Смекни!
smekni.com

Теория функций. Функционика. Модель личности по Аугустинавичуте (стр. 3 из 3)

дополнениями . ( Лучшее , чего может желать индивид по 3 аспекту

- это свобода , не стесненность в выборе способа действия ,

друга , на которого и на мнение которого всегда можно

положиться . )

Резюме : 3-я функция - место наименьшего сопротивления ,

самая слаборазвитая из всех сознательных , задавленное

творчество, место комплексов , мешающих ее развитию . Без

преодоления ее слабости полноценная жизнь невозможна .

_ Общая характеристика блока

С у п е р э г о

Блок контроля творчества , наибольших сомнений и переживаний

, блок совести ; по блоку и акцепция , и продукция слабые .

Личность стремится не выделятся из ряда других, применять

испытанные шаблоны и стереотипы . Однако данная слабость дает

сильнейший стимул к самосовершенствованию . Черезмерная

чувствительность и плохая ситуация по аспектам блока СуперЭго

приводят к мукам самооценки и психосоматическим заболеваниям .

Защищенность тем больше , чем больше накоплено стереотипов и чем

лучше типовое окружение. С другой стороны недостаточная

чувствительность должна приводить к черезмерной гиперактивности .

Блок СуперЭго - поиск самоподчиняющихся и сопереживающих. (

СуперЭго переходит от разговоров к действию тоже только после

того, как обеспеченные его информацией люди начинают действовать

сами , ипросто необходимо выравнивать их линию поведения ) .

Оценка себя с точки зрения соответствия социальным стандартам

, отсюда сверхценность аспектов блока СуперЭго._ С и л ь н а я в и т а л ь н а я

а к ц е п т н а я

Этот аспект воспринимается как постоянный фон при 1 аспекте

. Глубокого познания нет , можно сказать , что этот аспект

существует только "свой" . Другие по нему оцениваются крайне

редко . Воспринимются такими , как они есть . В своих

собственных проявлениях индивид разбирается тем лучше , чем

большего от него ожидают окружающие, чем больше рассказывают о

личных и глобальных проблеммах . Для успешной деятельности по

этой функции нужна "программа" окружающих. Наличие этой

программы помогает жить, отсутствие - создает у индивида ощущение

своей ненужности . Более того , соответствующая часть своих

собственных нужд в большей степени игнорируется , нужды других

воспринимаются , напротив , остро . Накопленная информация и

умения используются как затычка в прорехах социума . Более того ,

человек часто даже сознательно экономит на себе и изобретает

способы экономии для других , чтобы ( как ему кажется )

улучшить их ситуацию . Не жертвовать собой для других тяжело ,

но и разбазаривать не мед , поэтому часто возникает

желаниеприбедняться, говорить зараннее , что все плохо , резервов

нет , пока не успели попросить. Еще более страшно навязать другим

свою волю . Сила этой функции в умении выполнять заказы

общества . С точки зрения своих нужд здесь более харрактерно

умениене проигрывать , чем умение выигрывать . Собственный

вклад в общество пропорционален затратам . Если эти затраты

дали эффект - удовлетворение , если нет - "жаль , но делать

нечего . Если программу не удается выполнить - глубокая

неудовлетворенность, что "недотянул" .

Регуляция : не стоит себя разбазаривать , не стоит быть

навязчивым , предлагая всем и всюду "экономить" - это могут и

не так понять .

Резюме : - 1 функция млоасознанного восприятия потребностей

социума и волевого их претворения .

_ С и л ь н а я в и т а л ь н а я

п р о д у к т и в н а я

Похожа на вторую . Это реакция на -1 аспект по -2 аспекту .

На -2 аспекте формируется "полукинетическая" двигательная

активность на закладываемую по -1 программу . Для действий по -2

аспекту характерно выдать наивысший возможный стандарт ,

одержимость и соревнование. Невозможность выхода по -2 функции -

причина подавленности , а активность выглядит очень спонтанной

. Необычайно чувствительна к ошибкам других , но реагирует не

словами , а действием , что выглядит как помощь .

Критиковать других считается бестактным, хочется служить им

опорой , быть идеальным . Желание быть идеальным может приводить

к желанию быть выше критики и вне критики , которая может

расстроить. Хорошее воспитание- не делать из себя выдуманного

кумира и не забывать о себе .

Резюме : -2 функция - это наиболее деятельная функция , по

ней осуществляется каждодневный добросовестный труд ._ Б л о к "И д"

Свои потребности отождествляет с потребностями общества ,

без этого отождествления незачем жить . О своих потребностях

заботятся, если это входит в заказ . По этому блоку нет

изощренного стратегического творчества , этот блок повседневного

труда , в котором , однако , стремятся использовать и

исполюзуют лучшие из стандартов .

Блок социальной реализации индивида . Средство

психофизического освоения внешнего мира , средство демонстрации

возможностей своего организма . Потребность быть законченным и

отмеченым ._ С л а б а я а к ц е п т н а я

в и т а л ь н а я

В сигналах - раздражителях по этому аспекту разобраться

самому тяжело , они воспринимаются , с одной стороны , как

что-то очень важное, а с другой стороны - как шум. Человек

чувствует себя хорошо, только если ему его самого объясняют и

говорят , что с собой делать. При отсутствии этой заботы ,

особенно если есть серьезные проблеммы, чувствует себя брошенным

ребенком . Своих проблемм по -4 аспекту редко стесняются ,

легко могут попросить помочь , но в этом нет навязчивости ,

это именно просьба , а не требование . Притом , относясь к

данному аспекту как к очень важному , стараются не

противопоставлять свои личные интересы чужим , существует даже

некоторая жертвенность , чтобы не обвинили в эгоизме , заметили и

позаботились. Важна и забота , и сам факт ее наличия , снимающий

тягостную ответственность по -4 функции . Можно сказать , что по

-4 функции непривередливы .

