи . Комплимент по 3
аспекту настораживает , бывает приятным , только если не вызывает
сомнений его искренность и на нем не сконцентрировано излишнее
внимание . Ниудача мучает , надолго выбивает из колеи , перед
другими стыдно. За помощь грех не отплатить ) . Информацию по
3 аспекту труднее всего понять и запомнить , потому есть
стремление к обобщениям , обыкновенно выглядящим примитивными и
однобокими . Критика окружающиь воспринимается особенно остро и
обидно . Здесь нужно не критиковать , а тактично заботится .
Поэтому же всех , кому плохо по 3 аспекту , жалеют .
Саморегуляция по 3 функции . Станьте спокойнее , наверняка
не все так плохо , как кажется , спокойнее относитесь к критике,
старайтесь спокойно и не насилуя себя ее учитывать . Больше
общайтесь с представитялями своей квадры , и особенно с