Критику воспринимают спокойно , как заботу . Дуализация

позволяет развивать эту функцию . Самовоспитание - дело трудное .

Характерно физическое избегание неприятного .

Резюме: -4 функция - суггестивная витальная функция , на

мнение человека легко влиять , он идет за обществом , если

социальная программа учитывает потребности индивида , чувствует

себя счастливым, если не мучает антисовесть .

_ С л а б а я п р о д у к т и в н а я

в и т а л ь н а я

Здесь формируется инстинктивная реакция на акцептируемые

-4 функцией сигналы . В их проявлении человек менее всего волен .

Собственное состояние по 3 функции осознается крайне слабо .

Критика крайне неприятна , реакция - "или не критикуйте , или

помогите " . -3 - мимозообразная функция . Когда критиковать не

за что , а есть за что хвалить , то это - лучший комплимент . Все

, что ухудшает ситуацию по -3 функции , индивид пытается

ликвидировать тут же . Имеют место декларации о великом

значении -3 аспекта , Человека , которому плохо по -3-ей , очень

жалеют , и, если могут , стараются помочь , особенно, если это -

близкий . За заботу по -3-ей человек очень благодарен, она

подкупает. Сам индивид и окружающие понимают под "хорошим

поведением" отсутствие жалоб и демонстраций по -3 аспекту.

Резюме : -3 - наиболее слабая из функций , самая

малоосознанная, ее неполадки серьезно нарушают работу психики .

-3 аспект - мотив проблемм ._ Б л о к СуперИд

Блок СуперИд - блок отгораживание через самобичевание . Его

результатами лимитируется деятельность блока Ид. Акцепция и

продукция блока слабые . ( Если акцепция худо-бедно идет -

продукция совершенно незначительна , притом спонтанна и

неуправляема ) . По блоку СуперИд человек не может разумно

действовать , всегда либо запаздывает, либо суетится , помогает

кому-либо , когда стоит позаботится о себе . С этим блоком

связано физическое самочувствие человека . В своих проблеммах и

ошибках склонны обвинять кого угодно, но только не себя - если

худо , а помощи нет , мучает антисовесть ._ М о д е л ь и н ф о р м а ц и о н н о г о

м ет а б о л и з м а

Функции - составляют статическую структуру модели А. Они

не работают по одиночке , но всегда парами - блоками .

Акцептная функция блока по возможности отражает действительность

, продуктивная реагирует , творчески приспосабливаясь .

Происходит это почти одновременно , тем быстрее , чем более

сильно дифференцирована функция. Проследить их проявление

отдельно мы можем только в отдельных случаях. Блоки тоже

функционируют независимо . Слабые блоки тоже нуж9аются в помощи

( действием и (или) объяснением ) , им необходимо время для

накапливания энергии иинформации. Таким образом они лимитируют

деятельность индивида , который вынужден ориентироваться на

требования социума . Получается динамическая система :

Э г о 1,2 блок творчества и экспансии

в социум

СуперЭго 4,3 блок контроля творчества и созна-

тельное приспособление к воле

социума

Ид -1,-2 блок повседневного труда , претво-

рение в жизни воли социума

СуперИд -4,-3 блок, лимитирующий труд ; нуждаю-

щийся в коррекции и заботе социума

Таким образом кинетическими болками индивид вторгается в

дела социума , по блокам СуперЭго и СуперИд социум вторгается в

дела индивида . При правильном функционировании модели это

обеспечивает всестороннюю включенность индивида в жизнь общества

, полноценную системную связь . При нарушении этой связи -

психосоматические заболевания , ассоциальное поведение ,

недореализация личности .

Информация в известном смысле энергия психики , она ею

питается, перерабатывает ивыдает . Энергия эта двух видов :

ментальная ( здесь информационность наиболее заметна ) и

витальная . Поступление ее происходит соответственно на 4-ю и на

-4 функции. Поэтому ее можно уподобить бензобаку, на 3-ем канале

происходит "зажигание" и здесь важно , чтобы не выделялось больше

энергии, чем ее может реализоваться на блоке Эго . Если Ид

обеспечен программой , а Эго - информацией , происходит

продуктивная деятельность этих блоков. Причем деятельность 1-го

канала призвана обеспечить приток по 4._ Л И Т Е Р А Т У Р А

1. А. Аугустинавичуте "Социон"

2."Характеристика интуитивно-логического экстратима"

3."Характеристика интуитивно-этического интротима"

4."Характеристика сенсорно-логического интротима"

5."Характеристика логико-сенсорного интротима"

6."Характеристика этико-сенсорного интротима"

7. "Характеристика этико-интуитивного интротима"

8. А. Аугустинавичуте "О возможностях построения

психологической модели межличностных отношений "

9. Филлимонов С.В. "Признак рациональность - иррациональность в

соционике , или о двух типах в типе "